Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А,
судей Зайнудиновой Ш.М. и Гебековой Л.А,
при секретаре судебного заседания Курбановой П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации МР "Табасаранский район" по доверенности Меджидова А.М. на решение Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 20 октября 2017 года, которым постановлено:
"В удовлетворении иска администрации МР "Табасаранский район" к Юнусову А. Ш. о признании самовольной постройкой
капитального строения, построенного Юнусовым А. Ш, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Табасаранский район, с.Хучни, обязании его своими силами и за собственные средства снести данный объект и восстановить положение, существовавшее до момента нарушения права, отказать.
В удовлетворении встречного иска Юнусова А.Ш. о признании права собственности на возведенный объект на земельном участке с кадастровым номером 05:17:000001:1353 площадью 289 кв. м. отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М, выслушав объяснения представителя администрации МР "Табасаранский район" по доверенности Меджидова А.М, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, ответчика Юнусова А.Ш, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация МР "Табасаранский район" обратилась в суд с иском к Юнусову А.Ш. о признании капитального строения самовольной постройкой и его сносе.
В обоснование своих требований указал на то, что Юнусов А.Ш. в с. Хучни Табасаранского района, на ул. Ильдарова, 2, самовольно построил двухэтажный капитальный объект. Юнусов А.Ш. уведомлением от 5 ноября 2015 г, был предупрежден отделом архитектуры и градостроительства район о приостановлении строительства. Главный архитектор вынес требование от 26 апреля 2016 года о прекращении строительства и сносе самовольно возведенного строения. На официальном сайте администрации МР "Табасаранский район" 13.05.2016 года была размещена фотография этого объекта, ответчику было предложено представить правоустанавливающие и разрешительные документы в администрацию района. Аналогичное обращение было сделано через газету "Голос Табасарана" N 22 от 27 мая 2016 года. Однако все наши обращения остались без реагирования со стороны ответчика. Строительство им не приостановлено и никаких надлежащих мер к получению разрешения на строительство не предприняты.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" "распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности".
В связи с этим в силу закона право распоряжаться земельным участком, на котором ответчик строит объект, принадлежит администрации МР "Табасаранский район".
По документам земельный участок Юнусову А.Ш. выделен для ведения личного подсобного хозяйства. Считает, что двухэтажный объект Юнусов А. строит на земельном участке, который не выделялся для целей строительства торгового объекта.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 ГК РФ. Указанное строительство нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозу жизни и здоровью граждан и данный объект подлежит сносу за счет Юнусова А.Ш..
Юнусов А.Ш. обратился в суд со встречным иском к администрации МР "Табасаранский район" и администрации "сельсовет Хучнинский" о признании права собственности на самовольно возведенный объект недвижимости, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 05:17:000001:1353 площадью 289 кв. м, расположенного в с. Хучни, ул. Ильдарова, 2, Табасаранского района.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя администрации МР "Табасаранский район" по доверенности Меджидова А.М. ставится вопрос об отмене решения суда и принятия по делу нового решения об удовлетворении исковых требований, указывая на следующее:
В ходе судебного разбирательства доказано, что объект Юнусова А.Ш. возведен на земельном участке, не выделявшемся для этих целей, и при строительстве были нарушены требования Градостроительного Кодекса РФ - не получены в установленном порядке разрешения на строительство. Капитальный объект Юнусова А.Ш. построен с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Для признания строения самовольным достаточно наличие хотя бы одного из признаков, обозначенных в статье 222 ГК РФ.
Судом не дана оценка тому, что согласно абз. 3 п. 22 Постановления Пленума N 10/22 Верховного Суда РФ: с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также лица или органы, которым такое право предоставлено федеральным законом". Требовать сноса самовольной постройки могут также органы местного самоуправления - администрации муниципальных образований, так как именно в их компетенцию входят вопросы регулирования планировки и застройки территорий муниципального образования; владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; выдачи разрешений на строительство; предоставления земельных участков для строительства и реконструкции (ст. 8 ГрК РФ, ст. ст. 11 ЗК РФ). Требования администрации МР "Табасаранский район" мотивированы только публичным интересом: нарушением градостроительных и иных норм, угрозой жизни и здоровью граждан, искажением архитектурного облика районного центра.
Выводы о том, что администрация МР "Табасаранский район" не имеет права на предъявление иска о сносе самовольных строений на территории сельских поселений противоречат ч. 2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-Ф3 "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (в ред. 18.06.2017г.), о том, что "предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом" суд посчитал не состоятельными.
Кроме того, судом оставлены без внимания и то, что земли населенного пункта с. Хучни, кроме земель сельскохозяйственного назначения, не разграничены, свидетельством чему является отсутствие разработанных и утвержденных Правил землепользования и застройки и генерального плана населенного пункта село Хучни.
Судом первой инстанции также не истребован и не исследован УСТАВ сельского поселения "Сельсовет Хучнинский" и Устав МР "Табасаранский район.
Администрация сельского поселения "Сельсовет Хучнинский" извещена надлежаще, своего представителя не направила.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 2 статьи 260, пунктов 1, 2 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку при условии соблюдения требований о назначении земельного участка, а также градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
На основании статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Таким образом, в предмет доказывания по иску о признании постройки самовольной и ее сносе входят следующие факты: создание объекта недвижимости на земельном участке, не отведенном в установленном порядке для этих целей; строительство объекта без получения необходимых разрешений либо с существенным нарушением градостроительных норм и правил, создающим угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, наличие у истца права на обращение в суд с требованием о сносе самовольной постройки.
На основании пункта 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности, утверждение правил землепользования и застройки поселений и выдача разрешений на строительство.
Из свидетельства о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД от 23.12.2011 г, следует, что собственником земельного участка площадью 289 кв.м, расположенного по адресу РД, "адрес", является Раджабова З.Т.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости также следует, что земельный участок площадью 289 кв. м. с кадастровым номером 05:17:000001:1353, расположенный в "адрес", относится к землям населенных пунктов. Выписка выдана Юнусову А.Ш. на основании договора купли-продажи земельного участка от 22.09.2015 г.
Согласно договору купли-продажи от 22.09.2015 г. Раджабова З.Т. продала Юнусову А.Ш. земельный участок с кадастровым N, площадью 289 кв.м, расположенный на "адрес", Юнусову A, имеется передаточный акт от 22.09.2015 г.
При разрешении спора суд установил, что указанный земельный участок расположен на землях МО СП "сельсовет Хучнинский" Табасаранского района. На указанном земельном участке до его приобретения Юнусовым уже стоял жилой дом, принадлежащий Раджабову М. с 1950 годов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 3 п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда N 10/22 с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор и уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
С учетом положений статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регламентирующих вопросы местного значения муниципального района, доказательства наличия полномочий в области архитектуры, градостроительства и земельных отношений, согласно которым органы местного самоуправления муниципального образования "Табасаранский район", в том числе и администрация МР "Табасаранский район", были бы вправе осуществлять контроль за строительством на территории муниципального образования, истцом суду не предоставлены.
Исходя из указанного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в границах МО СП "Сельсовет Хучнинский", независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов на землях поселений осуществляет только данное сельское поселение, и, соответственно, администрация данного сельского поселения вправе обращаться с исками о сносе самовольных построек, возведенных на землях данного сельского поселения, при наличии к тому фактических и правовых оснований. В компетенцию других органов не входит контроль за самовольным строительством и принятие мер борьбы с ним.
Доводы представителя истца о том, что администрация МР "Табасаранский район" имеет право на предъявление иска о сносе самовольных строений на территории сельских поселений, ссылаясь на п. 2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. 18.06.2017 г.), согласно которому "предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется : органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением, предусмотренных настоящим пунктом" не состоятельны.
Между тем, контроль со стороны органов местного самоуправления за застройкой таких участков, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации (статья 8 указанного Кодекса), в том числе выдача разрешений на строительство, и земельный контроль за использованием земель поселения (подпункт 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения поселения и их осуществление относится к административно-управленческим функциям органа местного самоуправления соответствующего городского или сельского поселения и не является формой распоряжения земельным участком.
Поскольку "адрес" в силу действующего законодательства в данном случае не обладает правом на предъявление заявленного иска о сносе постройки, расположенной на землях сельского поселения, суд обоснованно отказал в удовлетворении искового заявления.
Кроме того, согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В данном случае бремя доказывания не соответствия постройки требованиям охраны окружающей природной среды, правилам застройки, экологическим, санитарным, противопожарным, строительным и другим обязательным нормам и правилам, лежит на заявителе.
Вместе с тем истец не привел бесспорных доказательств наличия угрозы жизни и здоровью граждан при сохранении постройки ответчика, статус которой не определен, поэтому в силу гл. 12 ГПК РФ принял на себя риск несовершения данных процессуальных действий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что строение возведено на землях, находящихся в ведении администрации района, не могут быть приняты во внимание, поскольку Юнусовым А. строение возведено на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, не оспоренном в установленном порядке.
Относительно несоблюдения отступа от соседних участков и строений, следует указать, что разрешение этих вопросов также не входит в компетенцию районной администрации, т.к. лица, полагающие о нарушении их прав, могут самостоятельно обратиться с такими исками в суд.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска Администрации о признании строения самовольной постройкой и возложении на Юнусова А... обязанности по его сносу, у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем в удовлетворении исковых требований истца отказано обоснованно.
Соглашается судебная коллегия и с отказом в удовлетворении встречного иска Юнусова А, поскольку отсутствуют основания для признания за Юнусовым А.Ш. в судебном порядке права собственности на возведенное им строение.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 20 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.