Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Нестеровой А.А, Стародубцевой Л.И,
при секретаре Львовой Е.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Степановой Т.В, Степанова Э.Л. к Казенному учреждению Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании незаконными отказа в признании семьи малоимущей, назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка, возложении обязанности поставить на учет в качестве малоимущей семьи, назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка до достижения им трехлетнего возраста, поступившее по апелляционной жалобе истца Степанова Э.Л, действующего также в интересах истца Степановой Т.В, на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 04 декабря 2017г.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А, выслушав объяснения истца Степанова Э.Л, представляющего также интересы Степановой Т.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы на решение суда; представителя ответчика КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Сташевской Е.А, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
23 июня 2017г. Степанова Т.В. и Степанов Э.Л. обратились в суд с иском к КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии и с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 ГПК РФ в окончательном варианте просили суд признать отказы в признании семьи малоимущей, назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка незаконными, возложении обязанности поставить на учет малоимущих семей с 01 января 2016 года по 31 января 2017 года, назначить субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 1 января 2016 года по 31 января 2017 года, назначить ежемесячную денежную выплату в связи с рождением третьего ребенка до достижения им трехлетнего возраста.
Исковые требования мотивировали тем, что 19 января 2016 г. Степанова Т.В. обратилась в отдел социальной защиты населения... района г.Чебоксары КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии с заявлениями: 1). о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка (персональное дело N); 2). о регистрации семьи малоимущей (персональное дело N). 20 января 2016 года Степанов Э.Л. обратился с заявлениями о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (персональное дело N).
25 января 2016г. Степановым Э.Л. был получен от ответчика предварительный ответ о том, что в соответствии с п. 4, п. 7 Порядка, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 180 ответчиком направлены запросы в Отделение Пенсионного фонда РФ по г.Чебоксары и в Федеральную налоговую службу России по г. Чебоксары для проведения дополнительной проверки и подтверждения достоверности сведений о доходах Степанова Э.Л... Ответом из Управления Пенсионного фонда РФ в г. Чебоксары от 29.01.2016 г. и ответом из Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары от 28.01.2016 г. в предоставлении запрашиваемой информации ответчику отказано.
25 февраля 2016 г. истцом был получен письменный отказ от 9 февраля 2016 г. по всем трем обращениям истцов: об отказе в признании семьи малоимущей, об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка. Основанием для отказа явилось непредоставление сведений обо всех фактически имеющихся доходах. В конце марта 2016 г. истец Степанова Т.В. получила от ответчика письменный отказ от 19 февраля 2016 г. аналогичного содержания.
01 апреля 2016г. Степанова Т.В. вновь обратилась к ответчику через МФЦ с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты (персональное дело N). В этот же день 01 апреля 2016 г. Степанов Э.Л. также обратился к ответчику через МФЦ с заявлениями о регистрации семьи в качестве малоимущей и о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. 17 мая 2016 г. истцами получены ответы об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка по основаниям непредоставления сведений обо всех имеющихся доходах, об отказе в признании семьи малоимущей и назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основаниям того, что самостоятельно продекларированные Степановым Э. Л. доходы не подтверждены декларацией, на которой должна быть отметка налогового органа о её получении.
08 июля 2016 г. Степанова Т.В. обратилась к ответчику через МФЦ с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка, (персональное дело N). 07 июля 2016 г. Степанов Э.Л. также обратился к ответчику с заявлениями о регистрации семьи как малоимущей (продолжено персональное дело N) и назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (персональное дело N). В конце августа 2016г. истцами были получены ответы об отказе в назначении ежемесячных выплат, в признании семьи малоимущей и в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по основаниям того, что Степановым Э.Л. не представлены сведения обо всех фактически имеющихся доходах.
По мнению истцов, такое основание для отказа в назначении мер социальной поддержки не предусмотрено п. 1.16 Порядков, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 608 и N 180 и Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 761.
В судебном заседании истец Степанов Э.Л, одновременно являющийся представителем истца Степановой Т. В, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом его уточнения.
Истец Степанова Т.В, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя Степанова Э. Л.
Представитель ответчика КУ Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Сташевская Е.А. в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав, что истец Степанов Э.Л. не представил сведений обо всех имеющихся доходах, а декларирование "... " доходов не признано как декларирование в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Минтруда и соцзащиты РФ от 30 декабря 2016г, что явилось основанием для отказа в удовлетворении заявлений истцов. Наличие у истцов имущества, в том числе и недвижимого, которое в силу закона требует содержания, отсутствие долгов по квартплате и коммунальным платежам, отсутствие данных об иных источниках дохода, свидетельствует о том, что истцы представили не все сведения о своих доходах и имуществе.
Третье лицо ИФНС по г. Чебоксары, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 04 декабря 2017г. в удовлетворении исковых требований Смирнова Д.В. отказано.
Указанное решение обжаловано истцом Смирновым Д.В. на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Степанова Э.Л, представляющего также интересы Степановой Т.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы на решение суда; представителя ответчика КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Сташевской Е.А, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, проверив решение суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истцы Степанова Т.В. и Степанов Э.Л, состоящие в зарегистрированном браке, имеют на иждивении троих несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ.
Решением отдела социальной защиты населения... района г.Чебоксары КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 09 февраля 2016г. по заявлениям Степанова Э.Л, поданным в январе 2016г, отказано в регистрации семьи Степановых в качестве малоимущей, предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и предоставлении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка по основанию не представления сведений обо всех фактически имеющих доходах (л.д. 13-14).
Решением отдела социальной защиты населения... района г.Чебоксары КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 19 февраля 2016г. Степановой Т.В. отказано в регистрации семьи Степановых в качестве малоимущей, предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и предоставлении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка по основанию не представления сведений обо всех фактически имеющих доходах (л.д. 15-16).
Решениями отдела социальной защиты населения... района г.Чебоксары КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 26 апреля 2016г. отказано Степанову Э.Л. и Степановой Т.В. по заявлениям, поданным в апреле 2016г, в регистрации семьи Степановых в качестве малоимущей, предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и предоставлении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка по основанию не представления сведений обо всех фактически имеющих доходах.
Решением отдела социальной защиты населения... района г.Чебоксары КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики от 05 августа 2016г. отказано Степанову Э.Л. и Степановой Т.В. по заявлениям, поданным в июля 2016г, в регистрации семьи Степановых в качестве малоимущей, предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и предоставлении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка по основанию не представления сведений обо всех фактически имеющих доходах.
Как следует из содержания писем с отказами в предоставлении мер социальной поддержки, основаниями для отказов в назначении семье Степановых вышеуказанных мер социальной поддержки по заявлениям, поданным в январе, апреле и июля 2016г, явилось предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах Степанова Э.Л.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Степанова Э.Л. и Степановой Т.В, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе справку ООО "... " о заработной плате Степанова Э.Л, являющегося "данные изъяты" организации, в размере... руб, начиная с 2014г, сведения о приобретении в собственность семьи Степановых объектов недвижимости, автомобиля, документы об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также сопоставив величину прожиточного минимума для взрослого населения и для детей, пришел к выводу о том, что истцами представлены неполные и недостоверные сведения о доходах, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований Степанова Э.Л. и Степановой Т.В.
При этом суд также исходил из того, что истцами не были представлены сведения о всех доходах, которые входят в перечень видов доходов семьи, учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003г. N512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи".
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований законными и обоснованными, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права.
Согласно ст.2 Закона Чувашской Республики от 04.12.2012 г. N 82 "О ежемесячной денежной выплате семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей" право на ежемесячную денежную выплату возникает в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка после 31 декабря 2012 года. При этом ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода населения Чувашской Республики, установленной Кабинетом Министров Чувашской Республики на основании данных территориального органа федерального органа исполнительной власти по статистике.
В соответствии с ч. 6 ст. 4 названного Закона Чувашской Республики от 04.12.2012 г. N82 порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты устанавливаются Кабинетом Министров Чувашской Республики. Для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату лицо должно каждые шесть месяцев, с даты обращения за назначением выплаты, представлять документы, перечень которых определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики. Согласно ст.5 указанного Закона Чувашской Республики предоставление ежемесячной выплаты прекращается в случаях непредоставления получателем документов, перечень которых определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики, в течение календарного месяца.
Пунктом 1.3 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2012 г. N608, установлено, что лица, имеющие право на ежемесячную денежную выплату, вправе обратиться в отдел казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики по месту жительства за предоставлением ежемесячной денежной выплаты путем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты по форме согласно приложению к настоящим Порядку и условиям с приложением документов, в том числе, справок (сведений) о доходах членов семьи, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения, а также письменного согласия лица, не являющегося заявителем, на обработку персональных данных, оформленного в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных".
Пунктом 1.6 Порядка предусмотрено, что при рассмотрении заявления и документов отдел Центра предоставления мер социальной поддержки вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах.
Согласно п. 1.16 Порядка отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты осуществляется по следующим основаниям:
1) отсутствие права на ежемесячную денежную выплату в соответствии с Законом Чувашской Республики;
2) непредставление документов, указанных в пункте 1.3 настоящих Порядка и условий;
3) наличие обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 2 Закона Чувашской Республики - в случае обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты женщин, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона Чувашской Республики;
4) наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 5 Закона Чувашской Республики.
Решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты может быть обжаловано в суд в установленном законодательством порядке.
Пунктом 2.4 названного Порядка предусмотрено, что перечень видов доходов семьи, учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода, определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003г. N512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи".
Механизм регистрации малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для оказания им государственной социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики предусмотрен Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 августа 2001 года N 180 "О создании системы регистрации малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан", которым утвержден Порядок регистрации малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан (далее -Порядок N 180).
Пунктом 2, 4 Порядка N 180 предусмотрено, что регистрация производится на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина по месту жительства либо месту его пребывания в отделе казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минтруда Чувашии при предоставлении документов: заявление установленного образца (форма 1) со сведениями о составе семьи, доходах, о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг, о принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; справки о фактически полученных доходах каждого члена семьи за последние 3 месяца, документы, подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи за последние 3 месяца, предшествующие месяцу подачи заявления) а также документы, подтверждающие согласие лица, не являющегося заявителем, или его законного представителя на обработку персональных данных, оформленное в соответствии с Федеральным законом "О персональных данных".
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, а также виды их доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации( п. 3).
В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности отдел по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в регистрации (п.4 в ред. Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 06.03.2013 N82).
В случае установления отделом факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на регистрацию на период, не превышающий период, в течение которого заявитель незаконно был зарегистрирован в качестве малоимущего ( абз.2 п.6).
Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N761, для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением перечисленных документов, в частности: документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения (пп. "д").
Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п. 14 Правил).
Согласно пункту 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении.
Таким образом, как действующим федеральным законодательством, так и законодательством Чувашской Республики для получения вышеназванных мер социальной поддержки предусмотрено предоставление заявителем сведений о доходах за соответствующий период.
Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений может являться основанием для отказа КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в регистрации семьи в качестве малоимущей, назначении субсидии для оплату ЖКУ, ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка.
Материалами личных дел по назначению семье Степановых соответствующих мер социальной поддержки подтверждается, что указанная семья была зарегистрирована в качестве малоимущей с августа 2014г. по январь 2016г, а также с августа 2014г. по декабрь 2015г. - получателем ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка.
Из учетных дел по названным мерам социальной поддержки следует, что начиная с 30 июля 2014г. в порядке представления сведений о доходах в отношении Степанова Э.Л. представлялись справка ООО "... " о том, что Степанов Э.Л. работает с 1 февраля 2014г. в указанной организации в должности "данные изъяты", его средний заработок за шесть последних
отработанных месяцев составил... рублей. При этом данная справка подписана самим Степановым Э.Л. в качестве "данные изъяты". Справки аналогичного содержания о доходах Степанова Э.Л. в размере... руб. за отработанные периоды обновлялись каждые 3-6 месяцев вплоть до июля 2016г. При этом в справках указывается о доходах Степанова Э.Л.... руб. за отработанные месяцы.
Из ЕГРЮЛ в отношении ООО "... " следует, что учредителями организации являются ФИО4 и ФИО5; организация является действующей; истец Степанов Э.Л. с 14.05.2004г. является "данные изъяты" организации, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В трудовой книжке место работы Степанова Э.Л. также указано в качестве "данные изъяты" ООО "... ". Из объяснений Степанова Э.Л. установлено, что он трудоспособен по здоровью, в качестве безработного не зарегистрирован, имеет "данные изъяты" образование, отпуск по уходу за ребенком оформлен на мать детей Степанову Т.В.
Установлено, что вопреки представления еще 30 июля 2014г. справки о доходах Степанова Э.Л. с февраля 2014г. в размере... руб. и не представления сведений об иных полученных доходах в соответствии с Перечнем видов доходов семьи, учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512, установлено, что по договору купли-продажи от 25 апреля 2014г. Степановым Э.Л, Степановой Т.В, ФИО2, ФИО1, приобретена в общую долевую собственность квартира "адрес" общей площадью... кв.м. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН 5 мая 2014г, т.е. за три месяца до назначения семье Степановых мер социальной поддержки и регистрации малоимущей.
Из пояснений Степанова Э.Л, данных в ходе судебного разбирательства, указанная квартира приобретена частично на доходы от продажи другого объекта недвижимости, с использованием средств материнского капитала, без привлечения кредитных средств. Вместе с тем заявителями не представлялось в ОСЗН каких-либо сведений о доходах, полученных от реализации объектов недвижимости, иных доходах в соответствии с вышеуказанным Перечнем видов доходов семьи, учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода. Как в суд первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции истец не представил документально подтвержденные сведения об источниках приобретения объекта недвижимости, в то время как через три месяца после покупки объекта недвижимости семья являлась получателем мер социальной поддержки от государства.
Также в ЕГРН 5.05.2014г. зарегистрировано за Степановым Э.Л. право собственности не нежилое помещение площадью... кв.м. по адресу:... Кроме того, установлено наличие в собственности автомобиля. По пояснениям истца, семья Степановых как в спорный период 2016г, так и на момент судебного разбирательства какую-либо задолженность по оплате ЖКУ, содержание имущества, кредитные обязательства не имеет.
Поскольку по результатам межведомственных запросов в 2016г. установлено наличие у истцов объектов недвижимости, приобретение квартиры по договору купли-продажи за три месяца до регистрации семьи малоимущей и предоставления справки о... доходах Степанова Э.Л. ( "данные изъяты" юридического лица), КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки" обоснованно сообщено истцам о необходимости подтверждения всех имеющихся доходов семьи в соответствии с Перечнем видов доходов семьи, учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 и ввиду не представления соответствующих сведений отказано в назначении мер социальной поддержки.
В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля2003года N44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Перечень видов доходов семьи, учитываемых при исчислении величины среднедушевого дохода утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи".
Действительно, законодательством не предусмотрены требования к документам, справке о доходах, представляемых в учреждения социальной защиты населения. Однако если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. При этом декларированию подлежат не только доходы от трудовой деятельности, но и доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности, доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества, транспортных и иных механических средств.
Ввиду предоставления Степановыми неполных сведений о доходах, имуществе по заявлениям от января, апреля и июля 2016г. в ОСЗН... района КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки", решения об отказе в назначении вышеизложенных мер социальной поддержки являлись правильными и соответственно у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения искового заявления о признания незаконными отказов в признании семьи малоимущей, назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка за спорный период 2016г.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу истца Степанова Э.Л, действующего также в интересах истца Степановой Т.В, на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 04 декабря 2017г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.