Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П,
судей Кудряшовой Е.П, Щепалова С.В.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 02 ноября 2017 г. по административному исковому заявлению администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия к Министерству социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия о признании незаконным и отмене решения.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия обратилась в суд с административным иском по следующим основаниям. Министром социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия 09.09.2017 издан приказ N481-П "О проведении плановой выездной проверки администрации Прионежского района" о соблюдении установленных законодательством требований к осуществлению государственных полномочий, переданных администрации Прионежского муниципального района по организации и осуществлении деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты), по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с детьми-сиротами, по установлению факта невозможности проживания детей сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых они являются. В обоснование требования указано, что оспариваемое решение принято с нарушением ч.1 ст.9, п.2 ст.10, п.2, 2.2 ст.21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Считая свои права, как юридического лица, нарушенными, административный истец просил приостановить действие указанного приказа, признать его незаконным и отменить.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица судом привлечена Прокуратура Республики Карелия.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
С таким решением не согласен административный истец. В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней представитель администрации Прионежского муниципального района З, действующая на основании доверенности, просит его отменить, удовлетворить исковые требования.
В обоснование жалобы указывает, что решением совместной коллегии прокуратуры Республики Карелия и Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия (далее - Министерство) Главам администраций органов местного самоуправления Республики Карелия предписывалось сообщить о результатах исполнения пунктов 2.1 и 2.2 прокурорам в срок до 20.07.2017. Полагает, что данное поручение носит рекомендательный характер, а срок возможного исполнения установлен 2017 год. Ссылается на то, что участие представителей на указанном заседании не было обязательным для представителей органов местного самоуправления либо специалистов, исполняющих переданные государственные полномочия по опеке и попечительству. Считает, что в обязанности истца не входит ознакомление с информацией, размещенной на сайте административного ответчика в свободном доступе. Кроме того, ни административный ответчик, ни привлеченная к участию в деле Прокуратура Республики Карелия не представили доказательств предоставления административному истцу информации о решении коллегии.
Так же указывает, что в адрес истца поступило два приказа о проведении плановой и внеплановой проверке с одним и тем же номером от одной и той же даты. Считает, чтобы не вводить истца в заблуждение и не нарушать его права на проведение проверки в установленном законом порядке ответчику необходимо было издать приказ о проведении внеплановой проверки после отмены приказа от 09.09.2017 N 481-П "О проведении плановой выездной проверки".
Ссылается на то, что в связи с выявлением нарушений прокуратурой Прионежского района 03.02.2017 в адрес администрации внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновные лица понесли ответственность, прокуратура о рассмотрении представления была уведомлена надлежащим образом. Данный факт не был принят судом во внимание.
Кроме того считает, что согласно законодательству Республики Карелия безусловность проведения внеплановой выездной проверки не подтверждается материалами дела.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца В, действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Министерства Е. действующий на основании доверенности, с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Прокуратура Республики Карелия своего представителя в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Заслушав явившихся лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п.1, 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Согласно п.п.1 п.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.
Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Действие названного закона не распространяется на отношения, связанные с проведением контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий.
Вопросы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, регламентированы Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( далее Федеральный закон N 131-ФЗ).
Статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ определено, что порядок проведения контроля за осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В Республике Карелия порядок проведения контроля за осуществлением органами местного самоуправления вышеуказанных переданных государственных полномочий субъекта Российской Федерации определен ч.6 ст.4 Закона Республики Карелия от 21.10.2011 N 1537-ЗРК "О некоторых вопросах деятельности органов опеки и попечительства в Республике Карелия", а также ч.4 ст.4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам заседания совместной коллегии прокуратуры и Министерства 31.05.2017 выработано Решение "О состоянии законности на территории Республики Карелия и прокурорского надзора за исполнением законодательства органами опеки и попечительства по защите прав и законных интересов несовершеннолетних при установлении опеки и попечительства (далее - Решение).
В Решении указано, что прокуратурой Прионежского района выявлены факты неисполнения органами опеки и попечительства обязанностей по защите прав и законных интересов детей.
Согласно п.1.3 Решения на Министерство в срок до 31.12.2017 возложена обязанность провести внеплановую проверку органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Карелия, в которых выявлены нарушения, и которые не включены в план проверок Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия на 2017 г.
Приказом Министерства от 30.12.2016 N 599 П не было предусмотрено проведение плановой проверки административного истца.
Во исполнение указанного решения 09.09.2017 Министерством издан приказ N 481-П.
Согласно п.1 приказа уполномоченным должностным лицам Министерства предписано в срок с 22.09.2017 по 11.10.2017 провести внеплановую выездную проверку исполнения администрацией Прионежского муниципального района переданных государственных полномочий Республики Карелия по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с детьми-сиротами, по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Установив указанные обстоятельства и учитывая, что общественные отношения, связанные с порядком проведения контроля за осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов Республики Карелия переданных государственных полномочий Республики Карелия не относятся к региональному государственному контролю, их регламентация в силу положений постановления Правительства Республики Карелия N50-П не может быть осуществлена в форме административного регламента исполнения государственных функций, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что деятельность Министерства при проверке осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий не подлежит регламентации в соответствии с положениями Федерального закона N 294-ФЗ.
Таким образом, суд, не установив совокупности требований, предусмотренных п.п.1 п.2 ст.227 КАС РФ отказал в удовлетворении административного иска.
Довод апелляционной жалобы о сроке исполнения п.2.1 и 2.2 Решения не может повлечь отмену решения суда, поскольку для рассмотрения данного дела указанное обстоятельство правового значения не имеет.
Не может повлечь отмену решения суда и довод жалобы о том, что представитель административного истца не присутствовал на заседании совместной коллегии 31.05.2017, по результатам которого было принято Решение, так как результат был размещен на сайте Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, находился в свободном доступе, а о предстоящей проверке административный истец был уведомлен заблаговременно.
Несостоятельным является и довод жалобы о том, что в адрес административного истца поступило два приказа о проведении плановой и внеплановой проверке с одним и тем же номером от одной и той же даты, поскольку из текстов приказа явно следует, что имела место описка в наименовании приказа.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку они аналогичны позиции административного истца в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка судом первой инстанции, что нашло мотивированное, обстоятельное отражение в судебном акте.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 02 ноября 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.