Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Штейнле А.Л,
судей: Туникене М.В, Филенковой С.В,
при секретаре: Малышевой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N3 по Смоленской области к Ермакову Александру Викторовичу о взыскании недоимки по налогам и пени по апелляционной жалобе Ермакова А.В. на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 19 января 2018.
Заслушав доклад судьи Туникене М.В, объяснения Ермакова А.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция ФНС России N3 по Смоленской области обратилась в суд с административным иском к Ермакову А.В. о взыскании недоимки по налогам на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам за 2014 в размере 29 447 руб, пени 98,16 руб.
Представитель административного истца Щеглова М.П. в суде административный иск поддержала.
Административный ответчик Ермаков А.В. возражал против удовлетворения иска, указал, что налоговым органом нарушены сроки направления требования об уплате налога.
Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 19.01.2018 административный иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе Ермаков А.В. просит решение суда отменить, сославшись на его незаконность и необоснованность. Указывает, что транспортный, земельный и налог на имущество физических лиц за 2014 не подлежат взысканию за пропуском срока для предъявления данного иска.
Проверив законность и обоснованность решения, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением
о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п.1 ст.356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3 ст. 363 НК РФ).
Согласно ч.1 ст. 399 НК РФ
налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу положений ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (статья 388 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статья 389 НК РФ).
Согласно ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391 НК РФ).
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (часть 3 статьи 363 НК РФ).
Согласно части 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Как следует из материалов дела, что Ермаков А.В. является собственником квартир, расположенных по адресу:... ; а также:... ; иных строений, расположенных по адресу:..,...
Кроме того, Ермаков А.В. является владельцем транспортных средств: "данные изъяты"
Также Ермакову А.В. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу:... ; с кадастровым номером...
Согласно налоговому уведомлению N
"данные изъяты", от (дата) сумма транспортного налога за (дата) (дата) за автомобиль Фольксваген госрегзнак "данные изъяты"
Сумма земельного налога составила "данные изъяты" за земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты"- за земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты"
Сумма налога на имущество: квартиру по адресу:... "данные изъяты" руб.; за квартиру, по адресу:..,кв. (дата) руб.; иных строений, расположенных по адресу:..,... составила 2746 руб, срок оплаты установлен до (дата).
В связи с неисполнением данного налогового уведомления в адрес ответчика 20.10.2016 направлено требование N 10576 об уплате налогов по состоянию на 14.10.2016:
транспортного налога в размере 17653 руб, пени 58,84 руб.; налога на имущество в размере 4052 руб, пени 13,51 руб.; земельного налога в размере 7742 руб, пени 25,81 руб. Срок исполнения требования - до 22.11.2016.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 26 в муниципальном образовании "Ярцевский район" Смоленской области от 15.05.2017 с Ермакова А.В. взыскана недоимка по налогам за 2014 год
в размере 29545,16 руб.
Определением мирового судьи судебного участка N 26 в муниципальном образовании "Ярцевский район" Смоленской области от 05.06.2017 названный судебный приказ отменен на основании заявления Ермакова А.В.
Указанное обстоятельство послужило для административного истца основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя требование о взыскании недоимки и пени суд первой инстанции, в том числе, исходил из своевременности предъявления требований о принудительном взыскании налоговой задолженности.
Однако, с таким выводом согласиться нельзя в силу следующего.
Возлагая на физических лиц обязанность по соблюдению принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения, КАС РФ и НК РФ установлен порядок обращения налоговых органов в суд в случае неуплаты налогов.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций, может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Согласно положениям пункта 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ. Данное требование в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления (пункт 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ".
В связи с неуплатой налогов за 2014 год в установленный законодательством о налогах и сборах срок Межрайонной ИФНС России N 3 по Смоленской области ответчику выставлено требование по состоянию на 14.10.2016 года об уплате недоимки в сумме 29 447 руб, со сроком исполнения до 22.11.2016.
В силу статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4). В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6).
Таким образом, требование об уплате налога за 2014 год в сумме 29545,16 руб. должно было быть направлено Ермакову А.В. не позднее 11.01.2016 (с учетом праздничных дней), в случае направления его заказным письмом и установлении срока на исполнение оно должно быть исполнено не позднее 17.01.2016.
При таком положении срок обращения налогового органа в суд с требованием о взыскании недоимки по налогу за 2014 год истек 25.07.2016 года, а обращение к мировому судье 15.05.2017 последовало с пропуском срока. Ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд, с указанием к этому уважительных причин, инспекцией суду не заявлено.
Поскольку на дату обращения с настоящим иском административный истец утратил право на принудительное взыскание задолженности по налогам с Ермакова А.В. за 2014 год, то оснований для взыскания с него недоимки и пени за этот период у суда не имелось.
Вывод суда о том, что к моменту обращения в суд с настоящим иском истец право на взыскание не утратил, поскольку налоговым органом 02.12.2015 производился перерасчет сумм налога, в связи с чем, согласно налоговому уведомлению N409368 срок уплаты недоимки составлял до 03.10.2016, а трехмесячный срок направления требования об уплате налогов подлежит исчислению с 14.10.2016-даты составления акта о выявлении недоимки N474, основан на ошибочном толковании норм налогового законодательства.
Из дела следует, что фактически перерасчет не производился, сумма подлежащего взысканию налога и пени не изменилась, указанные обстоятельства фактически привели к искусственному увеличению установленного законом срока на принудительное судебное взыскание задолженности.
Хотя установленный положениями пункта 1 статьи 70 НК РФ срок на выставление требования не является пресекательным, однако его истечение не может служить основанием для нарушения порядка исчисления общего срока на принудительное взыскание налогов, установленного положениями статьи 48 Кодекса. Таким образом, нарушение сроков, установленных статьей 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.
Указанный вывод подтверждается правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 22.04.2014 N 822-О.
При таких обстоятельствах, в соответствии с п.4 ч.2 ст.310, п.2 ст.309 КАС РФ обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст. 309,310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 19 января 2018 отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска Инспекции ФНС России N3 по Смоленской области к Ермакову Александру Викторовичу о взыскании недоимки по налогам и пени за 2014 отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.