Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П,
судей Кудряшовой Е.П, Колбасовой Н.А.
при секретаре Пушаевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 31 октября 2017 г. по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" об оспаривании предписания Октябрьского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту.
Заслушав доклад судьи Кудряшовой Е.П, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") оспорило в судебном порядке выданное заместителем начальника Октябрьского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту - заместителем главного государственного санитарного врача по Октябрьской железной дороге по результатам проведенной внеплановой проверки в отношении объекта ОАО "РЖД" - железнодорожного вокзала Беломорск Петрозаводского регионального участка Октябрьской дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД" предписание N (... ) от 28 июня 2017 г.
Считая оспариваемое предписание неправомерным, нарушающим права и законные интересы ОАО "РЖД", административный истец просил признать его незаконным.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Ситченко Н.В.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
С решением суда не согласен административный истец, в апелляционной жалобе со ссылкой на ст.80.1 Устава железнодорожного транспорта указывает, что на ОАО "РЖД" не может быть возложена обязанность по обеспечению наличия передвижных подъемников для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагоны пассажирских поездов дальнего следования, поскольку обеспечение такими подъемниками явно превышает понятие "оказание содействия", является частью услуги по обеспечению посадки пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадки из него и возлагается на перевозчика. Полагает, что предписание должно содержать конкретные требования с указанием характеристик специальных устройств для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром, в связи с чем является неисполнимым. Отмечает, что факт наличия ссылок на нормы закона в предыдущих предписаниях не освобождает орган от обязанности по надлежащему оформлению оспариваемого предписания. Считает, что вынесенное предписание нарушает права и законные интересы административного истца в части возложения на них обязанности совершить действия, которые потребуют материальных затрат, то есть лишат его части имущества. Кроме этого, предписание носит властно-распорядительный характер, в случае его неисполнения юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности. Просит отменить решение суда, принять по делу новое решение.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Репина Т.В. просила отменить решение суда.
Ситченко Н.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что административным ответчиком неоднократно проводились проверки на предмет соблюдения санитарных норм и правил на железнодорожном вокзале Беломорск, владельцем которого является ОАО "РЖД", по результатам, которых в адрес ОАО "РЖД" были вынесены предписания Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту от 17 июня 2015 г, от 30 октября 2015 г, от 29 июля 2016 г, от 17 ноября 2016 г. об устранении выявленных нарушений федерального законодательства с установлением сроков устранения нарушений.
Так, установлено, что на вокзале Беломорск не соблюдаются требования п.п.2 и 3 ч.1 и ч.7 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), абз.1, 4, 5 ст.2, абз.2 и 4 ст.11, п.1 и 3 ст.39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), п.п.3.1.17 и 3.1.19 СП 2.5.1198-03, в том числе - не обеспечиваются условия для пребывания и передвижения инвалидов: отсутствуют подъемники для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагоны пассажирских поездов дальнего сообщения; в кассах отсутствуют специальные устройства для пассажиров с пониженным слухом, обеспечивающие их общение с кассиром.
28 июня 2017 г. на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту проведена внеплановая проверка в отношении ОАО "РЖД" филиала "Центральная дирекция пассажирских обустройств", структурного подразделения "Октябрьская дирекция пассажирских обустройств", Петрозаводского регионального участка железнодорожного вокзала Беломорск по адресу: (... )
В ходе проверки установлены факты невыполнения юридическим лицом предписания от 17 ноября 2016 г, а именно: по п.1 - не обеспечено проведение ремонта 2-ой (островной) посадочной платформы по выравниванию поверхности платформы, устранению дефектов покрытия (выбоины, трещины), с исключением возможности травматизма пассажиров (при длине островной платформы в 720 метров, выполнен частичный ремонт с заменой покрытия участка платформы площадью 700 кв.м.); по п.2 - не обеспечены условия для пребывания и передвижения инвалидов, а именно: не предусмотрено наличие специальных кабин в общественных туалетах; передвижных подъемников для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагоны пассажирских поездов дальнего сообщения; не предусмотрено оснащение отдельной кассы специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром.
Должностным лицом Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в отношении ОАО "РЖД" вынесено предписание (... ) от 28 июня 2017 г, указан срок исполнения - 01 октября 2017 г.
В соответствии со ст.11 Федерального закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ст.15 Федерального закона N 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного пользования, в том числе, железнодорожным транспортом; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты транспортной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В силу п.п.3.1.17. и 3.1.19. СП 2.5.1198-03. 2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 03 марта 2003 г. для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размер кабины 110 x 140 см), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сиденья 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225 x 155 см, передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.
В системе звуковой информации на вокзале следует предусматривать для удобства инвалидов оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажира с кассиром.
Разрешая спор, оценивая законность действий административного ответчика и отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из наличия у должностного лица административного ответчика правовых и фактических оснований для выдачи предписания, и отсутствия оснований для признания его незаконным.
При этом суд учел, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом в установленном порядке в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей, фактически является повторным, предшествующие предписания оспорены и отменены при этом не были.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Все изложенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, мотивы, по которым суд их отверг, приведены подробно в решении, судебная коллегия находит их правильными и соглашается с ними.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Беломорского районного суда Республики Карелия от 31 октября 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.