Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Кочергиной Н.А,
судей: Арзамасцевой Г.В, Альчиковой Е.В.
при секретаре: Косых Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 апреля 2018 года гражданское дело по иску Романовской Е.Н. к ГУ УПФР в г. Моршанске Тамбовской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и признании права на досрочную пенсию,
по апелляционной жалобе Романовской Е.Н. на решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 07 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В, судебная коллегия
установила:
*** Романовская Е.Н. обратилась с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Моршанске Тамбовской области (межрайонное) о назначении и выплате пенсии досрочно на льготных основаниях, как медицинскому работнику, в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ " О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N400 - ФЗ.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Моршанске Тамбовской области (межрайонное) *** от *** ей было отказано в назначении пенсии досрочно. В стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" ответчик не включил периоды:
- с *** по *** (1 г. 06 мес. 28 дн. как 1 год за 1 год 3 мес.) в должности исполняющей обязанности заведующей *** ФАП, так как должность заведующей ФАП в приказе о ее назначении не была дополнена наименованием специальности (медицинская сестра);
- с *** по *** (03 г. 05 мес. 21 д. как 1 год за 1 год 3 месяца) - в качестве заведующей лечебно-оздоровительного комплекса здравпункта филиала ОАО " ***" - *** завод " ***", так как данное предприятие не относилось к государственным и муниципальным учреждениями, в Правилах исчисления сроков за выслугу для назначения пенсии за выслугу лет отсутствует наименование "лечебно-оздоровительный комплекс", отсутствовала отметка в данных персонифицированного учета об особых условиях труда;
-с *** по *** (6 лет 10 мес. 15 дн. как 1 год за 1 год 3 месяца);
и с *** по *** (11 мес. 12 дн. как 1 год за 1 год 3 месяца) - в качестве заведующей лечебно-оздоровительного комплекса (здравпункта) филиала ОАО " ***" - *** завод " ***", также из-за вышеуказанных причин;
- с *** по *** (5 мес.12 дн. как 1 год за 1 год 3 месяца) и с *** по *** (2 г. 01 мес. 13 дн. как 1 год за 1 год 3 месяца) - в качестве палатной медицинской сестры ТОГБУЗ " ***", так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии предусмотрены санатории (в том числе и детские) для больных ревматизмом, но Пенсионный фонд посчитал, что кардиоревматологический санаторий предназначен для детей с иными болезнями.
Полагая данное решение незаконным, Романовская Е.Н. обратилась в суд с иском, в котором просила признать право на получение пенсии на льготных основаниях, в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ " О страховых пенсиях в РФ"; включить в стаж, на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии вышеуказанные периоды, а также обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Моршанске и Моршанском районе назначить и выплатить ей пенсию по старости с момента обращения в Пенсионный фонд, то есть с ***.
Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 07 ноября 2017 года постановлено исковые требования удовлетворить в части. Включить в стаж, на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.201 г. N400-ФЗ периоды:
с *** по ***, как 1 год за 1 год 3 месяца в должности медицинской сестры *** ФАП;
с *** по ***, как 1 год за 1 год 3 месяца;
с *** по ***, как 1 год за 1 год 3 месяца в качестве палатной медицинской сестры ТОГБУЗ " ***".
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Моршанске Тамбовской области (межрайонное) в пользу Романовской Е.Н. госпошлину в сумме *** рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
В апелляционной жалобе Романовская Н.Н. просит решение суда изменить, отменив решение в части отказа в удовлетворении исковых требований и принять в этой части новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Указывает, что лечебно-оздоровительный комплекс (здравпункт) филиала ОАО " ***" - *** завод " ***" являлся структурным подразделением предприятия, что подтверждается двумя справками ОАО " ***" и штатным расписанием.
Кроме того, из Моршанской ЦРБ были представлены письменные доказательства, подтверждающие создание здравпункта именно по распоряжению ЦРБ. При этом Романовская Е.Н, работая в упомянутом здравпункте, в полной мере занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия основания для его отмены не усматривает.
По делу видно, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в г.Моршанске Тамбовской области (межрайонное) *** от *** Романовской Е.Н. было отказано в назначении пенсии досрочно в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях по мотиву отсутствия требуемой законом продолжительности специального трудового стажа.
В частности, в специальный трудовой стаж ответчиком не были включены периоды работы истца в с *** по *** (03 г. 05 мес. 21 д. как 1 год за 1 год 3 месяца) - в должности заведующей лечебно-оздоровительного комплекса здравпункта филиала ОАО " ***" - *** завод " ***", с *** по *** (6 лет 10 мес. 15 дн. как 1 год за 1 год 3 месяца) и с *** по *** (11 мес. 12 дн. как 1 год за 1 год 3 месяца) - в качестве заведующей лечебно-оздоровительного комплекса здравпункта) филиала ОАО " ***" - *** завод " ***", поскольку такое наименование учреждений как "здравпункт", " лечебно- оздоровительный комплекс" не предусмотрены соответствующим Списком должностей и учреждений, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10. 2002 года N 781, указанное предприятие не относилось к государственным и муниципальным учреждениями и пунктом 6 соответствующих Правил, индивидуальные сведения сданы без кода особых условий труда.
Разрешая требования истицы о включении в специальный трудовой стаж вышеперечисленных периодов работы, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не позволяет включать в специальный стаж работу истицы в занимаемой должности в названные периоды.
При этом суд первой инстанции также правомерно исходил и из того, что законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное пенсионное обеспечение, учитывает не только специфику осуществляемой профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N1920- O), в связи с чем, обоснованно пришел к выводу о том, что, поскольку медицинская деятельность законом отнесена к видам деятельности, которые подлежат лицензированию, сама по себе работа истицы не свидетельствует о том, что в спорный период времени она осуществляла трудовую деятельность в структурных подразделениях, предусмотренных п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Согласно представленным документам, ОАО " ***" является самостоятельным юридическим лицом, коммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность с целью извлечения прибыли, действующей в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом "Об акционерных обществах", то есть не является и не являлось ранее учреждением здравоохранения и не имело на спорные периоды времени в своей структуре структурно выделенных подразделений учреждений здравоохранения, дающих право на учет периодов работы там истца при определении его специального стажа в соответствии с п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, доказательств обратного представлено не было.
Судебная коллегия не находит оснований считать выводы суда ошибочными, а произведённую им оценку доказательств неправильной.
Согласно части 1 статьи8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В пункте 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежало представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте 6 вышеназванных Правил.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.12.2013 N 2064-О, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства при реализации права на пенсионное обеспечение.
Периоды работы, подлежащие включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, определяются в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном этим же Постановлением.
При изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается работа заведующего - фельдшерско-акушерским пунктом, акушерки (фельдшера, медицинской сестры) фельдшерского здравпункта, фельдшера (медицинской сестры) медицинского пункта, медицинской сестры (фельдшера); фельдшера в Медико-санитарной части, Фельдшерско-акушерском пункте.
Пунктом 6 Правил, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Открытые акционерные общества в указанном Списке учреждений и структурных подразделений не поименованы.
Кроме того, судом установлено, что лечебно-оздоровительный комплекс (здравпункт) филиала ОАО " ***" - *** завод, как самостоятельное структурное подразделение выделен не был, лицензией на осуществление медицинской деятельности не обладал.
Пунктом 1 статьи120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В пункте 1 статьи96 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным Кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи96 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем входящее в акционерное общество структурное подразделение не может являться учреждением.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012г. N30).
Как усматривается из материалов дела, Романовская Е.Н. в спорные периоды работала в должности заведующей лечебно-оздоровительного комплекса филиала ОАО " ***" - *** завод " ***".
Указанное Открытое акционерное общество не являлось учреждением здравоохранения и не было поименовано в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 22 июля 1982г. N715, в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3 ноября 1999г. N395, в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3 июня 2003г. N229, в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005г. N627.
В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013г. N529н, лечебно-оздоровительный комплекс акционерных обществ в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.
В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2002г. N 02-5-08/20-АР602 указано, что Министерство здравоохранения Российской Федерации поддерживает тенденцию к созданию и содержанию за счёт собственных средств здравпунктов на предприятиях и организациях, независимо от ведомственной принадлежности и организационно - правовой формы последних, в целях сохранения здоровья работников. Функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйственных субъектов возможно при условии отражения в их уставе медицинской деятельности.
Между тем, Уставом ОАО " ***", утвержденного *** такие виды деятельности как оказание медико-санитарной помощи, либо иной медицинской помощи не предусмотрены.
Судом первой инстанции учтено, что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015г. N1920-О).
Как указывалось выше, и предусмотрено нормами действующего законодательства, для возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимо соблюдение одновременно двух условий: осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в определенных Списком должностях и осуществление данной деятельности в учреждениях здравоохранения, предусмотренных Списком, либо в структурных подразделениях организаций, поименованных в п. 6 Правил, - что в данном случае не соблюдено, так как ОАО " ***" не относится к учреждениям здравоохранения и работа истицы происходила не в структурных подразделениях, предусмотренных в п. 6 Правил, - у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований в приведенной выше части.
Учитывая, что у Романовской Е.Н. отсутствует необходимый специальный стаж, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований об обязании ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда, что в силу действующего законодательства не является основанием для отмены либо изменения решения, и основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам, нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в оспариваемой части, не установлено.
Таким образом, оснований для отмены либо изменения решения суда в оспариваемой части по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Моршанского районного суда Тамбовской области от 07 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Романовской Е.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.