Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А,
судей Гебековой Л.А, и Сатыбалова С.К..
при секретаре судебного заседания Курбановой П.З,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главы администрации МО "Курахский район" Республики Дагестан Курбанова С.А. на решение Сулейман-Стальского районного суда Республики Дагестан от 28 ноября 2017 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Курахского района РД в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды N от "дата" заключенный между администрацией МО "сельсовет Курахский" и Саидовым Г. А. на земельный участок с кадастровым номером N площадью 3 276 627 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения по адресу: Республика Дагестан, "адрес".
Исключить из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запись от "дата" N о регистрации права аренды Саидова Г.А. земельного участка с кадастровым номером N, площадью 3 276 627 кв.м.
Применить последствия недействительности договора аренды, обязав Саидова Г.А. возвратить, а администрацию МО "сельсовет Курахский" принять земельный участок с кадастровым номером N, площадью 3 276 627 кв.м. из категории земель сельскохозяйственного назначения по адресу: Республика Дагестан, "адрес"".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М, выслушав объяснения главы администрации МО "сельсовет Курахский" Курбанова С.А. и представителя администрации МО "с.Курахский" Алимирзоева А.Э, просивших решение суда отменить, мнение прокурора Лагметовой Ф.К, полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор Курахского района РД Лагметова Ф.К. в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к администрации МО "сельсовет Курахский" Курахского района РД о признании договора аренды земельного участка недействительным, исключении из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, записи о регистрации права аренды земельного участка, применении последствий недействительности сделки к договорам аренды земельных участков.
В обоснование искового заявления указала, что прокуратурой Курахского района проведена проверка по обращению Насруллаева М-А.А. о нарушениях земельного законодательства при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков администрацией муниципального образования "сельсовет Курахский", в ходе которой выявлены нарушения земельного законодательства, законодательства о размещении заказов, а также закона о противодействии коррупции. Установлено, что администрацией муниципального образования "сельсовет "Курахский" 25 мая 2016 г. в газете "Дагестанская правда" N был объявлен открытый аукцион на право заключения договора аренды земельных участков сроком на 49 лет, находящихся в собственности администрации муниципального образования "сельсовет "Курахский" Курахского района Республики Дагестан. Согласно протоколу об итогах аукциона от "дата" комиссия муниципального образования "сельсовет "Курахский" по продаже земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков, выставленных на аукцион, лот N, признала аукцион не состоявшимся в связи с тем, что на приобретение права аренды на данный земельный участок общей площадью 3 276 627 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного в сел. "адрес", поступила одна заявка и единственным участником аукциона признан Саидов Г.А. Исследовав материалы проведенного аукциона, прокуратурой района установлено, что нарушены требования ч. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ и ч. 6 ст. 17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" о том, что извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Как усматривается из объяснений главы муниципального образования "сельсовет "Курахский" Курбанова С. А. извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельных участков на официальном сайте www.torgi.gov.ru не было опубликовано.
Кроме того, прокуратура района установила, что в опубликованном информационном сообщении в газете "Дагестанская правда" от "дата" N отсутствовала необходимая информация, предусмотренная пунктом 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ. В нарушение требований пунктов 8 и 9 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ срок аренды земельного участка установлен без учета предусмотренных ограничений. Указанные нарушения противоречат также требованиям ст. 17 Федерального закона от "дата" N-Ф3 "О защите конкуренции", в соответствии с которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят, или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом. Действующее законодательство и нормативные правовые акты о проведении торгов обязывают организатора торгов посредством публикации довести соответствующую информацию до неограниченного круга возможных участников. Действия администрации МО "сельсовет "Курахский" по неуказанию в информационном сообщении полных сведений о земельном участке, выставленном на продажу противоречат требованиям Земельного кодекса РФ, согласно которым при проведении торгов запрещаются действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Таким образом, при проведении аукциона от "дата" по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером N расположенного в сел. Курах общей площадью 3 276 627 кв.м. администрация муниципального образования "сельсовет "Курахский" совершила действия, противоречащие ч.ч. 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от "дата" N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которые привели к последствиям ограничения, недопущения и устранения конкуренции и создали преимущественные условия участия в проводимых торгах. Прокуратура района пришла к выводу, что в действиях администрации муниципального образования "сельсовет "Курахский" содержатся признаки нарушения норм земельного законодательства, а также части 1 и 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". В связи с изложенным заключенный "дата" между главой администрации "сельсовет "Курахский" Курбановым С.А. и Саидовым Г.А. договор N на основании пункта 2 статьи 168 ГК РФ является ничтожным, поскольку сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна. В результате нарушения требований вышеуказанных законов при составлении извещения о проведении аукциона по продаже права на заключение аренды земельного участка администрация муниципального образования "сельсовет "Курахский" ограничила круг потенциальных претендентов на приобретение земельного участка, в связи с чем договор аренды земельного участка от "дата" N подлежит признанию недействительным. Обращаясь с исковым заявлением, прокуратура района просит применить последствия недействительности сделки к договору аренды земельного участка от "дата" N, заключенного по результатам проведенного вышеуказанного аукциона между главой администрации муниципального образования "сельсовет "Курахский" и Саидовым Г.А.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Главы администрации МО "Курахский район" Курбанова С.А. ставится вопрос об отмене оспариваемого решения как незаконного и необоснованного, указывая, что объявление о торгах Администрации МО "Курахский район" соответствовало требованиям действующего законодательства.
Считает необоснованными доводы заявителя о том, что указанные договора являются ничтожными сделками, поскольку к требованиям о признании недействительным договора аренды земельного участка применяются правила Гражданского кодекса РФ об оспоримых сделках.
Указанное обстоятельство имеет отношение к организации и проведению торгов, однако требований таких требований прокурором не заявлено и решение о признании торгов недействительным не принято.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Курахского района Лагметова Ф.К. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Извещенный надлежаще ответчик Саидов Г.А. в суд апелляционной инстанции не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда отмене либо изменению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (часть 2 статьи 45 названного кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Согласно ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержат во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене Пунктом 9 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 г. N 164-ФЗ) установлено, что извещение о проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет". Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Требования к извещению или сообщению о проведении аукциона, предусмотрены п. 10 ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 г. N 808, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов.
Как видно из материалов дела, что администрацией муниципального образования "сельсовет "Курахский" был объявлен открытый аукцион на право заключения договора аренды земельных участков сроком на 49 лет, находящихся в собственности администрации муниципального образования "сельсовет "Курахский" Курахского района Республики Дагестан, о чем в газете "Дагестанская правда" N от "дата" дано объявление.
Согласно протокола об итогах аукциона от 27.06.2016 года, комиссия муниципального образования "сельсовет "Курахский" по продаже земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков, выставленных на аукцион, лот N, признала аукцион не состоявшимся в связи с тем, что на приобретение права аренды на данный земельный участок, общей площадью 3276627 кв.м, с кадастровым номером N, расположенном в сел. "адрес" поступила одна заявка и единственным участником аукциона признан Саидов Г.А.
"дата" с Саиджовым Г.А. заключен договор аренды указанного земельного участка на срок до "дата".
Вышеуказанный участок передан Саидову Г.А. с разрешенным использованием - сельскохозяйственное производство, в границах указанных в кадастровом паспорте.
Судом первой инстанции установлено, что информационное сообщение о проведении аукциона от "дата" в соответствии с требованиями статьи 38.1 ЗК РФ на сайте torgi.gov.ru, не размещалось, кроме того, в опубликованном информационном сообщении в газете "Дагестанская правда" от "дата" N отсутствовала необходимая информация, предусмотренная пунктом 21 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ.
По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Основанием для заключения спорного договора аренды явилась публикация администрацией МО "сельсовет "Курахский" сообщения о проведении аукциона о передаче в аренду указанного земельного участка. Согласно пункту 4 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Названный федеральный закон вступил в силу с 01 марта 2015 года.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу указанного федерального закона, предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 28.12.2013 N 446-ФЗ), может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 28.12.2013 N 446-ФЗ), принимает решение о предоставлении такого земельного участка в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Таким образом, предусмотрен порядок, определяющий право на заключение договора аренды земельного участка, и такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Данное нарушение привело к ограничению числа потенциальных претендентов на приобретение прав на спорный участок и нарушению интересов муниципального образования, заинтересованного в привлечении большего количества претендентов на получение права аренды.
Таким образом, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку органом местного самоуправления была нарушена процедура предоставления спорного земельного участка, предусмотренная статьей 30.1 Земельного кодекса РФ.
В связи с изложенным суд находит не состоятельными и доводы ответчиков о том, что договор аренды не может быть признан недействительным без оспаривания результатов торгов. Кроме того, фактически торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка не состоялись ввиду отсутствия, кроме ответчика Саидова Г.А. других претендентов на участие в торгах, что стало возможным именно в связи с нарушением порядка, определяющего право на заключение договора аренды земельного участка.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Исходя из статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Вследствие нарушения установленного законом порядка предоставления земельного участка допущено нарушение прав неопределенного круга лиц в области землепользования. Нарушены также права муниципального образования на возможное получение в бюджет средств от продажи земельного участка или права аренды.
Таким образом, с учетом указанных обстоятельств, договор аренды является ничтожным, поскольку заключение договора с нарушением требований закона, повлекло нарушения принципа публичности и прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, районный суд пришел в правильному выводу о том, что данное нарушение привело к ограничению числа потенциальных участников торгов состоявшихся 27 июня 2016 года и нарушению интересов муниципального образования, которое должно было быть заинтересовано в привлечении к участию в аукционе как можно большего количества участников в целях установления более высокой цены земельных участков.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, районный суд пришел к верному выводу о том, что информация о проводимых торгах оказалась практически недоступной для лиц, потенциально заинтересованных в приобретении спорного земельного участка, в нарушение ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал недействительным договор аренды земельного участка, заключенный по результатам проведенного вышеуказанного аукциона между главой администрации муниципального образования "сельсовет "Курахский" и Саидовым Г.А.
Учитывая, что нарушение порядка проведения торгов затрагивает имущественные права и интересы заинтересованных лиц, которые не могут быть восстановлены без применения последствий недействительности заключенной на торгах сделки, судебная коллегия находит вывод районного суда о ничтожности сделки и применении последствий недействительности сделок правильным.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сулейман-Стальского районного суда Республики Дагестан от 28 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.