Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Лысенина Н.П., судей Алексеевой Г.И., Александровой А.В.,
при секретаре Яковлеве А.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Белова Юрия Викторовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алатырь Чувашской Республики - Чувашии (межрайонному) о возложении обязанности произвести назначение и перерасчет пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алатырь Чувашской Республики - Чувашии (межрайонного) на решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 20 декабря 2017 года.
Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И, судебная коллегия
установила:
Белов Ю.В. обратился в суд с иском к к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алатырь Чувашской Республики - Чувашии (межрайонному) (далее УПФ в г. Алатырь, Управление) с учетом уточнения исковых требований о возложении обязанности произвести назначение и перерасчет пенсии по старости как пострадавшему в результате радиационных катастроф в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ с 17 января 2017 года.
Исковые требования мотивированы тем, что с 17 января 2017 года истцу назначена страховая пенсия по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Размер назначенной пенсии с учетом индексации на 01 апреля 2017 года составляет 6486 руб. 09 коп. Истец считает, что размер назначенной ему пенсии рассчитан неверно. 03 мая 1985 года он был призван на действительную военную службу, которую проходил в хранилище радиоактивных отходов с января 1986 по 1988 гг. включительно в зоне отчуждения по адресу: адрес. Согласно ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по старости назначается гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, в размере 250 процентов размера социальной пенсии, указанного в пп. 1 ст. 16 настоящего закона. Согласно удостоверению серии N от 31 мая 2016 года истцу гарантируются меры социальной поддержки, установленные законодательством РФ для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подпункте "в" п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1, которым на граждан из подразделений особого риска распространяется действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Так, лицам, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные п.п. 1-14 ч. 1 ст. 14, ст. 24, п. 2 ч. 3 ст. 27.1, ч. 1 ст. 30 указанного Закона, а также ч. 1 и 2 ст. 39 Закона в части компенсаций, предусмотренных инвалидам 3 группы. Кроме истца, участниками подразделений особого риска являются многие его знакомые и сослуживцы, которым назначена пенсия, размер которой значительно превышает размер пенсионного обеспечения истца, инвалидами они также не являются.
Истец просил обязать ответчика произвести назначение, расчет и перерасчет государственной пенсии по старости как лицу, пострадавшему в результате радиационных катастроф, в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ с 17 января 2017 года, возместить судебные расходы.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Белов Ю.В, его представители Малофеев В.В, Белова Т.Н. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УПФ в г. Алатырь Жукова T.Л. исковые требования не признала ввиду отсутствия правовых оснований для применения норм и условий Закона РФ N 166-ФЗ при расчете размера пенсии истца.
Представитель третьего лица Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии в суд не явился.
Решением Алатырского районного суда Чувашской Республики от 20 декабря 2017 года постановлено:
"Исковые требования Белова Юрия Викторовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алатырь Чувашской Республики - Чувашии (межрайонному) о возложении обязанности произвести перерасчет назначенной пенсии по старости как участнику ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики - Чувашии произвести назначение, расчет и перерасчет Белову Юрию Викторовичу государственной пенсии по старости, как пострадавшему в результате радиационных катастроф, в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ с 17 января 2017 года в размере 250% социальной пенсии.
Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики в пользу Белова Юрия Викторовича в возмещение судебных расходов 5000 (пять тысяч) рублей".
На указанное решение от 20 декабря 2017 года Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алатырь Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) подало апелляционную жалобу по мотивам его незаконности и необоснованности, нарушения норм материального права.
Обжалуя решение суда, Управление указывает, что суд применил закон, не подлежащий применению, а именно ст. 17 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, что является основанием для отмены постановленного судом решения.
Истец Белов Ю.В. представил письменные возражения на апелляционную жалобу ответчика, в которых просил оставить решение суда первой инстанции в силе, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика УПФ в г. Алатырь Жукова T.Л. апелляционную жалобу поддержала.
Истец Белов Ю.В, его представитель Малофеев В.В. просили оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителя ответчика, истца и его представителя, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 17 января 2017 года Белов Ю.В. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
07 августа 2017 года Белов Ю.В. обратился в УПФ в г. Алатырь с заявлением о перерасчете назначенной пенсии как участнику подразделения особого риска либо предоставлении письменного отказа для дальнейшего обжалования в суд.
Письмом N 12101-23-Б-39 от 04 сентября 2017 года УПФ в г. Алатырь истцу разъяснило, что согласно Федеральному закону от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" льготы по пенсионному обеспечению лиц категории, к которой он относится, связаны только с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет, а право на назначение указанной пенсии подтверждается соответствующим удостоверением. Размер его пенсии исчислен в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства.
Требования истца обоснованы наличием у него права на назначение государственной пенсии по старости в соответствии с Законом РФ N 166-ФЗ в размерах, предусмотренных для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Из материалов дела следует, что Белов Ю.В. является лицом, принимавшим непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, Центральной комиссией Министерства обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска ему 31 мая 2016 года выдано удостоверение серии N.
В силу п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" действие Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных указанным Постановлением.
Согласно ч. 2 п. 2 указанного постановления лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.
Согласно части 1 статьи 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы), пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 15 июля 2004 года N 250-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аликова Владимира Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам из подразделений особого риска (в том числе непосредственным участникам ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах), названным в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года, возмещение вреда путем предоставления льгот и компенсаций осуществляется на иных условиях, нежели гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, - на них распространяются лишь те установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" льготы и компенсации, которые перечислены в этом Постановлении. Подобная дифференциация условий возмещения вреда, основанная на различиях и масштабах радиационного влияния на организм человека, не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства перед законом, гарантированного статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Постанавливая решение по делу, суд первой инстанции исходил из того, что назначение пенсии по старости в соответствии с нормами статьи 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986 - 1987 гг. в настоящее время осуществляется как по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3, так и по нормам статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ по выбору гражданина, а также Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05 ноября 2002 года N 320-О и разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 70, в соответствии с которыми за гражданами сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, гражданам из подразделений особого риска, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1 Постановления от 27 декабря 1991 года N 2123-1, не имеющим инвалидности, связанной с непосредственным участием в действиях указанных подразделений, с 01 января 2002 года может назначаться трудовая пенсия по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 (от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) или пенсия по старости по нормам пункта 1 ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ, пришел к выводу о наличии правовых оснований для назначения истцу пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ с 17 января 2017 года в размере 250 % социальной пенсии.
Судебная коллегия не может согласиться с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он не соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.
В ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлены условия назначения и размеры пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения для лиц, пострадавших в результате радиационных аварий или техногенных катастроф, а также для членов их семей.
В частности, право на пенсионное обеспечение в соответствии с названным Законом имеют граждане, пострадавшие в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей (пп. 12 п. 1 ст. 10).
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (абзац 1).
Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2).
Размеры пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей установлены статьей 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и зависят от видов пенсий. Так, пенсия по старости может быть в размере 250 % или 200 % размера социальной пенсии, указанного в пп. 1 п. 1 ст. 18 названного закона.
Пенсия по старости в указанном размере устанавливается трем категориям граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС:
получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пп. 1 п. 1 ст. 10);
ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (пп. 2 п. 1 ст. 10);
принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (пп. 3 п. 1 ст. 10).
Кроме того, пенсия по инвалидности в размере 250 % социальной пенсии устанавливается гражданам, ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф.
Таким образом, анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что для граждан, пострадавших в результате других радиационных или техногенных катастроф (в данном случае для истца, подвергшегося радиационному воздействию в период службы по призыву), но не являющихся инвалидами, названные размеры пенсии по старости определены быть не могут, если в соответствующих законах или других нормативных правовых актах не будет сделано специальной ссылки об отнесении к той или иной категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо ссылки на конкретный абзац п. 1 ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В связи с этим право на пенсию по старости по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", вопреки ошибочным выводам суда, может быть признано только за теми лицами из числа рассматриваемой категории граждан, кто признан инвалидом вследствие радиационных или техногенных катастроф. Если же гражданин не признан таким инвалидом, то он может претендовать на пенсию по старости на общих основаниях, и как следствие ему может быть назначена пенсия по старости по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", или как в данном случае с учетом положений ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что и было сделано ответчиком.
Учитывая, что пенсия по старости назначена Белову Ю.В. с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет (ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1), отсутствие у истца инвалидности, исковые требования о назначении Белову Ю.В. пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в размере 250 % социальной пенсии, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене в силу части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права, и полагает возможным согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Белова Ю.В. к УПФ в г. Алатырь о возложении обязанности произвести назначение, расчет и перерасчет государственной пенсии по старости пострадавшим в результате радиационных катастроф в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 17 января 2017 года.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алатырского районного суда Чувашской Республики от 20 декабря 2017 года отменить и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Белова Юрия Викторовича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Алатырь Чувашской Республики - Чувашии (межрайонному) о возложении обязанности произвести назначение, расчет и перерасчет государственной пенсии по старости пострадавшим в результате радиационных катастроф в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ с 17 января 2017 года.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи Г.И. Алексеева
А.В. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.