Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В,
судей Маловой Н.Б, Душнюк Н.В,
при секретаре Баталовой Т.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 января 2018 г. по иску Терещенко В. М. к государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска" об оспаривании решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Терещенко В.М. обратился с иском в суд, обосновывая требования тем, что государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы г. Петрозаводска" (далее - ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Петрозаводска") на его заявление от 18.12.2017 о присвоении звания "Ветеран труда" решением от 22.12.2017 N 55 ответило отказом. Полагая такое решение незаконным, указывая, что он проходит службу в органах внутренних дел с 15.09.1999, кроме того, награжден медалями "За отличие в службе" 2 и 3 степени, Терещенко В.М. просил обязать ответчика присвоить ему звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение.
Определением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ, в рамках подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство внутренних дел по Республике Карелия (далее - МВД по Республике Карелия), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Петрозаводску (далее - УМВД России по г. Петрозаводску).
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24.01.2018 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец, выражая несогласие с постановленным судебным актом, просит о его отмене. В обоснование требуемого указывает, что в рамках рассмотрения дела судом не был принят во внимание факт, что в справке отдела кадров УМВД по г. Петрозаводску указан только стаж его службы по состоянию на 01.12.2017 в календарном исчислении, тогда как иной стаж не отражен. Полагает несостоятельной ссылку суда на положение ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей", согласно которой право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст.1 указанного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел,... 20 лет и более, тогда как ст.18 этого же Закона предусматривает, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначении пенсии лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона в льготном исчислении. Статьей 1 вышеприведенного Закона предусмотрено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на следующие категории лиц: лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей). Согласно справке, имеющейся в материалах дела, стаж его службы по состоянию на 01.12.2017 в льготном исчислении составил 27 лет 03 месяца 24 дня, в связи с чем он имеет право на пенсию за выслугу лет. Помимо этого, обращает внимание, что согласно справке УМВД России по г. Петрозаводску от 08.02.2018, приложенной к апелляционной жалобе, стаж его службы на 01.02.2018, включающий в себя учебу в высшем учебном заведении, службу в Вооруженных силах РФ, службу в органах внутренних дел, в календарном исчислении составляет 21 год 08 месяцев 20 дней, а в льготном исчислении 30 лет 09 месяцев 00 дней.
ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Петрозаводска" представил возражения по доводам жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель УМВД России по г. Петрозаводску - Скачкова О.А, действующая на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дне слушания дела.
Заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны труда.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что 18.12.2017 Терещенко В.М. обратился в ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Петрозаводска" с заявлением и документами по вопросу присвоения звания "Ветеран труда".
Решением ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Петрозаводска" от 22.12.2017 N 55 истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в соответствии с Законом Республики Карелия от 28.02.2006 N 964-ЗРК "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в связи с отсутствием правовых оснований, а именно, трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин.
Согласно п.1 ст.7 названного Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп.1); награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп.2).
Пунктом 4 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" определено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подп. "а" п.3 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости РК от 11.11.2016 N 416-П, ветеранами труда признаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Карелия, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Пунктом "а" ч.1 ст.13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст.1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Согласно ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В свою очередь, под страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст.3 указанного Федерального закона "О страховых пенсиях").
С 01.07.2016 при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда" может учитываться также и выслуга лет, представляющая собой продолжительность нахождения гражданина на государственной службе.
Лицо гражданского персонала, претендующее на звание "Ветеран труда", состоявшее на государственной службе, должно иметь следующую выслугу лет в календарном исчислении, дающую ему право на получение пенсии за выслугу лет: а) не менее 15 лет государственной гражданской службы - для федеральных государственных гражданских служащих (п.1 ст.7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"); б) не менее 20 лет военной и (или) правоохранительной службы - для бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов (п. "а" ст.13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").
Под правоохранительной службой в данном случае следует понимать службу в следующих государственных органах, указанных в Законе Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей": в органах внутренних дел; в Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, установив, что истец не соответствует условиям, сформулированным в подп.2 п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", поскольку имеющаяся у истца выслуга лет, необходимая для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, составляет 18 лет 02 месяца 16 дней, то есть менее требуемых по закону 20 лет, а учет выслуги лет, дающей право на пенсию за выслугу лет, в льготном исчислении, положения ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" не предусматривают.
Действительно, истец, обращаясь в ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Петрозаводска" с заявлением о присвоения звания "Ветеран труда" в качестве документа, обосновывающего страж работы, представил справку от 15.12.2017 N 30/7-10546, согласно которой стаж службы истца составил на 01.12.2017 18 лет 02 месяца 16 дней. При этом иные документы, подтверждающие стаж работы заявителя, им не представлялись, в том числе трудовая книжка, что подтверждается его заявлением от 18.12.2017. В указанной справке от 15.12.2017 также имеется указание на награждение Терещенко В.М. ведомственными наградами: медалями МВД России "За отличие в службе" 3 и 2 степени.
Справку от 09.01.2018 N 30/7-30 с указанием стажа службы истца по состоянию на 01.12.2017 - 18 лет 02 месяца 16 дней истец представил к исковому заявлению, обосновав ею свои требования. МВД по Республике Карелия в своем отзыве также указало на то обстоятельство, что стаж службы истца на 01.12.2017 составил 18 лет 02 месяца 16 дней. Каких-либо ходатайств об истребовании доказательств истцом в суде первой инстанции не заявлено, копия трудовой книжки не представлена.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, при рассмотрении гражданского дела судом первой инстанции и при обращении ГКУСЗ "Центр социальной работы г. Петрозаводска" от 18.12.2017 Терещенко В.М. были представлены документы, подтверждающие отсутствие у него стажа, необходимого для присвоения звания "Ветеран труда".
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. При этом с учетом предусмотренного статьей 12 ГПК РФ принципа состязательности сторон и положений ч. 1 ст. 56 ГПК РФ обязанность доказать наличие обстоятельств, препятствовавших лицу, ссылающемуся на дополнительные (новые) доказательства, представить их в суд первой инстанции, возлагается на это лицо.
К апелляционной жалобе истец приложил копию справки от 08.02.2018, согласно которой стаж службы истца на 01.02.2018 составил 21 год 08 месяцев 20 дней. Также по запросу суда апелляционной инстанции УМВД России по г. Петрозаводску представило справку от 23.03.2018 N 30/7-2217 согласно которой стаж службы истца на 23.03.2018 составил 21 год 10 месяцев 12 дней.
Таким образом, исходя из содержания указанных справок, выданных истцу после вынесения судом решения, у истца имеется необходимый стаж и условия для присвоения звания "Ветеран труда". Однако, указанные доказательства получены и представлены истцом после вынесения решения судом первой инстанции, доказательств невозможности представления аналогичных сведений в суд первой инстанции истцом не представлено, в связи с чем такие доказательства не могут быть приняты судом апелляционной инстанции. При этом Терещенко В.М. не лишен возможности повторно обратиться к ответчику с аналогичным заявлением, представив необходимые документы.
Звание "Ветеран труда" присваивается заинтересованным лицам в заявительном порядке с даты подачи заявления и представления необходимых документов.
Так как представленные 18.12.2017 Терещенко В.М. документы не подтверждали необходимый стаж службы, то в присвоении звания "Ветеран труда" на основании указанного заявления заявителю было обоснованно отказано.
Довод истца о наличии у него продолжительной работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) не свидетельствуют об обоснованности его требований, так как такой довод основан на неправильном толковании норм материального права. Так согласно подп.2 п.1 ст. 7 Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Таким образом юридическое значение имеет не сам факт длительности работы (службы), а награждение за него ведомственными знаками отличия при условии наличия необходимого стажа в календарном исчислении.
Решение суда первой инстанции основано на доказательствах, исследованных в судебном заседании, им дана соответствующая оценка, в решении указаны нормы права, которыми руководствовался суд при разрешении спора.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем в силу вышеизложенного у судебной коллегии отсутствуют предусмотренные статьей 330 ГПК РФ основания для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 января 2018 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Терещенко В. М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.