Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е,
судей Клюкиной О.В, Юровой О.В,
при секретаре Артизанове А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора города Йошкар-Олы на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 января
2018 года, которым постановлено:
прокурору города Йошкар-Олы в удовлетворении иска, предъявленного в интересах Филоновой Н.А, к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Республики Марий Эл "Семеновская школа-интернат" о взыскании компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Юровой О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Йошкар-Олы в интересах Филоновой Н.А. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному общеобразовательному учреждению Республики Марий Эл "Семеновская школа-интернат" (далее - ГБОУ "Семеновская школа-интернат") о взыскании компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт в размере 7423 руб. 02 коп.
В обоснование требований указал, что истец в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года N 48-З имеет право на социальную поддержку при оплате жилищно-коммунальных услуг, при этом данную меру социальной поддержки не получает. Филонова Н.А. проживает в жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности и расположенном по адресу: "адрес". В период с 16 октября 1987 года по 25 августа
2017 года Филонова Н.А. работала в ГБОУ "Семеновская школа-интернат" воспитателем и учителем. За период с октября 2014 года по октябрь
2017 года истцом оплачены взносы на капитальный ремонт в сумме 7628 руб. 40 коп. Данные расходы истцу ответчиком не компенсированы, хотя в силу закона подлежат компенсации.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор города Йошкар-Олы просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
В возражении на апелляционное представление Министерство социального развития Республики Марий Эл приводит доводы в поддержку принятого решения, просит оставить его без изменения, представление - без удовлетворения.
Заслушав объяснения прокурора Полозовой Т.В, поддержавшей доводы апелляционного представления, Филоновой Н.А, просившей решение отменить, апелляционное представление - удовлетворить, проверив материалы дела, обсудив доводы представления и возражений на него, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам регулируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с
01 сентября 2013 года.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 4 названного Федерального закона нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
До принятия указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", в соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации которого педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
При этом в статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года
N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (действовавшей до 01 сентября 2013 года), указывалось на то, что нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона
"Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
В силу статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 года N 48-З "О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг" социальная поддержка специалистам государственной и муниципальной системы образования оказывается в виде возмещения затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере
100 процентов платы за наем жилого помещения; 100 процентов оплаты электрической энергии, используемой в жилом помещении; 100 процентов оплаты тепловой энергии, используемой для отопления жилого помещения; 100 процентов оплаты газа сетевого, используемого для отопления жилого помещения; 100 процентов оплаты твердых видов топлива (дрова, уголь, торфобрикеты), используемого для отопления жилого помещения;
100 процентов платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Из системного толкования положений статьи 154 ЖК РФ и части 8 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" следует, что гарантированная федеральным законодательством мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения не исключает расходы, связанные с оплатой взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Аналогичное толкование содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года
N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы", согласно которому обязательный взнос на капительный ремонт общего имущества в многоквартирном доме является отдельной составляющей платы за помещение и коммунальные услуги
(пункт 5).
Следовательно, компенсация педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), вносов на капитальный ремонт относится к гарантированным государством мерам социальной поддержки и не является дополнительной мерой социальной поддержки, которую вправе устанавливать субъект Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец Филонова Н.А. в период
с 16 октября 1987 года по 25 августа 2017 года работала воспитателем и учителем в ГБОУ "Семеновская школа-интернат", расположенном в сельском населенном пункте в "адрес"
Согласно представленным в материалы дела документам истец зарегистрирована и проживает по месту жительства по адресу: "адрес".
Таким образом, Филонова Н.А. является педагогическим работником, проживающим в сельской местности, и имеет право на возмещение расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2004 года N 282 "Об утверждении Порядка предоставления и расходования средств, направляемых на реализацию Законов Республики Марий Эл "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл" и
"О социальной поддержке некоторых категорий граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг" граждане из числа категорий, определенных названными выше законами Республики Марий Эл, имеющие право на социальную поддержку по оплате жилья и коммунальных услуг, оплачивают коммунальные услуги в полном объеме и представляют документы об оплате (квитанции, счета и другие первичные документы, подтверждающие факт оплаты) в республиканские государственные и муниципальные учреждения по месту работы для компенсации понесенных расходов в соответствии с утвержденными социальными нормами до 15 числа месяца, следующего за месяцем оплаты.
Исходя из справок ГКУ Республики Марий Эл "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Медведевском районе Республики Марий Эл" "N" от 20 ноября 2017 года, ГБОУ Республики Марий Эл "Семеновская школа-интернат" "N" от 14 ноября 2017 года следует, что возмещение расходов по оплате взносов на капитальный ремонт с октября 2014 года по октябрь 2017 года Филоновой Н.А. не производилось.
Из представленной выписки по взносам за капитальный ремонт
АО "Единый расчетный центр на территории Республики Марий Эл" видно, что за период с октября 2014 года по октябрь 2017 года истцом оплачены взносы на капитальный ремонт в размере 7628 руб. 40 коп.
Прокурор города Йошкар-Олы в интересах Филоновой Н.А. просил взыскать указанные взносы за период с октября 2014 года по октябрь
2017 года в размере 7423 руб. 02 коп.
С учетом требований статьи 196 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию взносы на капитальный ремонт за период с октября 2014 года по октябрь 2017 года в размере 7423 руб. 02 коп.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
23 января 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым взыскать с Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл "Семеновская школа-интернат" в пользу Филоновой Н.А. в счет возмещения расходов по оплате на капитальный ремонт 7423 руб. 02 коп.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.В.Клюкина
О.В.Юрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.