Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А,
судей Кульковой С.И, Назарука М.В,
при секретаре Мурзафаровой К.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сефербекова А.К. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) о возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии, периода службы и работы, назначить страховую пенсию по старости с определенной даты,
по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) на решение Сургутского городского суда от 31 октября 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования Сефербакова А.К. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО - Югры (межрайонное) об обязании включения в специальный стаж дающий право на назначение пенсии периода службы и работы и назначения страховой пенсии по старости с определенной даты, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО - Югры (межрайонное) включить в специальный стаж Сефербекова Алибега Казанфаровича, дающий право на назначение досрочно страховой пенсии по Списку N 2 "Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях", утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 период прохождения военной службы с 10.10.1982 года по 03.12.1984 года и период работы с 27.01.1987 года по 14.10.1987 года в качестве помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ в УБР N2 Производственного объединения "Астраханьгазпром".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО - Югры (межрайонное) назначить Сефербекову А.К. пенсию с 24.02.2017 года".
Заслушав доклад судьи Кульковой С.И, судебная коллегия
установила:
Сефербеков А.К. обратился в суд с вышеуказанным иском к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд), обосновывая свои требования тем, что ответчик своим решением от 28.03.2017 года отказал ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа. При этом ответчик не включил в специальный стаж период прохождения военной службы с 10.10.1982 года по 03.12.1984 года (02 года 01 мес. 24 дн.) и период работы помощником бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ в Управлении буровых работ N 2 Производственного объединения "Астраханьгазпром" с 27.01.1987 года по 14.10.1987 года (08 мес. 18 дн.). С отказом ответчика он не согласен. Справкой отдела ФКУ "Военный комиссариат ХМАО-Югры" по г. Когалыму, трудовой книжкой и справкой работодателя подтверждается, что он проходил военную службу в спорный период, после армии осуществлял работу с тяжелыми условиями труда в качестве помощника бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения на нефть и газ в Повховском Управлении буровых работ производственного объединения "Башнефть" с 06.02.1985 года по 09.08.1985 года, работал помощником бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ в Управлении буровых работ N 2 Производственного объединения "Астраханьгазпром" с 27.01.1987 года по 14.10.1987 года, должность которая предусмотрена Списку N 2 от 1991 года и 1956 года. Неучтенные ответчиком периоды в общей сложности составляет 08 лет 05 мес. 22 дня, что достаточно для назначения ему досрочной пенсии по старости с 24.02.2017 года, в возрасте 53 лет. Просил обязать ответчика включить в специальный стаж вышеуказанные периоды службы и работы, признать незаконными решения ответчика об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 24.02.2017 года и доплатить суммы недополученной пенсии.
В отзыве на иск ответчик не признал исковые требования. Период с 27.01.1987 года по 14.10.1987 года не включен, так как не представлена справка, подтверждающая занятость в течение полного рабочего дня в условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение времени прохождения военной службы в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение. При условии включения в стаж работы истца по Списку N 2 периода с 27.01.1987 года по 14.10.1987 года и часть периода прохождения военной службы (6 месяцев 4 дня), стаж работы истца по Списку N 2 составит 06 лет 10 мес. 21 день, вместо требуемых 7 лет 6 месяцев.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных сторон истца Сефербекова А.К, ответчика представителя ГУ-УПФ РФ в г. Сургуте ХМАО-Югры (межрайонное).
Представитель истца Карапетян А.К. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить в части включения в специальный стаж периода службы с 10.10.1982 года по 03.12.1984 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 24.02.2017 года, в указанных частях принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Действующим пенсионным законодательством не предусмотрено включение времени прохождения военной службы в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года, военная служба засчитывалась к работе при назначении пенсии за работу по Списку N 1 и Списку N 2, если она предшествовала или следовала за указанным периодом. Работа или другая деятельность приравнивалась к работе и учитывалась в размере, не превышающем имеющегося льготного стажа работы. Включение всего периода службы недопустимо. При условии включения в стаж работы истца по Списку N 2 периода с 27.01.1987 года по 14.10.1987 года и 6 месяцев 04 дня в счет периода прохождения военной службы, стаж работы истца по Списку N 2 составит 06 лет 10 мес. 21 день, вместо требуемых 7 лет 6 месяцев.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность решения проверена в пределах доводов апелляционной жалобы.
Учитывая, что ответчик оспаривает решение суда в части в части включения в специальный стаж периода службы с 10.10.1982 года по 03.12.1984 года и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 24.02.2017 года, судебная коллегия полагает необходимым проверить законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части в соответствии с п. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы гражданского дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 названного закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 651 установлено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Таким образом, при наличии необходимого страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ (не менее 12 лет 6 месяцев), и календарного стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях досрочная трудовая пенсия по старости может быть назначена мужчинам по достижении ими 50 лет.
Следовательно, двойное снижение пенсионного возраста возможно только при наличии календарного стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости к лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 года.
Согласно подпункту "а" пункта 3 названного Постановления Правительства Российской Федерации по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных, в том числе, в абзаце третьем подпункта "а" данного Постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
В период службы Сефербекова А.К. в рядах Вооруженных Сил СССР с 10.10.1982 года по 03.12.1984 года действовало Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", пунктом 109 которого было определено, что в общий стаж работы засчитывались, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к").
Абзацем 14 пункта 109 названного Положения было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16), период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее до вступления в силу Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения, предусматривало, что период прохождения службы в Вооруженных Силах мог быть включен при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Постановление Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" фактически утратило силу в связи с принятием Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.01.1992 года, который не предусматривал включение в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости периода прохождения службы в армии по призыву.
Между тем, статья 133.1 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в период прохождения истцом службы по призыву и утратившего силу с 01.01.2002 года, предусматривала, что время выполняемых до 01.01.1992 года подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 01.01.1992 года право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" статьи 12 настоящего закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в названном Постановлении, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе, права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и приобретенных прав.
В абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Из приведенного выше правового регулирования, а также позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации следует, что федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на дату подачи заявления (23.01.2017 г.) страховой стаж Сефербекова А.К. составлял 40 лет 09 мес. 04 дн. при требуемых 25 годах; стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 26 лет 09 мес. 07 дн. - необходимо не менее 20 календарных лет; по Списку 2 - 05 лет 08 мес. необходимо 07 лет 06 мес. Справкой ОФКУ "Военный комиссариат ХМАО-Югры" по г. Когалым (муниципальный) от 15.11.2016 года N 18/7/559 подтверждается, что Сефербеков А.К. в период с 10.10.1982 года по 03.12.1984 года проходил службу в рядах Вооруженных Сил СССР.
Разрешая исковые требования в части включения в специальный стаж истца периода службы по призыву, суд первой инстанции обоснованно зачёл Сефербекову А.К. в специальный стаж период с 10.10.1982 года по 03.12.1984 года.
Возлагая на пенсионный фонд обязанность назначить Сефербекову А.К. досрочную страховую пенсию по старости, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом включенных периодов специальный стаж составляет более 07 лет 6 месяцев, что достаточно для досрочного назначения страховой пенсии по старости с 24.02.2017 года, с чем судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы основаны на текущем пенсионном законодательстве без учета вышеизложенной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с чем не могут повлечь отмены правильного по существу решения.
Судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского городского суда от 31 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи Кулькова С.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.