Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Красавцевой Т.Л., рассмотрев 21 февраля 2018 года в г. Сыктывкаре жалобу филиала ОАО "РЖД" Северная железная дорога на решение судьи Интинского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2017 года, которым
постановление заместителя начальника отдела НОТБ УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора Петровой О.В. от 09 ноября 2017 года "Номер обезличен" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.7.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела НОТБ УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора Петровой О.В. от 09 ноября 2017 года "Номер обезличен" ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.7.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере... руб.
Не согласившись с постановлением должностного лица, ОАО "РЖД" обратилось в Интинский городской суд Республики Коми с жалобой об отмене указанного постановления.
Судом вынесено приведённое решение.
Оспаривая законность вынесенного судебного решения, ОАО "РЖД" в лице филиала Северная железная дорога направило жалобу, в которой указывает на нарушение порядка проведения проверки в отсутствие представителя органа государственного контроля (надзора), настаивает на рекомендательной характере результатов оценки уязвимости при разработке плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ссылается на то, что "закладка" муляжа самодельного взрывного устройства была произведена в зоне свободного доступа.
Заслушав объяснения представителя ОАО "РЖД" Т, проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, оснований для отмены вынесенного решения суда и удовлетворения доводов жалобы не усматриваю.
Статья 19.7.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление субъектом транспортной инфраструктуры либо перевозчиком информации об угрозах совершения или о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Как следует и материалов дела, основанием привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности явилось то, что при беспрепятственном проникновении "Дата обезличена" в... сотрудников отделения УФСБ России по Республике Коми в г. Инте в административное здание железнодорожной станции... и установке ими муляжа самодельного взрывного устройства под дверью помещения "... " при обнаружении муляжа дежурной по станции... К, сообщившей о данном факте заместителю начальника станции по грузовой работе П. В... П, при оповещении по распоряжению П. по имеющейся в помещении дежурных по станции... "... при возникновении транспортных происшествий, угрозе и в возникновении ЧС природного характера и актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта" в период с... до... дежурных: пожарного поезда станции.., по станции... восстановительного поезда станции.., единой диспетчерской службы администрации МО ГО "Инта", скорой помощи ГБУЗ РК "Интинская ЦГБ", подразделений МЧС России г. Инты, а также дежурной части ОМВД России по г. Инте, не проинформированы следующие компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности: ответственное лицо УФСБ России по Республике Коми, дежурный УГАН НОТБ по СЗФО Ространснадзора, Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
В силу пункта 9 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона Российской Федерации обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено данным Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьёй 8 данного Федерального закона.
На основании статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьёй 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года N495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры, в частности, к железнодорожным вокзалам и станциям.
Из положений пункта 5 названных требований следует, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры: обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и на основании утверждённых Федеральным агентством железнодорожного транспорта её результатов оценки уязвимости объекта разработать и представить на утверждение план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта; утвердить организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в том числе: порядок реагирования сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению акта незаконного вмешательства или совершение акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры, порядок информирования Федерального агентства железнодорожного транспорта и уполномоченных органов службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о непосредственных прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства.
Подпунктом 20 названного пункта Требования прямо предусмотрена обязанность субъекта транспортной инфраструктуры незамедлительно информировать Федеральное агентство железнодорожного транспорта и уполномоченные подразделения органов службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел, а также Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об угрозах совершения и (или) совершении акта незаконного вмешательства в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации. Приказом Минтранса РФ N 52, ФСБ РФ N 112, МВД РФ N 134 от 05 марта 2010 года утверждён Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, согласно пунктам 2,3 которого к таким угрозам относятся: угроза взрыва - возможность разрушения объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела); угроза размещения или попытки размещения на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве взрывных устройств (взрывчатых веществ) - возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить объект транспортной инфраструктуры и/или транспортное средство, нанести им и/или их грузу повреждения.
Железнодорожная станция... расположена по адресу:... и включена в реестр категорированных объектов за номером "Номер обезличен" от "Дата обезличена", ей присвоена... категория, о чём ОАО "РЖД" направлено уведомление "Номер обезличен" от "Дата обезличена". Согласно заключению Росжелдора от "Дата обезличена" утверждены результаты оценки уязвимости указанного объекта, а также "Дата обезличена" разработан план обеспечения транспортной безопасности, Росжелдором "Дата обезличена" в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности отказано.
Проанализировав положения норм действующего законодательства и установив, что при проведении контрольных мероприятий и обнаружении муляжа самодельного взрывного устройства информация о его обнаружении и потенциальной угрозе совершения и (или) совершении акта незаконного вмешательства до всех уполномоченных лиц не была доведена, в частности, о совершении акта не были уведомлены и проинформированы ответственное лицо УФСБ России по Республике Коми, представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях привлекаемого лица состава вменённого правонарушения и законности вынесенного постановления должностного лица.
Факт совершения ОАО "РЖД" вменённого правонарушения нашёл свое подтверждение в представленных доказательствах, обоснованность его привлечения к административной ответственности по части статье 19.7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом фактических обстоятельств сомнений не вызывает.
Доводы жалобы, в которых заявитель настаивает на нарушении порядка проведения проверки в отсутствие представителя органа государственного контроля (надзора) неправомерны.
Контрольные мероприятия уполномоченными лицами органов службы безопасности проведены в пределах предоставленных Федеральным законом от 03 апреля 1995 года N40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" полномочий по обеспечению функций по борьбе с терроризмом, осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьёй 12 приведённого Закона на органы федеральной службы безопасности возложена обязанность выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма, обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок.
Правонарушение выявлено сотрудниками УФСБ России по Республике Коми в рамках осуществления предоставленных Федеральным законом от 03 апреля 1995 года N40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" полномочий и в данном случае, обязательное участие при проведении проверки субъектов транспортной инфраструктуры представителя органа государственного контроля (надзора) не являлось обязательным.
Доводы жалобы, что закладка муляжа самодельного взрывного устройства осуществлена в зоне свободного доступа, также не могут быть приняты во внимание.
В силу положений статьи 1 Федерального закона РФ от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" зоной транспортной безопасности является объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещенных животных.
Административное здание железнодорожной станции "... ", расположенное по адресу:.., вход в служебные помещения которого оборудован металлической входной дверью с механическим кодовым замком и где под дверью помещения "... " была осуществлена закладка, относится к объекту транспортной инфраструктуры находящемуся в зоне транспортной безопасности. С учётом назначения административного здания железнодорожной станции данное здание не может входить в сектор свободного доступа.
Таким образом, ОАО "РЖД" обязано было обеспечить выполнение всех требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), в рассматриваемом случае, путём информирования всех уполномоченных лиц.
Поскольку в соответствии с установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года N 495 порядком разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры осуществляется на основании утверждённых результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, принятие мер по защите объекта от актов незаконного вмешательства напрямую связано с обеспечением безопасности и оценкой уязвимости объекта, по результатам проведения которой в зависимости от ее результата осуществляется внесение изменений в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, доводы жалобы о том, что оценка уязвимости носит рекомендательный характер безосновательны и не могут быть приняты во внимание.
При установлении фактических обстоятельств по результатам оценки доказательств допущенное ОАО "РЖД" как субъектом транспортной инфраструктуры нарушение порядка информирования о наличии угрозы совершения или о совершении актов незаконного вмешательства на объекте в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности, послужившее правовым основанием привлечения заявителя к административной ответственности, установлено. Нарушений требований закона, влекущих отмены вынесенных по делу решений, не допущено.
Вина заявителя установлена административным органом и подтверждена материалами административного дела. Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у заявителя отсутствовала возможность для соблюдения требований законодательства, и доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были предприняты все зависящие от него меры для их соблюдения, не представлено.
Наказание назначено в пределах санкции статьи 19.7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует характеру и тяжести совершённого правонарушения, обстоятельствам его совершения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, на момент привлечения лица к административной ответственности не имелось.
Оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены постановления судьи не усматриваю.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Интинского городского суда Республики Коми от 12 декабря 2017 года оставить без изменения, жалобу филиала ОАО "РЖД" Северная железная дорога - без удовлетворения.
Судья В.М. Соболев
Копия верна, судья В.М. Соболев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.