СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н,
судей Слободянюк Т.А, Перминовой Н.А,
при секретаре Красавцевой Т.Л,
рассмотрела в судебном заседании 22 марта 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", которым:
возложена обязать на администрацию МО ГО "Сыктывкар" произвести омолаживающую рубку обрезку 4 тополей на высоту ствола 8 метров и формовочную обрезку 1 (одного) тополя на высоту ствола 7 метров, произрастающих со стороны дворового фасада по адресу "Адрес обезличен" (согласно акта осмотра зеленых насаждений от "Дата обезличена");
взысканы с администрации МО ГО "Сыктывкар" в пользу В расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и 5000 рублей за услуги представителя, а всего 5300 (пять тысяч триста) рублей.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А, объяснения представителей администрации МО ГО "Сыктывкар" Б. и З, объяснения представителя В Г, представителя ООО УК "Октябрьская" М, судебная коллегия
установила:
В, в лице представителя Г обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар", в котором просила укоротить старые высокие деревья по высоте, находящиеся на придомовой территории домов "Номер обезличен" и "Номер обезличен" по "Адрес обезличен", взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование своих требований указала, что "Дата обезличена" обратилась с заявлением к ответчику, в котором просила укоротить по высоте старые высокие деревья во дворах домов "Номер обезличен" и "Номер обезличен" по "Адрес обезличен", ввиду наличия угрозы для людей и транспорта. "Дата обезличена" Управлением ЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" ей был дан ответ, из которого следовало, что Управлением проведено комиссионное обследование зеленых насаждений, по результатам которого подготовлен проект постановления с рекомендациями выполнения мероприятий по содержанию зеленых насаждений находящихся на территориях жилых домов "Номер обезличен" и "Номер обезличен" по "Адрес обезличен" (омолаживающая обрезка 4 тополей на высоту ствола 8 метров, формовочная обрезка 1 тополя на высоту ствола 7 метров), которое будет направлено в адрес ООО УК "Октябрьская" после утверждения. Однако более никаких мер по заявлению истца ответчиком принято не было, чем нарушены ее права.
К участию в деле в качестве 3 лиц привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра по РК", ООО УК "Октябрьская".
Определением суда от 04.09.2017 произведена замена процессуального статуса ООО УК "Октябрьская" с третьего лица на соответчика.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит решение суда отменить, считая его незаконным и вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Данный ответчик полагает, что обязанность по надлежащему содержанию придомовой территории лежит на управляющей организации, в том числе по своевременному принятию мер к обрезке и вырубке аварийных деревьев.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что В является собственником "Адрес обезличен", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права "Номер обезличен" от "Дата обезличена".
"Дата обезличена" истица обратилась с заявлением к ответчику, в котором просила укоротить по высоте старые высокие деревья во дворах домов "Номер обезличен" и "Номер обезличен" по "Адрес обезличен", ввиду наличия угрозы для людей и транспорта.
В рамках рассмотрения обращения истца Управлением ЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" проведено комиссионное обследование зеленых насаждений находящихся на территориях жилых домов "Номер обезличен" и "Номер обезличен" по "Адрес обезличен", по результатам которого подготовлен проект постановления с рекомендациями выполнения мероприятий по содержанию зеленых насаждений (омолаживающая обрезка 4 тополей на высоту ствола 8 метров, формовочная обрезка 1 тополя на высоту ствола 7 метров).
"Дата обезличена" В дан ответ, из которого следует, что проект постановления после утверждения будет направлен в адрес ООО УК "Октябрьская", т.е. управляющую компанию, в случае отсутствия в перечне обязательных видов работ пункта по содержанию зеленых насаждений в договоре, заключенном между управляющей компанией и собственниками помещений жилого дома, рекомендовано организовать собрание собственников помещений по вопросу обрезки деревьев, финансирования данных работ с принятием соответствующего решения и его направления в управляющую компанию ООО УК "Октябрьская".
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что организация поддержания в безопасном состоянии элементов озеленения и благоустройства на городской территории входит в компетенцию органа местного самоуправления, что предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Между тем, с данным выводом нельзя согласиться, поскольку он не основан на законе.
Согласно пункта 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения.
Решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 7 июля 2014 года N 26/2014-385 утверждены Правила благоустройства муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Данные Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определяют порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий (пункт 2 Правил).
Пунктом 79 указанных Правил (действующих на момент обращения заявителя) определено, что содержание придомовых территорий осуществляется в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Правительством Российской Федерации, минимальным перечнем необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, принятыми собственниками помещений решениями о перечне, объемах услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также в соответствии с настоящими Правилами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Подпунктом "ж" пункта 11 указанных Правил предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества, тогда как пунктом 8.2 Правил благоустройства муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденных Советом МО ГО "Сыктывкар 07.07.2014г. N 26/2014-385 определено, что вырубка, обрезка, пересадка, посадка, реконструкция деревьев и кустарников осуществляется на основании и в соответствии с разрешением администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" только в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Из пункта 10 Постановления N 491 следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с пунктом 3.8.3 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда или на договорных началах - специализированной организацией.
Пунктом 1.8 названных Правил предусмотрено, что техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в том числе санитарное содержание: а) уборка мест общего пользования; б) уборка мест придомовой территории; в) уход за зелеными насаждениями. Данные работы включены в перечень работ по содержанию жилых домов указанных Правил.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (об основных характеристиках объекта недвижимости) от "Дата обезличена", жилой "Адрес обезличен" 1967 года постройки, т.е. введен в эксплуатацию до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован, он находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под домом. В свою очередь, собственники помещений дома вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Из вышеприведенных положений следует, что собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме обязаны содержать земельный участок под многоквартирным домом, фактически находящийся в их пользовании, даже если он не сформирован и не поставлен на кадастровый учет.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления деятельность.
Согласно акта наружного осмотра зеленых насаждений Управления ЖКХ МО ГО "Сыктывкар" от "Дата обезличена", схемы расположения земельного участка (л.д.46), кадастровой карты (л.д.49) насаждения находятся на придомовой территории жилого "Адрес обезличен".
"Дата обезличена" между ООО УК "Октябрьская" и В заключен договор управления многоквартирным домом "Номер обезличен" по "Адрес обезличен", по условиям которого Общество взяло на себя обязанность по оказанию услуг по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме
Из приложения "Номер обезличен" к указанному договору следует, что в перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД входит, в том числе и валка сухостойных и больных деревьев в городских условиях
Учитывая фактические обстоятельства дела, положения действующего законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что именно на организации, осуществляющей обслуживание многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "Адрес обезличен", лежит обязанность по надлежащему содержанию придомовой территории, в том числе по своевременному принятию мер к обрезке и вырубке деревьев, так как неопределенность границ придомовой территории не влияет на обязанность управляющей организации поддерживать в надлежащем состоянии общее имущество собственников многоквартирного дома.
Принимая во внимание изложенное, доводы апелляционной инстанции о неправильном применении норм материального права нашли свое подтверждение, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с оценкой требований истца в части взыскания понесенных судебных расходов, однако, поскольку они являются производными от основных требований, в этой части решение также подлежит отмене с вынесением нового решения о взыскании судебных расходов с ООО УК "Октябрьская".
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда от "Дата обезличена" отменить, вынести новое решение.
Обязать ООО УК "Октябрьская" произвести омолаживающую рубку обрезку 4 (четырех) тополей на высоту ствола 8 метров и формовочную обрезку 1 (одного) тополя на высоту ствола 7 метров, произрастающих со стороны дворового фасада по адресу "Адрес обезличен", согласно акта осмотра зеленых насаждений от "Дата обезличена".
В удовлетворении требований В к администрации МО ГО "Сыктывкар" отказать.
Взыскать ООО УК "Октябрьская" в пользу В расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и 5000 рублей за услуги представителя, а всего 5300 (пять тысяч триста) рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.