Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего судьи Панаиотиди И.В,
судей Алборова У.Я. и Хадонова С.З,
при секретаре Гуляровой Ж.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания в интересах неопределенного круга лиц к Администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения РСО-Алания; Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания о признании незаконным бездействие АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания и возложении на Администрацию местного самоуправления Ардонского городского поселения РСО- Алания и Администрацию местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания устранить нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц путем ликвидации несанкционированной свалки, используемой под полигон твердых бытовых отходов на северной окраине г.... (ул... ) с проведением мероприятий по рекультивации и благоустройству территории, возложить на Администрацию местного самоуправления Ардонского городского поселения РСО-Алания и Администрацию местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания обязанность обеспечить выбор земельного участка под строительство полигона ТБО и оборудования его в соответствии с СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", разработки программы производственного контроля при эксплуатации полигона ТБО, заключить договор с аккредитованной лабораторией на осуществление ППК, по апелляционной жалобе АМС Ардонского городского поселения Ардонского района РСО-Алания на решение Ардонского районного суда РСО-Алания от 21 августа 2017 года, которым постановлено:
Административные исковые требования Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания к Администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения РСО-Алания и Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания о признании незаконным бездействие АМС Ардонского городского поселения PCO-Алания и возложении обязанности устранить нарушения закона - удовлетворить.
Бездействие АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания по непринятию мер к устранению нарушений прав и свобод неопределенного круга лиц - признать незаконным.
Возложить на Администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения РСО-Алания и Администрацию местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания устранить нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, путем ликвидации несанкционированной свалки организованной в пределах границ земельного участка площадью... кв. м, с в границах кадастровый номер.., расположенной на северной окраине г.... (ул... ) используемой под полигон твердых бытовых отходов на северной окраине г... (ул... ) с проведением мероприятий по рекультивации и благоустройству территории, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Возложить на Администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения РСО-Алания и Администрацию местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания устранить нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц и в срок три месяца, со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить выбор земельного участка под строительство полигона ТБО и оборудовать его в соответствии с СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", разработать программу производственного контроля при эксплуатации полигона ТБО и заключить договор с аккредитованной лабораторией на осуществление ППК.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО-Алания Алборова У.Я, объяснения по доводам апелляционной жалобы представителя АМС Ардонского городского поселения Ардонского района РСО-Алания Чехоева В.Г, возражения представителя третьего лица-Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания Агузаровой Е.Т, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
установила:
Управление Роспотребнадзора по РСО-Алания в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с административным иском к АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания и АМС Ардонского района РСО-Алания с требованиями о признании незаконным бездействие АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания и возложении на ответчиков обязанности устранить нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц.
В обоснование заявленных требований, административный истец указал, что в сентябре... года на основании обращения Северо-Осетинской региональной природоохранной общественной организации "Фат" в отношении АМС Ардонского городского поселения проведено административное расследование по факту организации на окраине г.... несанкционированной свалки. По результатам проведенного расследования был составлен протокол по ст. 8.2 КоАП РФ и в отношении ответчика вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Главе АМС Ардонского городского поселения Ардонского района РСО-Алания выдано представление об устранении причин и условий административного правонарушения, способствовавших его совершению. Ответчиком не выполняются возложенные на него законодательством обязанности по соблюдению требований природоохранного законодательства, что влечет за собой загрязнение почвы территории населенного пункта и нарушает тем самым, конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, интересы государства в сфере охраны природных ресурсов, как основы жизни и деятельности народов Российской Федерации. Управление Роспотребнадзора просило суд, признать незаконным бездействие Администрации местного самоуправления Ардонского городского поселения Ардонского района РСО-Алания. Возложить на АМС Ардонского городского поселения Ардонского района РСО-Алания и АМС Ардонского района устранить нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, путем ликвидации несанкционированной свалки, используемой под полигон твердых бытовых отходов на северной окраине г.... (ул.... ) в пределах границ земельного участка с кадастровым номером... с проведением мероприятий по рекультивации и благоустройству территории, выбора земельного участка под строительство полигона ТБО и оборудования его в соответствии с СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", разработки программы производственного контроля при эксплуатации полигона ТБО, заключения договора с аккредитованной лабораторией на осуществление ППК в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания - Ватаева М.Р. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители административных ответчиков АМС Ардонского городского поселения РСО-Алания и АМС Ардонского района РСО-Алания Хабалов В.Р. и Чехоев В.Г. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования Управления Роспотребнадзора по РСО-Алания не признали, просили в удовлетворении отказать.
Представитель заинтересованного лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики РСО-Алания - Агузарова Е.Т. в судебном заседании суда первой инстанции разрешение административных исковых требований оставила на усмотрение суда.
Ардонским районным судом РСО-Алания 21 августа 2017 года постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, административный ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение районного суда отменить, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец-Управление Роспотребнадзор по РСО-Алания, административный ответчик-АМС Ардонского района РСО-Алания, своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке. В соответствии с положениями части 6 статьи 226 - КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 2).
Из материалов дела следует, что земельный участок, площадью... кв. м, разрешенное использование: площадка для временного складирования (хранения) бытовых отходов, расположенный по адресу:.., (район объездной дороги), площадью... кв. м, находится на территории Ардонского городского поселения, и имеет кадастровый номер...
Постановлением N... от... года, данный земельный участок, площадью... кв. м, Ардонским городским поселением передан АМС Ардонского района в постоянное (бессрочное) пользование для оборудования площадки временного складирования (хранения) бытовых отходов.
Судом достоверно установлено, что в пределах границ Ардонского городского поселения, на северной окраине города, образовалась несанкционированная свалка.
Возлагая мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки на АМС Ардонского городского поселения и АМС Ардонского района РСО-Алания, суд первой инстанции исходил из того, что несанкционированные свалки бытовых отходов расположены на земельных участках, правообладателем которых является АМС Ардонского городского поселения, а к вопросам местного значения относятся, в том числе участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на нормах материального и процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Так, согласно п.1.2 СанПиН 42-168-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1). Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Аналогичные положения закреплены и в Уставе г. Ардон и АМС Ардонского района РСО-Алания.
Кроме того, согласно пункту 1.2 СанПиН 42-168-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" система санитарной очистки и уборки территории населенных мест, должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно- бытового назначения; жидких отходов из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.
Вместе с тем, судом достоверно установлено, что ответчиками грубо нарушаются санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденные главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года и предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений.
При осмотре территории несанкционированной свалки обнаружено, что площадка для временного складирования (хранения) бытовых отходов, не оборудована, обнаружены продукты жизнедеятельности крупного и мелкого рогатого скота, твердые и жидкие промышленные и бытовые отходы, трупы павших животных; пробы почвы на микробиологические показатели согласно лабораторным исследованиям не соответствуют СанПиН 2.1.7.1287-03"Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы", индексы бактерий групп кишечной палочки и энтерококка превышены в 10 раз. Все эти нарушения также подтвердились материалами административного расследования, а именно: актом N... от... года; протоколом от... года; постановлением N... от... года.
Поскольку создание несанкционированных свалок на землях населенных пунктов оказывает отрицательное воздействие на качество жизни и благополучие неопределенного круга лиц, то нарушаются их права на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде.
При указанных обстоятельствах, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку, и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Ардонского районного суда РСО-Алания от 21 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АМС Ардонского городского поселения Ардонского района РСО-Алания - без удовлетворения.
Председательствующий Панаиотиди И.В.
Судьи: Алборов У.Я.
Хадонов С.З.
Справка: решение вынесено судьей Ардонского районного суда РСО-Алания Туаевым М.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.