Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г,
судей Сухаревой С.А, Довиденко Е.А.
при секретаре Арлаускас И.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Вакулиной А. Т. на решение Егорьевского районного суда Алтайского края от 26 декабря 2017 года
по гражданскому делу по иску Вакулиной А. Т. к администрации Новоегорьевского сельсовета Егорьевского района Алтайского края, администрации Егорьевского района Алтайского края об оспаривании постановления, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Вакулина А.Т. с ДД.ММ.ГГ была зарегистрирована и проживала в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" Алтайского края. Земельный участок по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГ. принадлежит Вакулиной А.Т. на праве собственности.
ДД.ММ.ГГ в вышеуказанном доме произошел пожар, в связи с чем Вакулина А.Т. выехала из дома.
Распоряжением администрации Новоегорьевского сельсовета Егорьевского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***- *** В.В.А. с составом семьи Вакулина А.Т. были постановлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГ В.В.А. умер.
Постановлением администрации Новоегорьевского сельсовета Егорьевского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** Вакулина А.Т. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет(п.6 ч.1 ст.56 ЖК РФ).
Данные обстоятельства явились поводом к обращению Вакулиной А.Т. в суд с иском об оспаривании постановления администрации Новоегорьевского сельсовета Егорьевского района от ДД.ММ.ГГ, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и технически правилам и нормам, по общей площади равноценного ранее занимаемому.
В обоснование требований Вакулина А.Т. указала, что с момента утраты жилого помещения и имущества её жилищное положение не изменилось.
Решением Егорьевского районного суда Алтайского края от 26 декабря 2017 года Вакулиной А. Т. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции не учтено, что её жилое помещение "адрес" в результате произошедшего в 2006году пожара непригодно для проживания, поэтому в 2006году администрация Новоегорьевского сельсовета на основании представленных документов поставила её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обстоятельства непригодности жилого помещения для проживания также подтверждаются её заселением в комнату в гостинице, где прописана. Полагает, что ответчик при рассмотрении дела не доказал того обстоятельства, что истцом при постановке на учет не было представлено документа, подтверждающего непригодность для проживания сгоревшего жилья. Какие документы были представлены истцом в администрацию, послужившие основанием для постановки её на учет, ответчиком не указано. Судом не принят во внимание представленный истцом документ(техническое заключение), подтверждающий непригодность жилья.
В возражениях на жалобу ответчик просит в её удовлетворении отказать, ссылаясь на архивные данные, свидетельствующие об отсутствии распоряжения главы администрации о создании межведомственной комиссии для признания жилого дома истца аварийным, непригодным для проживания, и отсутствии заключения такой комиссии.
В суде апелляционной инстанции представитель истца на доводах жалобы настаивала, пояснила, что домом истец пользовалась не по договору социального найма; иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомили, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело подлежит рассмотрению в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда не подлежащим отмене.
Вакулины А.Т. и В.А. проживали в жилом доме по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГ.
В указанном доме в результате взрыва бытового газового баллона ДД.ММ.ГГ произошел пожар.
Распоряжением администрации Новоегорьевского сельсовета Егорьевского района Алтайского края ***-р В.В.А. в составе семьи - супруги Вакулиной А.Т. поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, основания постановки на учет не указаны.
В учетном деле нуждающихся в улучшении жилищных условий В.В.А. и Вакулиной А.Т. документ, подтверждающий признание жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", непригодным для проживания, отсутствует.
После пожара В.В.А. и Вакулины А.Т. были вселены в помещение гостиницы по адресу: "адрес", где Вакулина А.Т. зарегистрирована, но в настоящее время проживает в семье своей дочери П.Н.В, в квартире по адресу: "адрес".
В.В.А. умер ДД.ММ.ГГ.
Постановлением администрации Новоегорьевского сельсовета Егорьевского района Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ Вакулина А.Т. была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.6 ст.56 Жилищного кодекса РФ в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, в связи с отсутствием заключения специализированной организации о техническом состоянии строительных конструкций жилого дома на предмет надежности, либо акт визуального осмотра и заключение межведомственной комиссии о невозможности проживания в жилом доме.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и предоставления жилого помещения истцу, указав, что на момент постановки Вакулиной А.Т. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а так же после перерегистрации Вакулиной А.Т. в администрацию Новоегорьевского сельсовета Егорьевского района не было представлено решение уполномоченного органа о признании жилого помещения непригодным для проживания, кроме того Вакулина А.Т. не признана в установленном законом порядке малоимущей, доказательств, подтверждающих её нуждаемость в жилом помещении, не представлено.
Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия находит возможным согласиться с выводами суда первой инстанции.
Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев(ч.1).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях(ч.2).
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями должны быть представлены документы, подтверждающие право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3, 4 статьи 52 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Таким образом, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Вместе с тем, из предписаний статьи 1, части 1; статьи 7, части 1; статьи 18; статьи 19, частей 1 и 2 Конституции Российской Федерации, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Таким образом, часть 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК устанавливают предоставление жилых помещений по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным указанным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. При этом указано, что малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Истцом не оспаривается, что статус малоимущего гражданина им не подтвержден.
Помимо этого.
Применительно к настоящему делу, жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; делегирует Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (статьи 12, 13, 32).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу(п.38).
Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными, либо непригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42 - 47 Положения).
Так, Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения(п.42).
В соответствии с п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Поскольку решения по вопросу о соответствии занимаемых истцом помещений установленным требованиям не принималось, действия (бездействие) органов местного самоуправления при разрешении постановленного вопроса не обжалованы и незаконными не признаны, судебная коллегия по гражданским делам краевого суда приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Техническое заключение, представленное истцом в обоснование непригодности жилого помещения, в силу вышеуказанных норм права не может заменить заключение межведомственной комиссии и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения. Данное доказательство не отвечает принципам относимости и допустимости, поскольку решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Постановка истца в 2006году на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в нарушение вышеуказанных положений закона и заселение в комнату в гостинице не влечет правовых последствий.
В учетном деле истца отсутствует распоряжение главы администрации о создании межведомственной комиссии для признания жилого дома истца аварийным, непригодным для проживания, и заключение межведомственной комиссии.
Учитывая, что на момент рассмотрения исковых требований у суда и судебной коллегии не имеется сведений о наличии у истицы статуса малоимущей, а также заключения комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания, то есть сведения, подтверждающие факт объективной нуждаемости в жилом помещении, постановление администрации Новоегорьевского сельсовета Егорьевского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** о снятии Вакулиной А.Т. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, а также решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований является законным.
На основании вышеизложенного, доводы жалобы не опровергают обоснованность и законность выводов суда первой инстанции. Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено, таким образом, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Иных доводов по существу обжалуемого решения влекущих к отмене постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Вакулиной А. Т. оставить без удовлетворения, решение Егорьевского районного суда Алтайского края от 26 декабря 2017 года - без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.