Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А,
судей Медведевой И.А. и Попова Г.В,
при секретаре Артизанове А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межмуниципального отдела МВД России "Козьмодемьянский", апелляционному представлению заместителя Горномарийского межрайонного прокурора на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 февраля 2018 года по административному исковому заявлению МО МВД России "Козьмодемьянский" об установлении административного надзора в отношении Бухорова А. И..
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
межмуниципальный отдел МВД России "Козьмодемьянский" (далее- МО МВД России "Козьмодемьянский") обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить в отношении Бухорова А.И, имеющего непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, совершившего в течение года два административных правонарушения против общественного порядка, административный надзор на срок погашения судимости со следующими ограничениями: обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещения пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков, запрещения выезда за пределы территории Республики Марий Эл без разрешения органов внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 февраля 2018 года в удовлетворении административного искового заявления МО МВД России "Козьмодемьянский" отказано.
В апелляционной жалобе административного истца и апелляционном представлении участвовавшего в деле прокурора ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении требований административного иска в связи с неправильным применением и толкованием судом норм материального права.
В заседание суда апелляционной инстанции административный истец, и административный ответчик не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с частью 4 статьи 272, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав прокурора Назарова А.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и представления, обсудив их доводы, изучив материалы контрольно-наблюдательного дела "N" в отношении Бухорова А.И, материалы дел об административных правонарушениях, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказав в установлении административного надзора в отношении Бухорова А.И, суд в решении указал, что административным истцом не опровергнуты доводы административного ответчика о несоблюдении установленного порядка привлечения к административной ответственности и нарушении его прав, установленных статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С приведенными доводами судебная коллегия не может согласиться в связи со следующим.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
При этом пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (то есть главы 6, 19, 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установлено, что приговором "... " городского суда Республики Марий Эл от 07 декабря 2010 года Бухоров А.И. осужден за совершение преступлений, предусмотренных "... " Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания по "... " Уголовного кодекса Российской Федерации в виде "... " лишения свободы, с отбыванием наказания в "... ".
06 декабря 2012 года Бухоров А.И. освобожден по отбытии срока наказания из ФКУ "... " и проживает по месту жительства в "адрес" Республики Марий Эл.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, предусмотренное "... " Уголовного кодекса Российской Федерации, за совершение которого осужден Бухоров А.И, является тяжким преступлением.
Пунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент совершения Бухоровым А.И. преступления) установлено, что судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания.
Судимость Бухорова А.И. по приговору Козьмодемьянского городского суда Республики Марий Эл от 07 декабря 2010 года не погашена.
09 декабря 2012 года Бухоров А.И. поставлен на профилактический учет в МО МВД России "Козьмодемьянский".
Согласно представленной характеристике Бухоров А.И. характеризуется отрицательно, злоупотребляет спиртными напитками, склонен к совершении преступлений и административных правонарушений.
Постановлением начальника МО МВД России "Козьмодемьянский" от 27 марта 2017 года "N" "N" Бухоров А.И. привлечен к административной ответственности по статье 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановление вступило в законную силу 20 июня 2017 года.
26 июля 2017 года постановлением заместителя начальника отдела полиции Тюменского ЛО МВД России на транспорте "N" Бухоров А.И. вновь привлечен к административной ответственности по статье 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановление вступило в законную силу 13 ноября 2017 года.
Следовательно, с учетом обстоятельств дела имелись предусмотренные законом основания для установления в отношении Бухорова А.И. административного надзора.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послуживших основанием для обращения исправительного учреждения или органа внутренних дел с заявлением об установлении, продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений, не осуществляется судом в порядке главы 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку указанные выше постановления по делам об административных правонарушениях вступили в законную силу и Бухоровым А.И. в установленном законом порядке не были обжалованы, оснований не доверять представленным административным истцом доказательствам у суда не имелось, а доводы административного ответчика, направленные по существу на проверку законности указанных постановлений, подлежали отклонению судом.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Частью 1 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что после принятия административного искового заявления суд истребует необходимые документы и материалы.
Следовательно, при возникновении у суда сомнений относительно фактов привлечения Бухорова А.И. к административной ответственности, суд с учетом приведенных положений процессуального закона вправе был запросить материалы производства по делам об административных правонарушениях, либо предложить административному истцу представить соответствующие доказательства.
Учитывая изложенное, решение суда об отказе в установлении административного надзора подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 2, пунктом 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с принятием по делу нового решения об установлении в отношении Бухорова А.И. административного надзора.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 приведенного Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости и исчисляется на основании пункта 2 части 3 статьи 5 указанного Федерального закона со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Частью 5 статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Согласно части 8 статьи 272, части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в решении об установлении административного надзора должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений.
Исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу, содержит часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" разъяснено, что выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия.
В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Оценив предложенные административные ограничения, суд апелляционной инстанции, учитывая характеристику Бухорова А.И, злоупотребляющего спиртными напитками, не работающего, с целью индивидуального профилактического воздействия, с учетом обстоятельства совершения преступления и административных правонарушений, приходит к выводу о необходимости установления административных ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации, запрещения выезда за пределы Республики Марий Эл, а также запрещения пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу МО МВД России "Козьмодемьянский", апелляционное представлению заместителя Горномарийского межрайонного прокурора удовлетворить.
Решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 22 февраля 2018 года отменить и принять по административному делу по административному исковому заявлению МО МВД России "Козьмодемьянский" об установлении административного надзора в отношении Бухорова А. И. новое решение, которым:
Установить в отношении Бухорова А. И, "дата" года рождения, уроженца "адрес" "адрес", зарегистрированного и проживающего по адресу: Республика Марий Эл, "адрес" административный надзор сроком до 06 декабря 2018 года и следующие административные ограничения:
- обязательную явку два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания или фактического нахождения для регистрации,
- запрещение выезда за пределы Республики Марий Эл,
- запрещение пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора в отношении Бухорова А. И. исчисляется со дня принятия настоящего апелляционного определения.
Председательствующий О.А. Петрова
Судьи И.А. Медведева
Г.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.