Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего Блиновой М.А,
судей Стародубцевой Л.И, Филимоновой И.В,
при секретаре Ивановой М.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Маркова С.А. к администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение, поступившее по апелляционной жалобе Маркова С.А. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2017г.
Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А, судебная коллегия
установила:
15 декабря 2016г. Марков С.А. обратился в суд с иском к администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из трех человек с учетом права на дополнительную жилую площадь, взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере... руб.
Исковые требования мотивированы тем, что Марков С.А, зарегистрированный по адресу: "адрес", не имеет жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, поскольку принадлежащий ему жилой дом с надворными постройками по вышеуказанному адресу был уничтожен в результате пожара 27 мая 1992 г. Истец является инвалидом... группы.., согласно заключению врачебной комиссии от 10 июля 2014г. имеет право на дополнительную жилую площадь. Из-за состояния здоровья и финансовых трудностей не смог восстановить жилой дом. 26 мая 2016г. комиссия в составе представителей администрации Чиршкасинского сельского поселения и администрации Чебоксарского района составила акт осмотра жилого дома, в соответствии с которым дом "адрес" не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригоден для проживания.
Постановлением администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 04 апреля 2013 г. N истец был принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений, а на основании постановления от 12 декабря 2013 г. N - на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признан малоимущим.
На основании изложенного в силу п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ истец просил возложить на ответчика обязанность по обеспечению его семьи благоустроенным жилым помещением на состав семьи из трех человек, включая супругу и несовершеннолетнюю дочь, во внеочередном порядке.
После возбуждения Чебоксарским районным судом Чувашской Республики гражданского дела по указанному исковому требованию Маркова С.А. об обеспечении благоустроенным жилым помещением во внеочередном порядке, постановлениями администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 23 марта 2017 г. N и N Марков С.А. снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, а также с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в качестве малоимущего.
2 августа 2017г. Марковым С.А. было подано в Чебоксарский районный суд Чувашской Республики исковое заявление к администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконными постановления главы администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 23 марта 2017г. N и N о снятии Маркова С.А. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, а также в качестве малоимущего, нуждающегося в жилых помещениях по договорам социального найма и в качестве последствия признания указанных постановлений незаконными Марков С.А. просил суд обязать ответчика восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, а также в качестве малоимущего, нуждающегося в жилых помещениях по договорам социального найма. Также истец просил возложить на администрацию сельского поселения обязанность по предоставлению во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения (том 2, л.д. 2-4).
В обоснование указанных исковых требований Марков С.А. указывал, что его семья из трех человек незаконно была снята с учета и вследствие этого подлежит восстановлению в очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий, в том числе в качестве малоимущих. Из акта осмотра жилищных условий следует, что указанный жом уничтожен огнем в результате пожара 27 мая 1992 г, с 1992 года дом не восстанавливался, никаких ремонтных работ не проводилось. Согласно справки ООО "... " стоимость объекта незавершенного строительства на 03 апреля 2017 г. составляет... руб. Семья Маркова С.А. в собственности иного жилья не имеет. В настоящее время проживает в квартире "адрес" на условиях коммерческого найма. Супруга истца Маркова Т.Ю. и их дочь Маркова А.С. зарегистрированы по адресу: "адрес.2.", в доме родителей. Марков С.А. не работает, является получателем ежемесячной денежной выплаты в размере... руб.... коп, страховой пенсии по инвалидности в размере... руб.... коп. Его жена Маркова Т.Ю. является "данные изъяты", ежемесячный доход с 2016 года составляет... руб. Дочь ФИО1 является "данные изъяты".
Определением судьи Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 07 августа 2017г. в принятии иска Маркова С.А. к администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в части исковых требований о признании незаконными постановления N от 23 марта 2017 г. о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений, постановления N от 23 марта 2017 г. о снятии с учета в качестве малоимущих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отказано, в то время как исковые требования о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилого помещения, в качестве малоимущего, нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма принято к производству (л.д. 36-37, т.2).
Определением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 29 сентября 2017 года гражданские дела N 2-205/2017 и N 2-1284/2017 объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Истец Марков С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Данилова И.В. исковые требования поддержала по изложенным в исках основаниям, указывая на незаконность и необоснованность снятия Маркова С.А. с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в качестве малоимущего, вследствие чего просила восстановить Маркова С.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложить обязанность предоставления благоустроенного жилого помещения в связи с тем, что принадлежавший ему жилой дом уничтожен пожаром, признан непригодным для постоянного проживания, после пожара принадлежащий ему жилой дом не восстановлен, семья Маркова С.А. является малоимущей, а сам Марков С.А. является инвалидом... группы.
В судебном заседании третье лицо Маркова Т.Ю. просила удовлетворить исковые требования по изложенным основаниям.
Ответчик администрация Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, просили о рассмотрении дела без участия их представителя.
Третье лицо администрация Чебоксарского района Чувашской Республики явку своего представителя в судебном заседании не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2017г. постановлено: "В удовлетворении исковых требований Маркова С.А. к администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании за Марковым С.А. права на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади на семью Маркова С.А. из трех человек, общей площадью не менее 48 кв.м, об обязании восстановить Маркова С.А. на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений, в качестве малоимущих, а также в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и во взыскании расходов по оплате услуг представителя - отказать".
Постанавливая вышеуказанное решение об отказе в восстановлении Маркова С.А. на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений, а также в качестве малоимущих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, суд первой инстанции указал, что стороной истца не оспорены постановления администрации сельского поселения N и N от 23 марта 2017г. о снятии Маркова С.Ю. с указанных учетов нуждающихся в улучшении жилищных условий, в то время как сам суд отказал в принятии к рассмотрения данных требований, по своей инициативе разъединив их от последующего требования... Ссылаясь на то, что постановления администрации сельского поселения N и N от 23 марта 2017г. о снятии Маркова С.А. с учета на получение жилого помещения, в том числе в качестве малоимущего не отменены и не оспорены, суд первой инстанции отказал также в удовлетворении иска о восстановлении на учете и возложении на администрацию сельского поселения по предоставлению благоустроенного жилого помещения.
Указанное решение обжаловано истцом Марковым С.А. по мотивам незаконности и необоснованности. В апелляционной жалобе содержатся доводы о не согласии с определением суда об отказе в принятии к производству суда для рассмотрения поданных истцом исковых требований о признании незаконными постановления администрации сельского поселения N и N от 23 марта 2017г. о снятии Маркова С.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, как имеющего право на государственную поддержку для приобретения (строительства) жилого помещения и на получение жилого помещения на условиях социального найма в качестве малоимущего. Указывают, что семья истца, у которого жилое помещение уничтожено пожаром, не восстановлено, признано непригодным для постоянного проживания актом комиссии от 26 мая 2016г, является нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе является малоимущим. Истец указывает на нарушение судом норм материального права и норм процессуального законодательства.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 28 февраля 2018 г. постановлено перейти к рассмотрению гражданского дела по иску Маркова С.А. к администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности предоставить жилое помещение, поступившего по апелляционной жалобе Маркова С.А. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2017 г. по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Указанным определением к участию в деле в качестве третьего лица привлечена дочь истца Маркова С.А. - ФИО1, права и интересы которой затрагиваются принятым решением суда от 28 ноября 2017 г.
Определением судебной коллегии от 28 февраля 2018г. по ходатайству представителя истца Даниловой И.В. на рассмотрение суда апелляционной инстанции приняты исковые требования Маркова С.А, изложенные в исковом заявлении от 02 августа 2017 г, о признании незаконными постановлений главы администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 23 марта 2017 г. N и N для совместного рассмотрения с другими требованиями о восстановлении Маркова С.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку на приобретение (строительство) жилого помещения, в качестве нуждающегося жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и на учете в качестве малоимущего, возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Маркова С.А. - Данилова И.В. доводы апелляционной жалобы поддержали. При этом судебной коллегии пояснила, что просят рассмотреть все исковые требования, предъявленные истцом в суд первой инстанции в исковом заявлении от 2 августа 2017г. (том 2, л.д. 2-4): о признании незаконными постановлений N и N от 23 марта 2017г, восстановлении на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку на приобретение (строительство) жилого помещения, а также в качестве малоимущих, нуждающихся в приобретении жилого помещения на условиях социального найма, поскольку невозможно их раздельное рассмотрение; возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения вне очереди.
Третьи лица Маркова Т.Ю, ФИО1 также просят указанные исковые требования удовлетворить в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, решение суда отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Петров В.М. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями ч.5 ст.330 ГПК РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы учетного дела по постановке Маркова С.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Как указывалось выше, судебная коллегия пришла к выводу, что разрешая настоящие требования, суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве третьего лица ФИО1,... года рождения, права и интересы которой затрагиваются принятым решением, вследствие этого и на основании пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.
Принимая в соответствии с п.2 ст.328 ГПК РФ новое решение по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
Предметом настоящего спора в суде являются исковые требования Маркова С.А. к администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики:
1) признании незаконным постановление главы администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 23 марта 2017 г. N о снятии Маркова С.А. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, и восстановление на таком учете;
2) признание незаконным постановление главы администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 23 марта 2017 г. N о снятии Маркова С.А. с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и снятии с его с учета в качестве малоимущего, и восстановление на таком учете в качестве малоимущего;
3) возложении на администрацию сельского поселения обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании п.3 части 1 ст. 51 ЖК РФ, п.1 части 2 статьи 57 ЖК РФ.
Вопреки доводам представителя ответчика исковые требования о признании незаконными постановлений о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении на соответствующем учете подлежат совместному рассмотрению, поскольку носят взаимосвязанный характер. С учетом того, что требования о восстановлении в очереди нуждающихся на получение жилого помещения рассмотрены совместно с требованиями истца о предоставлении жилья во внеочередном порядке, исковое заявление рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.
Постановлением администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 04 апреля 2013 года N Марков С.А. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений (л.д.22 том 1).
Постановлением администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 12 декабря 2013 года N Марков С.А. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и признан малоимущим (л.д. 23 том 1).
Постановлением администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 23 марта 2017 года N Марков С.А. снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 3 части 11 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 г. N2 "О порядке ведения органами местного самоуправления Чувашской Республики учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений" (л.д. 21, т.2).
Постановлением администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 23 марта 2017 года N Марков С.А. снят с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и с учета в качестве малоимущего на основании пункта 6 части 1 статьи 15 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 г. N42 "О регулировании жилищных отношений" (л.д. 22, т.2).
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2 статьи 49 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право граждане, отнесенные к категории малоимущих в порядке, предусмотренном настоящим Законом, а также иные категории граждан, указанные в статье 11 настоящего Закона, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с положениями статьи 5 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма исходя из средней рыночной стоимости жилого помещения в соответствующем муниципальном образовании, стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, размера среднемесячного совокупного дохода семьи и возможности приобретения жилого помещения по норме предоставления по средней рыночной стоимости в соответствующем муниципальном образовании с помощью ипотечного кредита на строительство (приобретение) жилья и накопления средств для приобретения жилого помещения по норме предоставления за десять лет (часть 1).
Граждане признаются малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании решения органа местного самоуправления, если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, и размер вероятного ипотечного кредита, определяемый исходя из среднемесячного совокупного дохода семьи, не позволяют приобрести жилое помещение по норме предоставления по средней рыночной стоимости в соответствующем муниципальном образовании и если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих, и среднемесячный совокупный доход семьи за десять лет за вычетом прожиточного минимума не позволяют накопить средства для приобретения жилого помещения по норме предоставления (часть 4).
Согласно пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Согласно части 2 статьи 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В пункте 6 части 1 стать 15 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N42 "О регулировании жилищных отношений" в качестве основания снятия с учета лиц, нуждающихся в жилье, указано на выявление в представленных в орган, осуществляющий принятие на учет, документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Таким образом, из оспариваемых постановлений администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 23 марта 2017 года N и N следует, что Марков С.А, поставленный на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в качестве малоимущего, снят с учета по основанию выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, п. 6 части 1 ст. 15 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 г. N 42 "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике").
В самих постановлениях обстоятельства, послужившие основанием для снятия с учета на получение жилья, не указываются. По доводам представителя администрации сельского поселения не соответствующими действительности сведениями в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, являлось не представление сведений о том, что после пожара имевшего место в 1992-1993 годах, истцом был построен новый жилой дом, что подтверждено техническим паспортом БТИ от 1995г, однако правоустанавливающие документы на данный жилой дом не были представлены в администрацию сельского поселения при постановке на учет. Указанное обстоятельство явилось основанием для снятия в 2017г. Маркова С.А. с учета на получение жилого помещения указанными постановлениями.
Из материалов дела следует, что истец Марков С.А. зарегистрирован по адресу: "адрес". При этом Марков С.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
Установлено, что 27 мая 1992 года в частном хозяйстве, принадлежащем Маркову С.А, расположенном по адресу: "адрес", произошел пожар. В результате пожара огнем уничтожен жилой дом и надворные постройки, что подтверждено соответствующими справками отделений Главного управления МЧС России по Чувашской Республике. Обстоятельство того, что единственный жилой дом истца в 1992-1993 года был уничтожен пожаром, сторонами не оспаривалось.
Вопреки доводам стороны ответчика материалы дела не содержат относимые и допустимые доказательства того, что на месте сгоревшего жилого дома Марков С.А, являющийся инвалидом... группы, построил на указанном земельном участке новый жилой дом либо восстановил прежний жилой дом в состояние, пригодное для постоянного проживания.
Так, на кадастровом учете жилой дом по вышеуказанному адресу после произошедшего пожара не числится, в ЕГРН не зарегистрирован объект недвижимости - жилой дом по данному адресу.
В выписке из похозяйственной книги администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района по состоянию на 2013г. указывается, что принадлежащий Маркову С.А. жилой дом по адресу: "адрес", сгорел. При этом из выписок из похозяйственной книги администрации сельского поселения за различные периоды следует, что до 1993г. в похозяйственной книге был указан жилой дом, а в последующем имеется отметка, что жилой дом сгорел.
МУП Чебоксарского района "Бюро технической инвентаризации" письмом от 674 от 29.03.2013г. по запросу администрации сельского поселения сообщено, что сведений о регистрации права собственности за Марковым С.А. на жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, не имеется (л.д. 102, т.1).
Представленная стороной ответчика копия технического паспорта от 21.09.1995г. на дом сама по себе не свидетельствует о возведении нового жилого дома, в техническом паспорте не указан год ввода жилого дома в эксплуатацию, в связи с чем не исключается, что сведения относятся к уничтоженному пожаром дому либо незавершенному строительством объекту.
При этом из материалов учетного дела следует, что Марков С.А. неоднократно обращался с заявлением о созыве межведомственной комиссией для признания жилого дома не пригодным для проживания, ссылаясь на то, что после пожара им были возведены только стены дома.
В акте обследования материально-бытовых условий проживания, составленного комиссией в составе представителей администрации Чиршкасинского сельского поселения и администрации Чебоксарского района от 28 октября 2013г, указывается на уничтожение пожаром жилого дома в хозяйстве Маркова С.А, дом не смогли восстановить на момент осмотра в 2013г. (л.д. 13, т.2).
Из акта осмотра жилищных условий, составленного комиссией в составе представителей администрации Чиршкасинского сельского поселения и администрации Чебоксарского района от 26 мая 2016 года следует, что дом "адрес" не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригоден для проживания. При этом комиссия указывает, что значительным повреждениям подверглись стены дома, отсутствует чердачное перекрытие, кровля, оконные, дверные блоки, падовые стояки, покрытие пола (л.д. 15).
Согласно справке ООО "... " от 3 апреля 2017г. следует, что фактически по адресу: "адрес" имеется незавершенный строительством объект, год начала строительства 1995г, степень готовности... %: имеется только фундамент, стены... %, отсутствуют перекрытия, кровля, полы, проемы, инженерное обеспечение. К справке приложены фотографии незавершенного объекта, которые соответствуют указанному описанию. Стоимость -... руб. на 03.04.2017г. (л.д. 23-26, т.2).
Письмами от 03 марта 2016г, от 15 августа 2016 года администрация Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района по заявлению истца отказывала в создании межведомственной комиссии для признания жилого дома "адрес", пригодным либо непригодным для проживания.
Также в личном деле имеются отказы администрации сельского поселения в созыве межведомственной комиссии для оценки указанного дома на предмет пригодности (непригодности) для постоянного проживания, в то время как ответчик утверждает о представлении истцом не соответствующих действительности сведений относительно данного жилого дома.
Вопреки утверждению представителя ответчика в учетном деле имеются все документы, свидетельствующие о том, что семья Маркова С.В. в составе 3-х человек является нуждающейся в улучшении жилищных условий, как обеспеченная жилым помещением менее учетной нормы. При постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий стороной истца представлены все требуемые законом документы, свидетельствующие как о нуждаемости в улучшении жилищных условий, так и для определения статуса малоимущих для постановки на соответствующий учет. Кроме того, через три года после постановки на учет Марковым С.А. также представлены все требуемые законом документы для подтверждения статуса малоимущего, нуждающегося в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма.
Предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, п. 6 части 1 ст. 15 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 г. N 42 "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике" основания для снятия граждан с учета на получение жилого помещения не имелись, постановления главы администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 23 марта 2017 г. N и N о снятии Маркова С.А. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, а также снятия с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в качестве малоимущего являются незаконными. Соответственно Марков С.А. с членами семьи подлежит восстановлению на соответствующем учете на получение жилого помещения.
Вступившим в законную силу решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 03 октября 2014 года в удовлетворении исковых требований Маркова С.А. к администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма вне очереди, отказано. Однако в рамках гражданского дела в 2014г. предметом рассмотрения являлось требование Маркова С.А. о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на основании п.3 части 2 ст. 57 ЖК РФ (наличие тяжелой формы хронического заболевания у инвалида первой группы), а не требование об обеспечении жилым помещением лицу, жилое помещение которого признано непригодным для проживания. Соответственно в рамках настоящего дела основание иска является другим и спор подлежит рассмотрению по существу.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Маркова С.А. о возложении на администрацию Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади на состав семьи из трех человек, общей площадью не менее 48 кв.м, поскольку данные исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, так как обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения не относится к полномочиям сельского поселения в связи с изменениями части 3 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", начиная с 7.03.2015г.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона 27.05.2014 N 136-ФЗ, Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21. 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 14 этого же Федерального закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Соответственно, вопросы местного значения, закрепленные в пункте 6 части 1 ст. 14 указанного федерального закона (обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства) относятся к вопросам местного значения муниципальных районов.
При этом частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в действующей редакции на момент предъявления иска и судебного разбирательства) предусмотрено, что законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Аналогичные положения изложены и в Законе Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике".
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 к вопросам местного значения городского поселения относится вопрос обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно частям 4 и 5 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N19 вышеперечисленные вопросы в области жилищного законодательства на территориях сельских поселений не отнесены к компетенции сельских поселений, а решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Какого-либо соглашения, предусматривающего передачу полномочий в части обеспечении рассматриваемой категории граждан жилыми помещениями органу местного самоуправления сельского поселения между муниципальным образованием Чебоксарского района и Чиршкасинским сельским поселением Чебкосарского района не имеется, о чем подтвердил в ходе судебного разбирательства представитель ответчика.
Из приведенных положений Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-ФЗ и Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года N 19 следует, что применительно к заявленному спору вопрос об обеспечении благоустроенным жилым помещением относится к полномочиям органа местного самоуправления соответствующего муниципального района, а не компетенции сельских поселений.
При таких обстоятельствах администрация Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики не является надлежащим ответчиком по требованию о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения и соответственно указанные исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Истцом также заявлены требования о взыскании с ответчика расходов на представителя в сумме... руб.
В соответствии с частью 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом понесены расходы на оплату услуг представителя Даниловой И.В. в сумме... руб, что подтверждается договором на оказание юридических услуг от 01 ноября 2016 г. им квитанцией к приходному кассовому ордеру N от 01 ноября 2016 г. (л.д.63-64 том 1).
Определяя размер судебных расходов, учитывая заявление истца о взыскании в суде первой инстанции расходов по оплате услуг представителя, судебная коллегия находит, что с учетом положений ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежит взыскать с ответчика в пользу истца расходы на представителя в размере 2500 руб, что является разумным и справедливым исходя из удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, ч.5 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2017г. отменить и принять по делу новое решение, которым:
Признать незаконным постановление главы администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 23 марта 2017г. N о снятии Маркова С.А. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений и восстановить Маркова С.А, зарегистрированного по месту жительства: "адрес", на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений.
Признать незаконным постановление главы администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 23 марта 2017г. N о снятии Маркова С.А. с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и снятии с его с учета в качестве малоимущего и восстановить Маркова С.А, зарегистрированного по месту жительства: "адрес", на учете нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в качестве малоимущего.
В удовлетворении исковых требований Маркова С.А. о возложении на администрацию Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади вне очереди на семью из трех человек, общей площадью не менее 48 кв.м, отказать.
Взыскать с администрации Чиршкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики расходы на оплату услуг представителя в размере 2500 (две тысячи пятьсот) руб.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи: Л.И. Стародубцева
И.В. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.