Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П,
судей Данилова О.И, Соляникова Р.В.
при секретаре Пушаевой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административных истцов на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 декабря 2017 г. по административному исковому заявлению Поповой Л.Г, Панковой О.С. о признании незаконным и отмене решения городской жилищной комиссии администрации Петрозаводского городского округа от 28.09.2017.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попова Л.Г. и Панкова О.С. обратились в суд с административным иском по следующим основаниям. С 11.02.1993 семья административного истца Поповой Л.Г. из четырех человек состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, в том числе по льготному списку семей, имеющих ребенка-инвалида. В 1996 году Попова Л.Г. произвела обмен квартиры на большую площадь, приобретя двухкомнатную квартиру по адресу: г. Петрозаводск, (... ), о чем сообщила в администрацию Петрозаводского городского округа. На устные и письменные обращения в администрацию города о предоставлении квартиры получала отказы. В 2014 г. истец Панкова О.С, инвалид с детства по зрению, с супругом Панковым В.А, также инвалидом с детства по зрению 1 гр. приобрела в ипотеку на 20 лет квартиру по адресу: г. Петрозаводск, (... ). Письмом от 05.10.2017 N 1.1.1-32-2976 администрация Петрозаводского городского округа сообщила, что решением жилищной комиссии от 28.09.2017 Попова Л.Г. и члены ее семьи сняты с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Считая свои права нарушенными, административные истцы просили признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии администрации Петрозаводского городского округа от 28.09.2017, обязать административного ответчика восстановить в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий Попову Л.Г. и членов ее семьи.
Определением суда от 30.11.2017 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены члены семьи административных истцов - Попов С.В, Попова Н.С.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
С таким решением не согласны административные истцы. В апелляционной жалобе указывают, что при вынесении решения суд не принял во внимание, что на учете в очереди семья Поповой Л.Г. состояла с 1993 г, как семья, имеющая ребенка инвалида. На протяжении всего периода с 1993 г. жилье семье не предоставлялось, в государственных программах не состояли, жилищные условия не ухудшали, подложных документов не предоставляли. Кроме того, Попова Л.Г. с 2002 г. находится в разводе с Поповым С.В, общее хозяйство с ним не ведется и фактически в квартире по адресу: г. Петрозаводск, (... ) с 2002 г. проживало 2 отдельные семьи.
Ссылаются на то, что с 2013 г. Попова Л.Г. сама стала инвалидом 3 группы и стала иметь право на получение жилищного сертификата, заявление на который было написано в 2005 г. Указывают также, что с 1993 г. в администрацию города Поповой Л.Г. предоставлялись все необходимые медицинские документы, однако при ознакомлении с личным делом обнаружилось отсутствие документов, справок, заявлений и ответов до 2014 г. включительно и сведения о продвижении льготной очереди за весь период с 1993 по 2017 г. Полагают, что изъятие документов и справок-выписок из поликлиники из личного дела, позволило не предоставлять квартиру (жилищный сертификат) административным истцам в 2012 г.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции административные истцы поддержали апелляционную жалобу в полном объеме, Попова Л.Г. пояснила, что из-за действий административного ответчика её дочь - инвалид с детства Панкова О.С. Министерством социальной защиты Республики Карелия исключена из единого списка лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Представитель администрации Петрозаводского городского округа К, действующая на основании доверенности, с доводами жалобы не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, не явились.
Заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Попова Л.Г. и члены ее семьи в составе 4-х человек состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении при Администрации Петрозаводского городского округа с 11.02.1993. Решением городской жилищной комиссии от 25.03.1993 включены в льготный список семей, имеющих в своем составе ребенка-инвалида с детства.
На момент постановки семьи Поповых на учет действовала ст.29 ЖК РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Одним из таких оснований являлось проживание граждан в общежитиях, которое не связывалось с размером жилой площади, приходящейся на проживающего в общежитии (п.5 ч.1 ст.29 ЖК РСФСР).
С 21.05.1996 в собственности Поповой Л.Г. находится жилое помещение по адресу: г. Петрозаводск, (... ), общей площадью 53,3 кв.м, жилой площадью 31,8 кв.м на семью из двух человек, что подтверждается нотариально удостоверенным договором купли- продажи квартиры.
Панкова (до брака - Попова) О.С. инвалид 3 группы с детства по зрению.
27.12.2014 Панкова О.С. заключила кредитный договор на приобретение строящегося жилья сроком на 240 месяцев и приобрела в собственность 1/2 доли в праве на жилое помещение по адресу: г. Петрозаводск, (... ), общей площадью 53,9 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.05.2016.
Письмом от 05.10.2017 администрация Петрозаводского городского округа сообщила Поповой Л.Г. о том, что решением городской жилищной комиссии от 28.09.2017 она и члены ее семьи сняты с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.1 ч.2 ст.32 Жилищного кодекса РСФСР, ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации", в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с указанной нормой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 13.09.2011 N 241-П утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем.
Пунктом 3 раздела 1 данного Порядка предусмотрено, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в денежной форме путем предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения (далее - субсидия).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство предоставило субъектам право самим определить форму предоставления указанных мер (предоставление жилого помещения либо субсидию на приобретение жилья).
Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия (в настоящее время Министерство социальной защиты Республики Карелия) на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления, составляет единый по Республике Карелия список граждан по очередности, определяемой в хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в случае совпадения дат постановки на учет - в алфавитном порядке (пункт 4 Порядка).
В ответе на запрос суда апелляционной инстанции Министерство социальной защиты Республики Карелия от 30.03.2018 сообщило, что по информации администрации Петрозаводского городского округа от 26.10.2017 Панкова О.С. на учете в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением не состоит.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 12 марта 2018 года административные истцы поясняли, что до приобретения Панковой О.С. с супругом квартиры по ипотеке, она обращалась к административному ответчику с вопросом о том, будет ли при ипотечном кредите выдан жилищный сертификат, чтобы с его помощью выплатить кредит, её проинформировали, что сертификат будет выдан. Письмом от 25.10.2017 года Панкова О.С. была уведомлена о необходимости представить определенные документы для получения жилищного сертификата.
При рассмотрении дела, суд первой инстанции не привлек к участию в деле Министерство социальной защиты Республики Карелия, как орган, на который возложена обязанность по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и который в случае удовлетворения требований будет иметь определенные обязательства перед административными истцами.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.310 КАС РФ в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, суд апелляционной инстанции отменяет решение суда и направляет административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда по настоящему делу подлежит отмене, административное дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Поскольку при разрешении дела судом первой инстанции допущено существенное процессуальное нарушение, принятие судом апелляционной инстанции нового решения по существу дела невозможно, в связи с чем изложенные в апелляционной жалобе доводы подлежат оценке при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 декабря 2017 г. по настоящему делу отменить, направить дело на новое рассмотрение в Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.