Дата вступления в законную силу - 1 марта 2018 г.
председательствующего судьи Черниковой Л.С.,
при секретаре Абдуллиной А.Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Электрострой" к Правительству Ханты-Мансийского автономного округа- Югры, Управлению Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, ФГБУ " ФКП Росреестра" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
ООО "Электрострой" обратилось в суд с указанным административным иском, в обоснование требований ссылаясь на то, что является собственником и арендатором земельных участков:
- с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), в отношении которого Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 07.08.2015г. N 249-П кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.09.2014г. в размере 8 233 705,71руб.;
с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), в отношении которого Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 07.08.2015г. N 249-П кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.09.2014г. в размере 1 525 363,20 руб.;
с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес), в отношении которого Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 07.08.2015г. N 249-П кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.09.2014г. в размере 3 006 274,48 руб.;
с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), в отношении которого Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 07.08.2015г. N 249-П кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.09.2014г. в размере 1 185 334,32 руб.;
с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), в отношении которого Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 07.08.2015г. N 249-П кадастровая стоимость определена по состоянию на 22.08.2015г. в размере 2 669 410,80 руб.;
с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), в отношении которого Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 07.08.2015г. N 249-П кадастровая стоимость определена по состоянию на 30.09.2015г. в размере 1 744 650,63 руб.;
с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), в отношении которого на основании приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 кадастровая стоимость определена по состоянию на 10.08.2017г. в размере 123 937,71 руб.;
с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), в отношении которого на основании приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 кадастровая стоимость определена по состоянию на 10.08.2017г. в размере 25 391 341,10 руб.;
В целях реализации права на установление кадастровой стоимости объектов равной рыночной и снижения налоговых и арендных платежей, рассчитываемых исходя из кадастровой стоимости, просит установить кадастровую стоимость земельных участков: с кадастровым номером (номер) в размере его рыночной равной 2 754 233 руб.; с кадастровым номером (номер) - 510 240 руб.; с кадастровым номером (номер) - 1 005 598 руб.; с кадастровым номером (номер) - 396 499 руб.; с кадастровым номером (номер) - 1 104 600 руб.; с кадастровым номером (номер) - 707 661 руб.; с кадастровым номером (номер) - 40 521руб.; с кадастровым номером (номер) - 8 301 610руб, определенной на основании отчетов (номер) от (дата), N (номер) от (дата). подготовленных "данные изъяты".
В судебном заседании представитель административного истца участия не принимал, извещен надлежащим образом..
Представитель Управления Росреестра по ХМАО-Югре в судебном заседании участи не принимал, представил письменный отзыв, из которого следует, что против заявленных требований возражений не имеется.
Представители Правительства Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры, ФГБУ "ФКП Росреестра", Администрации г.Сургута в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом, против заявленных требований возражений не представили.
Изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что ООО "Электрострой" является собственником и арендатором земельных участков: с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.09.2014г, составляет 8 233 705,71руб,
с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), в кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.09.2014г, составляет 1 525 363,20 руб.;
с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.09.2014г, составляет 3 006 274,48 руб.;
с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), кадастровая стоимость которого по состоянию на 01.09.2014г, составляет 1 185 334,32 руб.;
с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), кадастровая стоимость которого по состоянию на 22.08.2015г, составляет 2 669 410,80 руб.;
с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), кадастровая стоимость которого по состоянию на 30.09.2015г, составляет 1 744 650,63 руб.;
с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), кадастровая стоимость которого по состоянию на 10.08.2017г, составляет 123 937,71 руб.;
с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), кадастровая стоимость которого по состоянию на 10.08.2017г, составляет 25 391 341,10 руб, что подтверждается копией договора аренды земельного участка, копиями свидетельств о государственной регистрации, кадастровыми справками о кадастровой стоимости, (т.1 л.д. 12-31).
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
На основании ст. 388, 389 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком земельного налога, налоговая база которого в силу ст. 390 Кодекса определяется как кадастровая стоимость земельного участка. Пунктами 2,3 ст. 66 Земельного кодекса РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01.09.2014г. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 07.08.2015г.N 249-П, а также актом ФГБУ
"ФКП Росреестра" на основании Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 по состоянию на 10.08.2017г.
Полагая указанный показатели кадастровой стоимость завышенной, (дата). и (дата). Общество обратилось с заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по ХМАО- Югре.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости N (номер) от (дата), N (номер) от (дата), N (номер) от (дата) обществу отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков (т.2 л.д. 121-134).
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В обоснование заявленного требования общество представило в суд отчеты об определении рыночной стоимости земельных участков N (номер) от (дата). и N (номер) от (дата), подготовленные "данные изъяты".
В силу ст. 62, 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отчет об оценке относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (ст. 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Оценив представленные доказательства, суд считает, что оценка земельных участков проведена оценщиком с соблюдением норм действующего законодательства об оценочной деятельности, существенных нарушений требований Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, которые позволяли ли бы суду сделать вывод о недостоверности и неправильности результатов отчетов, оценщиком не допущено.
Отчеты об оценке соответствуют пункту 8 Федеральных стандартов оценки "Требования к отчету оценке (ФСО N 3)", утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 254 (далее ФСО N 3), согласно которому вне зависимости от вида объекта оценки, в отчете об оценке должна содержаться следующая информация: а) задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки; б) применяемые стандарты оценки; в) принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; г) сведения о заказчике оценки и об оценщике (оценщиках), подписавшем (подписавших) отчет об оценке (в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков), а также о юридическом лице, с которым оценщик (оценщики) заключил (заключили) трудовой договор; д) информация обо всех привлеченных к проведению оценки и подготовке отчета об оценке организациях и специалистах с указанием их квалификации и степени их участия в проведении оценки объекта оценки; е) основные факты и выводы.
Представленные отчеты содержат сведения, включающие необходимую информацию, которая использовалась оценщиком при определении рыночной стоимости земельных участков.
Основным фактам и выводам посвящены разделы "данные изъяты" Отчета об оценке, в которых описаны основания для проведения оценки, задания на оценку, сведения о заказчике и оценщике, допущения, на которых основывается оценка.
В разделе "данные изъяты" приведена общая информация, идентифицирующая объект оценки, включая качественные и количественные характеристики.
Последовательности определения стоимости объекта оценки посвящены разделы "данные изъяты" Отчета, содержащие в том числе анализ рынка объекта оценки, эффективного использования объекта, дана общая характеристика (адрес).
Разделы "данные изъяты" содержат общее описание основных подходов, применяемых при оценке недвижимости, а также обоснование выбора подходов к оценке рыночной стоимости объекта оценки.
Оценщиком для определения рыночной стоимости земельных участков использован метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, отказ от использования затратного и доходного подходов к оценке земельных участков оценщиком обоснован и сомнений не вызывает.
Подробное обоснование выбора объектов-аналогов, расчет стоимости объектов оценки и обоснование применяемых корректировок в рамках применения сравнительного подхода также приведены в отчете.
Оценщиком проанализированы факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки, приведены ценообразующая информация, использованная при определении стоимости земельных участков и последовательность определения стоимости объектов оценки, а также расчеты, позволяющие пользователю отчетов об оценке понять логику процесса определения стоимости. В отчетах присутствуют ссылки на источники используемой информации, приложены копии материалов и распечаток.
Оснований не доверять представленным отчетам, у суда не имеется.
Административными ответчиками каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности отчетов об оценке, суду не представлено, оснований сомневаться в правильности и обоснованности выводов оценщика не имеется.
Недостатки отчетов, выявленные комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, указанные в решениях N (номер) от (дата), N (номер) от (дата), N (номер) от (дата), сами по себе, при отсутствии доказательств иной рыночной стоимости объектов, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения существенно повлияли или могли повлиять на итоговые выводы отчетов об оценке.
При таком положении, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Принимая во внимание, что доказательств иной рыночной стоимости земельных участков не представлено, выводы оценщика, изложенные в отчете об оценке не опровергнуты, суд считает возможным установить кадастровую стоимость земельных участков, соответствующей его рыночной стоимости по состоянию на 01.09.2014г, 10.08.2017г. на основании представленных административным истцом отчетов об оценке.
Установленная настоящим решением кадастровая стоимость объекта в соответствии со ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом датой обращения общества с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию - (дата). и (дата).
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), равной его рыночной стоимости в размере 2 754 233 руб. по состоянию на 01 сентября 2014 года.
Датой подачи заявления считать (дата).
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), равной его рыночной стоимости в размере 510 240руб. по состоянию на 01 сентября 2014 года.
Датой подачи заявления считать (дата).
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), равной его рыночной стоимости в размере 1 005 598руб. по состоянию на 01 сентября 2014 года.
Датой подачи заявления считать (дата).
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), равной его рыночной стоимости в размере 396 499руб. по состоянию на 01 сентября 2014 года.
Датой подачи заявления считать (дата).
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), равной его рыночной стоимости в размере 1 104 600руб. по состоянию на 22 августа 2015 года.
Датой подачи заявления считать (дата).
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), равной его рыночной стоимости в размере 707 661 руб. по состоянию на 30 сентября 2015 года.
Датой подачи заявления считать (дата).
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), равной его рыночной стоимости в размере 40 521руб. по состоянию на 10 августа 2017 года.
Датой подачи заявления считать (дата).
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером (номер) по адресу: ХМАО-Югра, (адрес), равной его рыночной стоимости в размере 8 301 610руб. по состоянию на 10 августа 2017 года.
Датой подачи заявления считать (дата).
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Л.С. Черникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.