Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Вороновой М.Н,
судей Редченко Е.В, Брыкова И.И,
при секретаре Налапкине А.П,
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 апреля 2018 г. апелляционную жалобу Медуновой "данные изъяты" на решение Подольского городского суда Московской области от 13 декабря 2017 г. по делу по административному исковому заявлению Медуновой "данные изъяты" к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству администрации городского округа Подольск Московской области о признании незаконным решения от "данные изъяты" об отказе в переводе жилого помещения в нежилое, об обязании совершить действия,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В,
объяснения представителя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству администрации городского округа Подольск - Орловой "данные изъяты", представителя Медуновых "данные изъяты". - Тыриной "данные изъяты"
установила:
Медунова "данные изъяты".обратилась в суд с административным иском к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству администрации городского округа Подольск Московской области о признании незаконным решения от "данные изъяты" об отказе в переводе жилого помещения в нежилое. Просила обязать выдать разрешение на перевод жилого помещения по адресу: "данные изъяты", в нежилое помещение.
В обоснование требований указывалось, что Медуновой "данные изъяты". и Медунову "данные изъяты". на праве общей совместной собственности принадлежит указанная квартира.
Оспариваемым решением Комитета по ЖКХ и благоустройству администрации городского округа Подольск от "данные изъяты" отказано в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения о переводе жилого помещения в нежилое помещение, поскольку представленный на утверждение проект не соответствует пункту 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170.
Данное решение административный истец считала незаконным, поскольку представила все необходимы документы, а проект перепланировки и переустройства жилого помещения соответствует требованиям законодательства.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Медунова "данные изъяты" не явилась, была извещена, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Ее представитель по доверенности Тырина "данные изъяты", требования поддержала.
Представитель административного ответчика Комитета по ЖКХ благоустройству администрации городского округа Подольск по доверенности Душина "данные изъяты" против удовлетворения требований возражала.
Заинтересованное лицо Медунов "данные изъяты". не явился, был извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Решением Подольского городского суда Московской области от 13 декабря 2017 г. в удовлетворении требований было отказано.
В апелляционной жалобе Медунова "данные изъяты". просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.
В силу частей 1 и 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В статье 16 ЖК РФ определены виды жилых помещений, к которым относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Частью 3 статьи 16 ЖК РФ предусмотрено, что квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Главой 3 ЖК РФ определены условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, а также основания отказа для такого перевода.
В соответствии со статьей 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (часть 1).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения) - часть 2.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 названной статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя (часть 4).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Аналогичное основание для отказа предусмотрено подпунктом 6 пункта 2.8. Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение" (утвержден постановлением главы городского округа Подольск от 10 июня 2016г. N 1043-П).
Следует отметить, что основные положения, связанные в эксплуатацией жилищного фонда, содержатся в разделе I Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N170), а условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений - в подразделе 1.7.
При этом в пункте 1.7.1 Правил и норм предусмотрено, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно пункту 1.7.2. Правил и норм переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В то же время подраздел 4.2 Правил и норм "Стены" Раздела Правил: "Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций" содержит пункт 4.2.4.9, который запрещает, в том числе, в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы.
В связи с этим подраздел 4.2. "Стены" раздела IV Правил содержит обязательные требования к техническому обслуживанию и ремонту всех стен строительных конструкций, а не только таких строительных конструкций как балконы, козырьки, лоджии, эркеры.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что Медунову "данные изъяты" Медуновой "данные изъяты". на праве общей совместной собственности принадлежит квартира по адресу: "данные изъяты"
В целях перевода данной квартиры в нежилое помещение был разработан проект перепланировки квартиры в нежилое помещение с устройством отдельного независимого входа путем демонтажа балконного ограждения с устройством металлической лестницы, а также внутренняя перепланировка помещения. В проекте отмечалось, что балконная дверь не расширяется, но заменяется на новую металлическую (пластиковую).
"данные изъяты" Медунова "данные изъяты" (в лице представителя) обратилась в администрацию с соответствующим заявлением, приложив документ, удовлетворяющий права представителя, документ удостоверяющий личность представителя, проект перепланировки квартиры в нежилое помещение, договор купли-продажи помещения, технический паспорт помещения, то есть документы, указанные в статье 23 ЖК РФ.
Оспариваемым решением Комитета по ЖКХ и благоустройству администрации городского округа Подольск от "данные изъяты" было отказано в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения о переводе жилого помещения по адресу: "данные изъяты" в нежилое помещение со ссылкой на пункт 4 части 1 статьи 24 ЖК РФ в связи с несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства; а также на подпункт 6 пункта 2.8. Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Выдача решения о переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение" (утвержден постановлением главы городского округа Подольск от 10 июня 2016г. N 1043-П). Кроме того, указывалось на несоответствие проекта пункту 4.2.4.9. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170), поскольку в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий не допускается расширять существующие и пробивать новые проемы, в то время как в акте осмотра помещения от "данные изъяты" указано на несоответствие имеющейся ширины проема и проектируемой.
Разрешая требования об оспаривании указанного решения и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что основания для его принятия имелись. Хотя в проекте перепланировки не предусмотрено расширение балконной двери, но в акте от "данные изъяты" отражено, что проем на лоджию с внутренней стороны квартиры составляет "данные изъяты" необходимо будет демонтировать часть панели, что будет являться нарушением пункта 4.2.4.9. вышеназванных Правил и норм.
С учетом того, что сторонами по делу не отрицалось, что стены здания являются крупнопанельными, судебная коллегия согласна с тем, что в силу особенностей проектирования конструкций крупнопанельных и крупноблочных зданий любое изменение элементов стены может повлечь ослабление несущей способности и привести к аварийному разрушению.
Кроме того, проектной документации предусмотрено обустройство лестницы, выходящее за пределы наружной стены.
В то же время в соответствии с частью 2 статьи 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме при решении вопроса о переводе жилого помещения в нежилой фонд является обязательным тогда, когда планируемые работы влияют на размер и состояние общего имущества в многоквартирном доме и при этом затрагиваются права и законные интересы названных субъектов.
Вышесказанное согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 21 декабря 2011 года N 1830-О-О, согласно которой нормы гражданского и жилищного законодательства, рассматриваемые в системной связи и совокупности, направлены на защиту прав собственников помещений в многоквартирном доме и, не предполагают наличия у собственника помещения, переводимого из жилого в нежилое, права самостоятельного распоряжения общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.
Проанализировав имеющийся в деле проект перепланировки квартиры, судебная коллегия отмечает, что при перепланировке возникает необходимость установления отдельного входа в помещение со стороны фасада дома путем демонтажа балконной двери и установки дверного блока, а также обустройство лестницы, выходящим за пределы наружной стены многоквартирного дома, то есть использование наружной стены и придомовой территории.
Следовательно, материалы дела подтверждают тот факт, что перевод квартиры в нежилое помещение ведет к изменению режима пользования общим имуществом многоквартирного дома.
Наличие согласия собственников помещений в многоквартирном доме на устройство отдельного входа и использование земельного участка Медуновой "данные изъяты" не представлено.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда носят рекомендательный характер, подлежат отклонению.
Как указывалось выше, пунктом 4.2.4.9 Правил и норм предусмотрено, что в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы не допускается.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 2013 года по делу N АКПИ13-873 разъяснено, что данные Правила и нормы согласно содержанию их раздела I определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления; а также определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью:
обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;
обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В случае если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с данным Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов (часть 5); в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (часть 6); эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации (часть 7); техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно- технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (часть 8); эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (часть 10).
В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должно осуществляться их техническое обслуживание, проводимое в целях обеспечения надлежащего технического состояния этих зданий, сооружений, под которым понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей, деформации недопустимой величины строительных конструкций, повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности (пункты 1, 3 и 4).
Часть 2 статьи 36 названного Федерального закона устанавливает, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.
Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно- технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, приведенные законоположения предписывают, чтобы в ходе эксплуатации зданий и сооружений поддерживалось соответствие параметров и других характеристик строительных конструкций требованиям проектной документации, и указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания.
Раздел IV Правил и норм регулирует вопросы технического обслуживания и ремонта таких строительных конструкций, как балконы, козырьки, лоджии и эркеры (пункт 4.2.4), и включает пункт 4.2.4.9, согласно абзацу шестому которого не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы.
С учетом того, что повреждения и деформация в целом представляют собой отдельное несоответствие конструкций требованию, установленному проектом, оспариваемое правовое регулирование обеспечивает соответствие параметров и других характеристик указанных строительных конструкций требованиям проектной документации, а также их надлежащее техническое состояние и поэтому полностью согласуется с приведенными нормами названного Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Установленные требования к состоянию строительных конструкций в процессе эксплуатации здания не могут расцениваться как неправомерные ограничения имущественных прав заявителя, поскольку направлены на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, не являются произвольными и основаны на законе.
Оспариваемое решение принято в пределах полномочий Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству администрации городского округа Подольск, предусмотренных Положением о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству администрации Городского округа Подольск (утверждено решение Совета депутатов городского округа Подольск от "данные изъяты" Каких-либо нарушений порядка принятия оспариваемого решения, в том числе установленных названным Административным регламентом, не установлено.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда, что оспариваемое решение является законным.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Подольского городского суда Московской области от 13 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Медуновой "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.