Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г,
судей Сухаревой С.А, Довиденко Е.А.
при секретаре Арлаускас И.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Комитета администрации Волчихинского района Алтайского края по образованию и делам молодежи на решение Волчихинского районного суда Алтайского края от 26 декабря 2017 года
по гражданскому делу по иску прокурора Волчихинского района, действующего в интересах Турчина М. Н, к МКОУ "Востровская средняя школа" о признании незаконным действий, возложении обязанности совершить действия, взыскании задолженности по заработной плате.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А, судебная коллегия
Установила:
Турчин М.Н. с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ работал в МКДОУ "Востровский детский сад" (после реорганизации - МКОУ "Востровская средняя школа" (далее Учреждение) в должности "данные изъяты"
Прокурор района обратился в суд с иском в интересах Турчина М.Н, в котором с учетом уточнения требований просил признать незаконными действия Учреждения по начислению и выплате истцу заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством РФ; произвести перерасчет истцу заработной платы с ДД.ММ.ГГ в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в РФ с начислением на нее районного коэффициента в размере 25%, до дня прекращения трудовых отношений. В обоснование требований указал, что заработная плата истцу начисляется и выплачивается без учета районного коэффициента 1,25 сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Решением Волчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора Волчихинского района удовлетворены.
Признаны незаконными действия МКОУ "Востровская средняя школа" по начислению и выплате Турчину М. Н. заработной платы в размере ниже установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
На МКОУ "Востровская средняя школа" возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы Турчину М. Н. с ДД.ММ.ГГ в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением на нее районного коэффициента в размере 25 %, до дня прекращения трудовых отношений.
В апелляционной жалобе третьего лица на данное решение суда содержится просьба об отмене судебного акта со ссылкой на то, что право на установление минимального размера оплаты труда с начислением на неё районного коэффициента в размере 25% возникает у истца с момента принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 7.12.2017г. и распространяется на будущие трудовые отношения.
Прокурор в письменных возражениях просил решение оставить без изменения.
Процессуальный истец прокурор просила решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле в "адрес"вой суд не явились. С учетом п.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассматривать дело в отсутствии неявившихся лиц.
Судебная коллегия, руководствуясь статьей 327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность данного решения исходя из доводов апелляционной жалобы лишь в оспариваемой части, поскольку иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые, в силу положений ст. ст. 1, 2, 9 ГК РФ недопустимо.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения по доводам жалобы.
Судом установлено, что Турчин М.Н. с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ работал в МКДОУ "Востровский детский сад" (после реорганизации - МКОУ "Востровская средняя школа" (далее Учреждение) в должности "данные изъяты".
Из сведений о начислении заработной следует, что как на момент обращения в суд с иском, так и на момент вынесения оспариваемого решения суда районный коэффициент при оплате труда истцу применялся до доведения заработной платы до минимального размера оплаты труда.
Оплата труда истца регулировалась трудовым договором, согласно которому заработная плата формировалась из должностного оклада, стимулирующих надбавок, премии.
Соглашение, регулирующее оплату труда работников в сфере образования на территории Волчихинского района Алтайского края, не заключалось.
Методика формирования системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (учреждений), реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования Волчихинского района на 2017 год, сведений об особом характере оплаты труда не содержит.
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
С данной правовой позицией судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве основных принципов регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений указаны запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Во исполнение данных принципов на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ).
В соответствии со ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда(ч.1).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права(ч.2).
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права(ч.ч.5,6).
Труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере (ст.146 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Данные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент должен начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, поскольку в противном случае заработная плата в местностях с особыми климатическими условиями не будет отличаться от оплаты труда в регионах с благоприятным климатом. Данное обстоятельство являлось бы нарушением конституционного принципа равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства обеспечить справедливую основанную на объективных критериях заработную плату и не допускать применением одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 данного Кодекса, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС от 17 августа 1971 года N 325/24 принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03 января 1972 года N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Волчихинского района, повышен с 15 до 20%.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с 01 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 20 до 25%, в том числе и для Волчихинского района, в связи с тяжелыми климатическими условиями.
В соответствии с разъяснениями Минтруда РФ от 11.09.1995 N 3"О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 N 49, районные коэффициенты к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Судебная коллегия, анализируя материалы дела, полагает о допущенных работодателем нарушений прав истца на повышенный размер оплаты труда в связи с осуществлением трудовой деятельности в местностях с особым и климатическими условиями.
Системное толкование положений ст. ст. 129, 133, 146, 148, 315 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем соблюдение требований ст. ст. 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что право истца на установление минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента в размере 25% возникает только с момента принятия Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 N 38-П, и должно распространяться на будущие трудовые отношения, судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 07.12.2017 N 38-П, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации представляют собой итоговые выводы Суда, образуемые путем сопоставления конституционной и отраслевой норм права, в силу чего они отражают должное с конституционной точки зрения правовое регулирование соответствующих общественных отношений.
Таким образом, правовые позиции Конституционного Суда РФ направлены на конституционное правовое толкование, уточнение существующих правовых норм, подлежащих применению на территории Российской Федерации.
В то же время судом первой инстанции при принятии решения были применены правовые нормы, существовавшие как на момент спорных правоотношений, так и на момент принятия Конституционным Судом Российской Федерации Постановлении от 07.12.2017 N 38-П, которым лишь дано толкование соответствующим нормам права, являющееся общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В связи с чем, судом первой инстанции, с учетом установленных обстоятельств дела и соответствующих правовых норм, обоснованно удовлетворены исковые требования.
Поскольку трудовые отношения с истцом прекращены, Судебная коллегия находит необходимым уточнить резолютивную часть решения суда, указав, что перерасчет заработной платы Турчину М. Н. следует произвести до ДД.ММ.ГГ.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба является необоснованной, а оспариваемое решение суда по доводам жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу третьего лица на решение оставить без удовлетворения, решение Волчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ - без изменения.
Уточнить абзац 3 резолютивной части решения Волчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, изложив его в следующей редакции:
Возложить на МКОУ "Востровская средняя школа" обязанность произвести перерасчет заработной платы Турчину М. Н. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением на нее районного коэффициента в размере 25 %.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.