Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей НестеровойА.А., Стародубцевой Л.И., при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Лабзовой З.М. к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании постановления незаконным, поступившее по апелляционной жалобе администрации Ленинского района г. Чебоксары на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 ноября 2017 года, которым постановлено:
- признать постановление администрации Ленинского района г. Чебоксары N "... " от 31 августа 2017 года об отмене постановлений администрации Ленинского района г. Чебоксары от 13 февраля 2015 года N "... ", от 01 ноября 2008 года N "... " и постановление N "... " от 31 августа 2017 года о заключении договора социального найма незаконными.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А, судебная коллегия
установила:
Лабзова З.М. обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании незаконными постановления администрации Ленинского района г. Чебоксары от 31 августа 2017 года N "... " в части отмены постановлений от 13 февраля 2015 года N "... ", от 01 ноября 2008 года N "... " и постановления администрации Ленинского района г.Чебоксары от 31 августа 2017 года N "... ".
Требования мотивированы тем, что на основании решения администрации профсоюзного комитета АОЗТ "Чебоксарская мебельная фабрика" супругу истца ФИО1 был выдан ордер N "... " от 27 апреля 1995 года на право занятия жилого помещения - комнаты в коммунальной квартире N "... " в доме N "... " по ул. "... ". В последующем в данное жилое помещение в качестве членов семьи нанимателя были вселены истец, ее дочь ФИО2, внуки ФИО3, ФИО4 В 2006 году ФИО1 был возведен пристрой к квартире N "... " дома N "... " по ул. "... ". После возведения пристроя общая площадь жилого помещения составила 70,9 кв.м, жилая площадь - 66,3 кв.м. 28 марта 2008 года начальником МУП "Ленинское районное управление ЖКХ" в адрес администрации г. Чебоксары было направлено обращение с просьбой согласовать проект строительства пристроя к спорной квартире. Постановлением администрации от 01 ноября 2008 года N "... " постановлено заключить с ФИО1 договор социального найма на спорную квартиру общей площадью 70,9 кв.м. Решением администрации г. Чебоксары от 06 октября 2009 года N "... " ФИО1 дано согласие на перепланировку квартиры N "... " в доме N "... " по ул. "... ". 17 февраля 2015 года между администрацией Ленинского района г.Чебоксары и ЛабзовойЗ.М. был заключен договор социального найма на квартиру N "... " общей площадью 66,3 кв.м. в доме N "... " по ул. "... ". В последующем постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от 31 августа 2017 года N "... " отменены постановления от 13 февраля 2015 года N "... " и от 01 ноября 2008 года N "... ". 31 августа 2017 администрацией Ленинского района г. Чебоксары вынесено постановление N "... " о заключении договора социального найма на квартиру N "... " общей площадью 24,7 кв.м. в доме N "... " по ул. "... ". Истец считает данные постановления незаконными, поскольку перепланировка квартиры произведена с соблюдением установленных норм и правил при наличии согласованного и утвержденного администрацией г. Чебоксары проекта перепланировки. Собственник спорного жилого помещения в течение длительного времени не обращался с требованием о приведении жилого помещения в первоначальное состояние. Договор социального найма на квартиру N "... " общей площадью 66,3 кв.м. в доме N "... " по ул. "... " от 17 февраля 2015 года недействительным не признавался.
Истец Лабзова З.М. в судебном заседании не присутствовала, реализовав свое право на участие в деле через представителя - адвоката Филиппова Е.Ю, который исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Трифонова Т.Г. исковые требования не признала, пояснив, что перепланировка квартиры не была утверждена актом приемочной комиссии и в техническом паспорте значится как самовольная. В связи с установлением данных обстоятельств ранее вынесенные постановления о заключении договора социального найма на спорную квартиру были отменены. В настоящее время дом включен в программу расселения ветхого жилья.
Третье лицо Григорьева Л.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное администрацией Ленинского района г. Чебоксары на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на то, что 22 июня 1998 года ФИО1 обратился с заявлением о разрешении дополнительного строительства жилой площади (веранды) по адресу: "... ", проект был согласован с главным архитектором города 30 мая 2007 года. Актом приемочной комиссии 12 октября 2009 года после перепланировки жилое помещение введено в эксплуатацию. Общая площадь после перепланировки составила 24,7 кв.м. (увеличена площадь кухни за счет площади коридора путем демонтажа существующей перегородки с дверным проемом и возведение новой перегородки с дверным проемом; устройство кладовой с дверным проемом). В дальнейшем истцами была произведена самовольная перепланировка, сведений о вводе в эксплуатацию жилого помещения общей площадью 66,3 кв.м, жилой площадью - 29,2 кв.м. не имеется. Кроме того, Лабзовой З.М. подписан предварительный договор от 01 августа 2017 года N "... " о согласии получить взамен аварийного спорного жилого помещения новое жилое помещение по адресу: "... ", общей площадью 28,5 кв.м.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика администрации Ленинского района г. Чебоксары Трифоновой Т.Г, поддержавшей апелляционную жалобу, возражения представителя истца Лабзовой З.М. адвоката Филиппова Е.Ю, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от 01 ноября 2008 года N "... " постановлено заключить договор социального найма на квартиру N "... " общей площадью 70,9 кв.м, жилой площадью 29,2 кв.м. в доме N "... " по ул. "... " с ФИО1 на четыре человека семьи (сам, жена Лабзова З.М, дочь ФИО2, внучка ФИО4.).
Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от 13 февраля 2015 года N "... " постановлено заключить договор социального найма на квартиру N "... " общей площадью 66,3 кв.м. в доме N "... " по ул. "... " с Лабзовой З.М. на четыре человека семьи (сама, дочь ФИО2, внучка ФИО4, внук ФИО3.).
17 февраля 2015 года между муниципальным бюджетным учреждением "Управление жилищным фондом города Чебоксары" (наймодатель) и Лабзовой З.М. (наниматель) был заключен договор социального найма, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование находящуюся в муниципальной собственности квартиру общей площадью 66,3 кв.м. по адресу: Чувашская Республика, "... ", для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются: ФИО2 - дочь, ФИО4 - внучка, ФИО3 - внук.
Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от 31 августа 2017 года N "... " отменены постановления главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 01 ноября 2008 года N "... " "О заключении договора социального найма с ФИО1.", от 13 февраля 2015 года N "... " "О заключении договора социального найма с Лабзовой З.М.", от 30 декабря 2016 года N "... " "О внесении изменений в постановление администрации Ленинского района г. Чебоксары от 13 февраля 2015 года N "... "".
Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от 31 августа 2017 года N "... " постановлено заключить договор социального найма на однокомнатную квартиру N "... " общей площадью 24,7 кв.м, жилой площадью 14,7 кв.м. в доме N "... " по ул. "... " с Лабзовой З.М. на четыре человека семьи (сама, дочь ФИО2, внучка ФИО4, внук ФИО3.).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из того, что обжалуемый ненормативный правовой акт не соответствуют нормам действующего законодательства, поскольку не содержит правового обоснования, которые привели к необходимости отмены указанных постановлений.
Судебная коллегия не может согласиться с изложенным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Таким образом, положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации.
Исходя из содержания указанной правовой нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1). Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2).
Из положений частей 1, 4, 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, которое является основанием для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Пунктом 2 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя.
Как следует из оспариваемого постановления, основанием для отмены постановлений администрации Ленинского района г. Чебоксары от 01 ноября 2008 года N "... " и от 13 февраля 2015 года N "... " послужило отсутствие решения органа местного самоуправления о разрешении на проведение переустройства и перепланировки квартиры N "... " в доме N "... " по ул. "... ".
Из имеющейся в материалах гражданского дела N 2-1546/2017 по иску Лабзовой З.М. к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании постановления незаконным выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним от 07 июля 2016 года следует, что квартиры N "... ", N "... ", N "... " N "... " в доме N "... " по ул. "... " являются муниципальной собственностью.
Согласно техническому паспорту на квартиру N "... " в доме N "... " по ул. "... ", изготовленному по состоянию на 13 февраля 2010 года, общая площадь квартиры составляет 66,30 кв.м, жилая площадь - 29,20 кв.м, подсобная площадь - 37,10 кв.м. Литеры А1,А2, а1 указаны как "самовольно возведенные". Тамбур (литер а1) площадью 4,60 кв.м. в общую площадь квартиры не входит.
Из материалов гражданского дела N 2-1546/2017 следует, что актом приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию жилых помещений после перепланировки от 12 октября 2009 года принято в эксплуатацию жилое помещение N "... " общей площадью 24,70 кв.м, расположенное на первом этаже жилого дома N "... " по ул. "... ", которое состоит из жилой комнаты, кухни, кладовой и коридора. До перепланировки площадь жилого помещения N "... " составляла 25,50 кв.м, состояло из жилой комнаты, кухни, прихожей. Перечень выполненных работ: увеличение площади кухни за счет площади коридора путем демонтажа существующей перегородки с дверным проемом и возведение новой перегородки с дверным проемом; устройство кладовой за счет площади коридора путем возведения перегородки с дверным проемом.
Кроме того, в материалах дела имеется паспорт-проект жилого пристроя к квартире N "... " трехквартирного жилого дома N "... " по ул. "... ", выполненного по заказу ФИО1 в 2007 году, и согласованного главным архитектором г. Чебоксары, предусматривающий выполнение к квартире N "... " кирпичного пристроя с деревянным надстроем. В пристрое расположены две жилые комнаты, прихожая, тамбур, в надстрое - холл. Следовательно, проектом были предусмотрены работы по реконструкции дома, затрагивающие конструктивные характеристики надежности и безопасности жилого дома, проведение которых должно осуществляться с соблюдением требований законодательства о градостроительной деятельности.
В силу пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция объектов капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, тогда как Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрена лишь возможность перепланировки и переустройства жилого помещения.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
По общему правилу, предусмотренному частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Согласно пункту 6 части 7 данной статьи к указанному заявлению прилагается согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 6.2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена необходимость предоставления в орган, выдающий разрешение на строительство, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, согласно пунктам 3, 4 данной части, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако доказательств, подтверждающих наличие согласия муниципального органа, являющегося собственником помещений многоквартирного дома на использование общего имущества при осуществлении Лабзовым А.Ф. реконструкции муниципальной квартиры, заявителем представлено не было.
В материалах дела имеется решение администрации г. Чебоксары от 06 октября 2009 года N "... " о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения - квартиры N "... " в доме N "... " по ул. "... " нанимателю ФИО1 в соответствии с представленным проектом (проектной документацией) и сроком производства ремонтно-строительных работ со 02 октября по 02 ноября 2009 года.
Вместе с тем, как видно из акта приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию жилых помещений после перепланировки от 12 октября 2009 года, в эксплуатацию было принято жилое помещение N "... " общей площадью 24,70 кв.м, расположенное на первом этаже жилого дома N "... " по ул. "... ", состоящее из жилой комнаты, кухни, кладовой и коридора.
В материалах дела сведения о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию), разрешения на ввод объекта в эксплуатацию после реконструкции в отношении спорной квартиры отсутствуют.
Однако надлежащая оценка указанным обстоятельствам судом не дана.
Руководствуясь указанными положениями законодательства, регулирующими спорные правоотношения, принимая во внимание вышеустановленные обстоятельства, исходя из совокупности доказательств, свидетельствующих о том, что паспорт-проект жилого пристроя к квартире N "... " трехквартирного жилого дома N "... " по ул. "... ", предусматривающий выполнение к квартире N "... " кирпичного пристроя с деревянным надстроем, был согласован главным архитектором г. Чебоксары без предоставления заявителем согласия органа местного самоуправления на проведение реконструкции квартиры N "... " в доме N "... " по ул. "... ", являющегося правообладателем жилых помещений многоквартирного дома, отсутствие акта о приемке в эксплуатацию жилого помещения после его реконструкции, судебная коллегия приходит к выводу, что администрация Ленинского района г. Чебоксары обоснованно отменила ранее принятые постановления, ввиду того, что изначально не имелось законных оснований для их принятия.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска Лабзовой З.М. о признании незаконными постановления администрации Ленинского района г. Чебоксары от 31 августа 2017 года N "... " в части отмены постановлений от 13 февраля 2015 года N "... ", от 01 ноября 2008 года N "... " и постановления администрации Ленинского района г. Чебоксары N "... " от 31 августа 2017 года.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене в силу части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и полагает возможным согласно статье 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Лабзовой З.М.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 ноября 2017 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Лабзовой З.М. о признании незаконными постановления администрации Ленинского района г. Чебоксары от 31 августа 2017 года N "... " в части отмены постановлений администрации Ленинского района г. Чебоксары от 13 февраля 2015 года N "... ", от 01 ноября 2008 года N "... " и постановления администрации Ленинского района г.Чебоксары N "... " от 31 августа 2017 года "О заключении договора социального найма с Лабзовой З.М." отказать.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.