Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РД в составе: председательствующего ФИО10-Н.К., судей ФИО1 и Хираева Ш.М.
При секретаре судебного заседания ФИО9
При рассмотрении апелляционной жалобы ВРИО Министра юстиции РД ФИО5 ( доверенность на л.д. 122, 162) на решение судьи Верховного суда РД ФИО2 от "дата", которым постановлено:
"административное исковое заявление ФИО4 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью 45619 кв.м, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, "адрес"", равной его рыночной стоимости по состоянию на "дата" в размере 40 122 300 (сорок миллионов сто двадцать две тысячи триста) руб, на период с "дата" и до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ".", определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка считать "дата".
Взыскать с Правительства Республики Дагестан в пользу ФИО4 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Решение суда в части взыскания судебных расходов подлежит исполнению Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан".
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД ФИО1, объяснения представителя Минюста РД ФИО3, просившего решение суда отменить, отказать в иске ФИО4, возражения представителя ФИО4 - ФИО6 ( доверенность от "дата"), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 в лице своего представителя по доверенности ФИО6 обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Дагестан и Управлению Росреестра по Республике Дагестан об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N площадью 45619 кв.м, расположенного по адресу: РД, г. Махачкала, "адрес"", равной его рыночной стоимости в размере 40 122 300 руб.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что установленная в отношении принадлежащего ФИО4 земельного участка и используемая в целях налогообложения кадастровая стоимость значительно превышает его рыночную стоимость на дату оценки, что нарушает права и законные интересы ФИО4, поскольку влечет увеличение размера уплачиваемого им земельного налога.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ВРИО Министра юстиции РД ФИО5 просит отменить решение суда, отказать в удовлетворении иска ФИО4, ссылаясь на то, что отчет об оценке о рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего ФИО4, является недопустимым доказательством, он не подтверждается заключением эксперта. В отчете оценщика указаны неверные сведения, в результате которых стоимость земельного участка уменьшена по сравнению с установленной Правительством РД в три раза. Не учтено, что рыночная стоимость земельного участка ФИО4 в результате проведенной оценки чуть больше кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства РД от "дата" N, равной 26048449 руб.
В возражениях на жалобу представитель ФИО4 - ФИО6 ( доверенность от "дата") просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Извещенные надлежащим образом ФИО4, представитель Управления Росреестра по РД, администрации ГОсВД " город Махачкала", ФГБУ " Федеральная кадастровая палата" в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, поэтому дело рассмотрено без их участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что административному истцу ФИО4 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, площадью 45619 кв.м, расположенный по адресу: РД, г. Махачкала, "адрес"", относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - под производственные цели.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от "дата", в отношении принадлежащего ФИО4 земельного участка установлена кадастровая стоимость в размере 124 277 104 руб. 56 коп.
Основанием внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка послужило Постановление Правительства Республики Дагестан от "дата" N "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан", которым утверждено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель разрешенного вида использования "земли под производственными и административными зданиями, строениями, сооружениями промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического снабжения, сбыта и заготовок" в кадастровом квартале N городского округа "город Махачкала" в размере 2724,24 рубля за 1 кв.м.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Под кадастровой стоимостью, согласно абзацу 8 статьи 3 Федерального закона от "дата" N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (части 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации регулируется положениями главы III. 1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статья 24.18 указанного Федерального закона предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N), при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности).
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 11.04.2017г, принадлежащий ФИО4, следует, что земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера "дата".
Учитывая, что перечень объектов недвижимости, в отношении которых была проведена государственная кадастровая оценка, чьи результаты утверждены Постановлением Правительства Республики Дагестан от "дата" N, был составлен по состоянию на "дата", датой определения кадастровой стоимости принадлежащего ФИО4 земельного участка, как вновь учтенного объекта недвижимости, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, т.е. "дата".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В подтверждение заявленных административных исковых требований административным истцом ФИО4 представлен Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от "дата" N, выполненный оценщиком ООО "ИМА-КОМ" ФИО7, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 04.04.2017г. составляла 40 122 300 руб.
Суд, проверяя достоверность указанного отчета, допросил в качестве свидетеля оценщика ФИО7, который подтвердил изложенные в отчете N от 27.12.2017г. выводы о размере рыночной стоимости принадлежащего ФИО4 земельного участка.
Суд пришел к обоснованному выводу, что оснований для признания Отчета оценщика недопустимым доказательством, не имеется, т.к. рыночная стоимость земельного участка ФИО4 установленная оценщиком методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, использованы объекты-аналоги, применены корректировки по различным ценообразующим факторам.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N, если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Возражая против установленной в Отчете рыночной стоимости земельного участка ФИО4, представитель ответчика каких-либо доказательств, подтверждающих недостоверность содержащихся в Отчете сведений о рыночной стоимости земельного участка, не представлено, принимая участие по делу ни в суде первой инстанции, ни на заседании суда апелляционной инстанции ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка в соответствии с требованиями ст. ст. 77,78 КАС РФ не заявил.
Доводы ответчика о том, что рыночная стоимость земельного участка в Отчете определена неверно, она намного занижена по сравнению с кадастровой стоимостью этого земельного участка, определенной Правительством РД, а также чуть превышает кадастровую стоимость на 2007 г, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанным выше Пленумом Верховного суда РФ разъяснен порядок установления рыночной стоимости земельного участка, в том числе путем назначения судебной экспертизы, однако ходатайства о назначении судебной экспертизы представитель Правительства РД и Минюста РД не заявил.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N, понесенные административным истцом по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей подлежат взысканию в его пользу с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, т.е. с Правительства Республики Дагестан, которое в суде возражало против установления рыночной стоимости земельного участка ФИО4 на основании Отчета оценщика ФИО7
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО2 от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу врио Министра юстиции РД ФИО5- без удовлетворения.
Председательствующий ФИО10-Н.К.
Судьи ФИО1
Хираев Ш.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.