Дата вступления в законную силу - 17 апреля 2018 г.
Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Макаршиной А.А., с участием представителя административного истца Ивановой А.Н., представителя административного ответчика Управления Росреестра по РК Минина А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановой В.Н. об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Иванова В.Н. обратилась в суд по тем основаниям, что является собственником 1/2 доли объекта недвижимости жилого дома с кадастровым номером (... ), расположенного в (... ), общей площадью (... ) кв.м.
По состоянию на 22 ноября 2011 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена в размере 865088 руб. 45 коп.
По инициативе административного истца государственное унитарное предприятие Республики Карелия "Фонд государственного имущества Республики Карелия" подготовило отчет N (... ) об оценке рыночной стоимости объекта недвижимого имущества (жилой дом), согласно которому его рыночная стоимость, определена в размере 515000 руб.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость жилого дома значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение налоговой базы, а также выкупной цены при получении ею жилищного сертификата, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость вышеназванного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала административный иск по основаниям, изложенным в нем.
Представитель Управления Росреестра по РК оставил удовлетворение исковых требований в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Иванова В.Н. является собственником 1/2 доли объекта недвижимости жилого дома с кадастровым номером (... ), расположенного в (... ), общей площадью (... ) кв.м, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (... ) от 03 июня 2013 г.
В силу главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Кроме того, Иванова В.Н. включена в Список граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
Поскольку при получении жилищного сертификата административный истец обязана передать принадлежащую ей долю в праве собственности в муниципальную собственность, а администрация Юшкозерского сельского поселения отказывается принять эту долю, следовательно, при выдаче жилищного сертификата на приобретение жилья ее доля будет уменьшена на сумму с учетом кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Требования об уменьшении суммы жилищного сертификата на приобретение жилья с учетом имеющегося в собственности имущества регламентированы Федеральный законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Таким образом, установленная в отношении объекта недвижимости кадастровая стоимость затрагивает права административного истца.
В соответствии с действующим законодательством актуализация результатов государственной кадастровой оценки должна проводиться не чаще чем 1 раз в течение трех лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости собственником 1/2 доли объекта недвижимости жилого дома с кадастровым номером (... ) расположенного в (... ), общей площадью (... ) кв.м была определена в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Карелия в 2011-2012 годах на основании государственного контракта. Кадастровой оценке подлежали те объекты капитального строительства, сведения о которых содержались в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки - 22 ноября 2011 г.
По результатам проведения работ составлен отчет N (... ) от 08 июня 2012 г. "Об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Карелия".
Результаты кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. N 298-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия".
Сведения о жилом доме с кадастровым номером (... ) были внесены 22 ноября 2011 г. в государственный кадастр недвижимости (в последующем Единый государственный реестр недвижимости) в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 11 января 2011 г. N 1.
В соответствии с приложением N 1 к постановлению Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. N 298-П кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером (... ) составляет 865088 руб. 45 коп. по состоянию на 22 ноября 2011 г.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Согласно абз.1 ст.24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч.3 ст.245 КАС РФ).
Сведения о кадастровой оценке объекта недвижимости внесены в 2011 году, то есть административный истец обратился в суд с административный иском с пропуском установленного КАС РФ срока.
Учитывая, что по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает, что срок для обращения в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению (п.8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (п.3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абз.3 ч.11 ст. 24.18 Федерального закона N135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости, находящегося в собственности, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец 12 февраля 2018 г. обратился в суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость объекта недвижимости жилого дома, одноэтажного, назначение: жилое, с кадастровым номером (... ), расположенного в (... ), общей площадью (... ) кв.м составляет 515000 руб. по состоянию на 22 ноября 2011 г. на основании отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (жилой дом) государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Фонд государственного имущества Республики Карелия" N (... ) от 22 декабря 2017 г.
В соответствии со ст.12 Федерального закона N135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости объекта недвижимости, мнения участников судебного заседания, подробно исследовав возражения административного ответчика Правительства Республики Карелия, административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республики Карелия суд приходит к выводу о том, что отчет соответствует требованиям законодательства, в связи с чем суд признает достоверным и отвечающим требования действующего законодательства представленный отчет, следовательно, соглашается с рыночной стоимостью объекта недвижимости в размере 515000 руб.
Учитывая, что доказательств, опровергающих установленную оценщиком величину рыночной стоимости объекта недвижимости, или сведений об его рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено, при этом суд разъяснял право заявить ходатайство о назначении экспертизы по делу, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка подлежит установлению в размере, определенном по результатам отчета государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Фонд государственного имущества Республики Карелия".
На основании ч. 4 ст. 7, п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и абз. 6 ст. 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу абз. 5 ст.24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В данном случае, поскольку заявление в суд подано 12 февраля 2018 г, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2018 г.
Учитывая, что в компетенцию Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия не входят полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимого имущества, следовательно, в удовлетворении административного иска к этому административному ответчику следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Ивановой В.Н. удовлетворить частично.
Установить по состоянию на 22 ноября 2011 г. кадастровую стоимость (... ), одноэтажного, назначение: (... ) с кадастровым номером (... ), расположенного в (... ), общей площадью (... ) кв.м, в размере его рыночной стоимости, равной 515000 руб. на период с 01 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 февраля 2018 г.
В удовлетворении требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.