Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.
судей Мишеневой М.А, Гудковой Г.В.
при секретаре Хяниной А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица администрации Лоухского муниципального района на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 11.01.2018 по иску Лебедевой Т.И. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Лоухский детский сад о признании действий работодателя незаконными, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лебедева Т.И. обратилась с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Лоухский детский сад по тем основаниям, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с (... ). В соответствии с условиями трудового договора истцу установлен оклад, доплата за работу с вредными условиями труда - 8%, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера 80%, районный коэффициент к заработной плате 40%. Расчет ежемесячной заработной платы истцу за период с декабря 2016 г. по ноябрь 2017 г. производился менее установленного минимального размера оплаты труда. На основании изложенного истец просила признать действия работодателя незаконными, взыскать задолженность по заработной плате за период с декабря 2016 г. по ноябрь 2017 г. в размере 80179,70 руб.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд признал действия ответчика по начислению заработной платы ниже МРОТ незаконными, взыскал с ответчика в пользу Лебедевой Т.И. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с декабря 2016 г. по ноябрь 2017 г. в сумме 73810,29 руб. Решение суда в части взыскания заработной платы обращено к немедленному исполнению. С муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Лоухский детский сад в пользу бюджета Лоухского муниципального района РК взыскана государственная пошлина в размере 100 руб.
С решением суда не согласно третье лицо - администрация Лоухского муниципального района, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы указывает, что постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш" действует с момента его провозглашения (07.12.2017) и распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты, что также следует из положений Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что Лебедева Т.И. состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности уборщика служебных помещений детского сада.
В период с декабря 2016 г. по ноябрь 2017 г. истцу начислялась и выплачивалась заработная плата в пределах минимального размера оплаты труда, в состав которой были включены районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемая в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Согласно ч.1 ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш" взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановлено, что выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Удовлетворяя заявленные исковые требования в части взыскания с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы в виде сумм районного коэффициента и процентной надбавки за работу истца в районе Крайнего Севера за период с декабря 2016 г. по ноябрь 2017 г. суд первой инстанции, основываясь на вышеуказанном Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П исходил из того, что размер начисленной и выплаченной заработной платы истца без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки (80%) ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации.
Однако такой порядок применения Постановления Конституционного Суда РФ противоречит требованиям ст. 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в решении Конституционного Суда Российской Федерации, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок его вступления в силу, а также порядок, сроки и особенности исполнения. В случае, если такие специальные условия в Постановлении не оговорены, действует общий порядок, предусмотренный названным Федеральным конституционным законом.
В Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 N 252-О-Р "По ходатайству Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П" указано, что Конституционный Суд РФ специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления от 7 декабря 2017 г. N 38-П, а потому в соответствии с частью первой статьи 79 названного Федерального конституционного закона оно вступило в силу с момента провозглашения.
Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты (то есть на будущее время после 07.12.2017), при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При таких обстоятельствах решение суда, которым произведен расчет и взыскание данных надбавок за прошедший период, подлежит отмене с принятием по делу нового решения - об отказе в иске.
Из материалов дела следует, что решение суда, обращенное к немедленному исполнению в части взыскания заработной платы, исполнено в полном объеме 26.01.2018, исполнительный лист возвращен в суд.
Согласно положениям ст. 443 ГПК РФ, в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).
Из смысла и содержания указанной нормы закона следует, что поворот исполнения решения суда применяется для исполнения решения суда, принятого после нового рассмотрения дела, которым было отменено или изменено решение суда, приведенное в исполнение. Задачей поворота исполнения решения суда является возвращение ответчику всего, что с него необоснованно взыскано по отмененному решению суда.
Частью 1 ст. 445 ГПК РФ предусмотрено, что суд, рассматривающий дело в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, если он своим решением, определением или постановлением окончательно разрешает спор, либо прекращает производство по делу, либо оставляет заявление без рассмотрения, обязан разрешить вопрос о повороте исполнения решения суда или передать дело на разрешение суда первой инстанции.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым произвести поворот исполнения решения Лоухского районного суда Республики Карелия от 11.01.2018, взыскать с Лебедевой Татьяны Ивановны в пользу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Лоухский детский сад денежные средства в сумме 73810,29 руб.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 11.01.2018 по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске.
Произвести поворот исполнения решения Лоухского районного суда Республики Карелия от 11.01.2018, взыскать с Лебедевой Т.И. в пользу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Лоухский детский сад денежные средства в сумме 73810,29 руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.