Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Бельченко И.В.
и судей Климовой С.В, Пильгановой В.М,
при секретаре Воропаевой Е.С,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ МЧС России по г. Москве на решение Таганского районного суда города Москвы от 02 августа 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Грузинова С.В. к ФГКУ "2 отряд Федеральной противопожарной службы по городу Москве" о признании незаконным и отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, снятии дисциплинарного взыскания - удовлетворить,
признать приказ "О наказании" N *** от *** о привлечении инспектора группы профилактики пожаров отдельного поста ФПС 100 пожарной части ФПС 2 отряда ФПС по городу Москве старшего лейтенанта службы Грузинова С.В. к дисциплинарной ответственности незаконным,
отменить приказ "О наказании" N *** от *** года о привлечении инспектора группы профилактики пожаров отдельного поста ФПС 100 пожарной части ФПС 2 отряда ФПС по городу Москве старшего лейтенанта службы Грузинова С.В. к дисциплинарной ответственности,
снять с инспектора группы профилактики пожаров отдельного поста ФПС 100 пожарной части ФПС 2 отряда ФПС по городу Москве старшего лейтенанта службы Грузинова С.В. дисциплинарное взыскание в виде замечания, наложенное на него приказом "О наказании" N *** от ***,
УСТАНОВИЛА:
Грузинов С.В. 30.05.2017 обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "2 отряд федеральной противопожарной службы по г. Москве" (далее - ФГКУ "2 отряд ФПС по г. Москве") (третье лицо - Главное управление МЧС России по г. Москве) о признании незаконным и отмене приказа N *** от ***, снятии дисциплинарного взыскания, мотивируя обращение тем, что проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России, с 01.04.2016 - в должности инспектора группы профилактики пожаров отдельного поста ФПС 100 пожарной части ФПС 2 отряда ФПС по г. Москве, располагающегося по адресу: ***, осуществляющего пожарную охрану Малого государственного академического театра России; оспариваемым приказом к нему применено дисциплинарное взыскание в виде замечания, что истец полагает незаконным и нарушающим его трудовые права, поскольку основания для мер дисциплинарного воздействия отсутствовали, служебную дисциплину он не нарушал, 10.05.2017 отсутствовал на рабочем месте около 25 минут в связи с необходимостью подачи в ГУ МЧС России по г. Москве заявления о перерасчете выслуги лет, о чем уведомил своего непосредственного руководителя, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности издан неуполномоченным лицом, поскольку контракт о прохождении службы заключен с ГУ МЧС России по г. Москве, в то время как приказ издан врио начальника ФГКУ "2 отряд ФПС по г. Москве".
В судебном заседании истец требования поддержал; представитель ответчика ФГКУ "2 отряд ФПС по г. Москве" и третьего лица ГУ МЧС России по г. Москве иск не признала.
02.08.2017 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит третье лицо ГУ МЧС России по г. Москве по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Рубцовой Н.А.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ФГКУ "2 отряд ФПС по г. Москве" и третьего лица ГУ МЧС России по г. Москве по доверенностям Рубцова Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, истец Грузинов С.В. против удовлетворения жалобы возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Грузинов С.В, *** года рождения, с 15.06.2011 проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России, с 01.04.2016 - в должности инспектора группы профилактики пожаров отдельного поста ФПС 100 пожарной части ФПС 2 отряда ФПС по г. Москве на основании контракта от ***, заключенного между МЧС России в лице начальника ГУ МЧС России по г. Москве и истцом сроком на 5 лет (л.д. 6), и приказа ГУ МЧС России по г. Москве от *** N *** (л.д. 22).
Согласно служебному контракту, заключенному с истцом, сотрудник обязуется служить по контракту на условиях, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в Государственной противопожарной службе МЧС России и настоящим контрактом, соблюдать требования, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в Государственной противопожарной службе МЧС России, Присягу сотрудника органов внутренних дел, внутренний распорядок (п. 5.1, 5.2).
В соответствии с распорядком дня по организации несения службы инспекторским составом дежурных смен ОП 100 ПЧ ФПС, утвержденным 08.10.2015 начальником 2 отряда ФПС по г. Москве, руководящему составу поста и сотрудникам, работающим с 09:00 до 18:00, время обеда установлено с 13:00 до 14:00 (л.д. 32).
10.05.2017 начальником отдельного поста 100 ПЧ 2 отряда ФПС по г. Москве Е* подан рапорт на имя начальника 100 ПЧ 2 отряда ФПС по г. Москве Я*, в котором указано, что 10.05.2017 Грузинов С.В. убыл с объекта в 13:20ч, разрешения на убытие не получал, при этом уведомил, что едет в ГУ МЧС России по г. Москве, в 14:26ч. доложил о своем прибытии в расположение объекта (л.д. 52).
В связи с указанными обстоятельствами Грузиновым С.В. на имя начальника 100 ПЧ 2 отряда ФПС по г. Москве Я* 10.05.2017 подан рапорт, в котором указано, что опоздание с обеденного перерыва 10.05.2017 на 25 минут связано с затраченным временем на дорогу из ГУ МЧС России по г. Москве (л.д. 61).
11.05.2017 начальником 100 ПЧ 2 отряда ФПС по г. Москве Я* подан рапорт на имя врио начальника ФГКУ "2 отряд ФПС по г. Москве" Д*, по которому руководителем ФГКУ "2 отряд ФПС по г. Москве" от 16.05.2017 назначено проведение служебной проверки (л.д. 23).
22.05.2017 Грузиновым С.В. даны письменные объяснения, в которых он указал, что объяснения по факту служебной проверки, проводимой в отношении него, а также об обстоятельствах и способе подачи заявлений в адрес работодателя 10.05.2017 будет давать лично своему работодателю - начальнику ГУ МЧС России по г. Москве, а также что доводы, изложенные в рапорте Я*, являются несостоятельными, поскольку указанное лицо знало об отсутствии истца в расположении подразделения и его местонахождении (л.д. 24).
23.05.2017 сотрудниками 2 отряда ФПС по г. Москве составлен акт об отказе Грузинова С.В. от дачи письменных объяснений, мотивированном тем, что объяснения будут им предоставлены только начальнику ГУ МЧС России по г. Москве (л.д. 15).
Согласно заключению по материалам служебной проверки от ***, проведенной по фактам, изложенным в рапорте начальника 100 ПЧ 2 отряда ФПС по г. Москве Я* от ***, в ходе проверки установлено, что Грузинов С.В. 10.05.2017 на время обеденного перерыва, уведомив начальника ОП 100 ПЧ 2 отряда ФПС по г. Москве Е*, убыл в ГУ МЧС России по г. Москве, разрешения у последнего на задержку прибытия с обеденного перерыва в расположение подразделения не спрашивал, прибыл в расположение подразделения в 14:26ч, опоздав с обеденного перерыва на 26 минут, тем самым в нарушение п. 5 ст. 12 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ не выполнил требования распорядка дня по организации несения службы инспекторским составом дежурных смен ОП 100 ПЧ ФПС, утвержденного 08.10.2015 начальником 2 отряда ФПС по г. Москве, что стало возможным в результате личной недисциплинированности; объяснения по данному факту истец дать отказался, что зафиксировано в соответствующем акте от *** (л.д. 25); в результате проведения проверки было принято решение об объявлении Грузинову С.В. замечания за нарушение служебной дисциплины; с указанным заключением истец ознакомлен 26.05.2017, о чем свидетельствует его подпись (л.д. 26-27).
Приказом врио начальника ФГКУ "2 отряд ФПС по г. Москве" N *** от *** за нарушение служебной дисциплины, выразившееся в невыполнении требований распорядка дня по организации несения службы инспекторским составом дежурных смен ОП 100 ПЧ ФПС, утвержденного 08.10.2015 начальником 2 отряда ФПС по г. Москве, ставшее возможным в результате личной недисциплинированности, к Грузинову С.В. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания; с приказом истец ознакомлен 26.05.2017 (л.д. 7).
В подтверждение уважительности причины опоздания в расположение подразделения истцом представлены его заявления о досудебном урегулировании спора, перерасчете выслуги лет и компенсации морального вреда, поданные на имя начальника ГУ МЧС России по г. Москве Д*, на которых имеется отметка об их принятии 10.05.2017 (л.д. 12-13).
Разрешая исковые требования о признании незаконным указанного приказа на основании собранных по делу доказательств, в том числе объяснений сторон, показаний свидетеля Е*, письменных доказательств, руководствуясь положениями Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд пришел к выводу об их удовлетворении, поскольку истцом, реализующим свое право на защиту нарушенных прав, предоставленное законом, путем подачи в ГУ МЧС России по г. Москве заявлений о перерасчете выслуги лет и досудебном урегулировании спора, связанного с компенсацией морального вреда, не допущено нарушений служебной дисциплины, о своем убытии из расположения охраняемого объекта во время обеденного перерыва, о задержке по его окончании, и о прибытии в расположение охраняемого объекта истец уведомил своего непосредственного начальника, который запрета на указанные действия истца не высказал, в связи с чем оснований для привлечения истца к дисциплинарной ответственности у работодателя не имелось.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Грузинова С.В. нарушающими нормы права, подлежащие применению к спорным отношениям.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы, урегулированы в Федеральном законе от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.05.2016 N 141-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ сотрудник федеральной противопожарной службы обязан соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником служебных обязанностей.
В силу ст. 46 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ с лужебная дисциплина - соблюдение сотрудником федеральной противопожарной службы установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника федеральной противопожарной службы, контрактом, а также приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1). В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности и уполномоченным руководителем к сотруднику могут применяться меры поощрения, предусмотренные ст. 47 Федерального закона, и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 49 Федерального закона (ч. 2). Права и обязанности руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины и их ответственность за состояние служебной дисциплины определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности (ч. 3).
Положения ст. 48 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ устанавливают, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) является виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником федеральной противопожарной службы законодательства Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) или непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.
Виды дисциплинарных взысканий, которые могут налагаться на сотрудника федеральной противопожарной службы в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, установлены ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ, к которым относятся замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе и увольнение со службы в федеральной противопожарной службе.
Порядок применения к сотруднику федеральной противопожарной службы дисциплинарных взысканий установлен ст. 51 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ, которая устанавливает, что дисциплинарные взыскания на сотрудников федеральной противопожарной службы налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, за исключением перевода на нижестоящую должность в федеральной противопожарной службе и увольнения со службы в федеральной противопожарной службе сотрудника, замещающего должность в федеральной противопожарной службе, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации (ч. 3). Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник); если на сотрудника федеральной противопожарной службы необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) (ч. 4). Вышестоящий руководитель (начальник) имеет право изменить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем (начальником), если оно не соответствует тяжести совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка и не учитывает обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5). Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (ч. 6). Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника федеральной противопожарной службы по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу (ч. 7). До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника федеральной противопожарной службы, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме; в случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами; перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 53 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (ч. 8). О наложении на сотрудника федеральной противопожарной службы дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя. Дисциплинарные взыскания в виде замечания и выговора могут объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания или со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (ч. 9). Уполномоченный руководитель обязан в течение пяти календарных дней ознакомить сотрудника федеральной противопожарной службы под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания; Уполномоченный руководитель обязан в течение пяти календарных дней ознакомить сотрудника федеральной противопожарной службы под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания; в указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника (ч. 11).
Исходя из приведенных положений нормативных правовых актов, федеральная противопожарная служба является особым видом государственной службы и направлена на реализацию публичных интересов в области пожарной безопасности, гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, в том числе предполагающего для этой категории граждан особые требования к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные выполняемыми задачами и специфическим характером деятельности указанных лиц. При установлении факта совершения сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка на него может быть наложено дисциплинарное взыскание. Определение соразмерности применяемого дисциплинарного взыскания и тяжести совершенного сотрудником органов внутренних дел проступка относится к полномочиям руководителя, правомочного принимать решение о наложении дисциплинарного взыскания.
Судом первой инстанции при разрешении данного спора не было учтено, что нарушения Грузиновым С.В. служебной дисциплины, выразившиеся в несоблюдении правил внутреннего распорядка, отсутствии на службе в рабочее время в расположении объекта без получения соответствующего разрешения непосредственного руководителя установлены служебной проверкой, и послужили основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности и издания приказа о наложении дисциплинарного взыскания.
Также суд первой инстанции не принял во внимание, что уполномоченным руководителем подразделения федеральной противопожарной службой в силу ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ по результатам служебной проверки был установлен факт нарушения Грузиновым С.В. служебной дисциплины и наличие по этой причине оснований для применения к истцу дисциплинарного взыскания, тем самым в рамках компетенции руководителя определена соразмерность применяемого к сотруднику органов федеральной противопожарной службы дисциплинарного взыскания в виде замечания с учетом тяжести совершенного им проступка, учитывая, что такой вид взыскания является наиболее мягким.
Кроме того, судом не учтен характер выполняемых сотрудником федеральной противопожарной службы должностных обязанностей, возложенных на него в целях осуществления функций органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, принимая во внимание, что согласно Уставу ФГКУ "2 отряд ФПС по г. Москве" данное учреждение создано в целях обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Москвы, в частности, как указывает истец в иске, на отдельном посту, располагающемся в Малом государственном академическом театре России, что предполагает присутствие массового скопления людей, в связи с чем несоблюдение указанными сотрудниками служебной дисциплины в случае возникновения чрезвычайных ситуаций может повлечь крайне негативные последствия.
При таких данных, реализация сотрудником федеральной противопожарной службы предусмотренного п. 15 ст. 11 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ права на обращение к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам, в вышестоящие органы и (или) в суд для защиты своих прав и законных интересов, не свидетельствует о том, что указанным сотрудником не допущено нарушение служебной дисциплины, которое было установлено результатами служебной проверки, проведенной ФГКУ "2 отряд ФПС по г. Москве" ***, в порядке, регламентированном нормативными правовыми актами.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия на основании собранных по делу доказательств, принимая во внимание положения служебного контракта, должностной инструкции по занимаемой истцом должности, материалы служебной проверки, приходит к выводу о наличии оснований для применения к истцу дисциплинарного взыскания в виде замечания, наложенного приказом N *** от ***, поскольку факт нарушения истцом служебной дисциплины, выразившегося в отсутствии на службе в расположении объекта 10.05.2017 с 14:00 до 14:26 в рабочее время без получения соответствующего разрешения непосредственного руководителя подтвержден доказательствами, в том числе показаниями свидетеля Е*, которые соответствуют требованиям допустимости, относимости и достаточности, такие обстоятельства могли повлечь применение к истцу дисциплинарного взыскания, а порядок и сроки его применения, предусмотренные ст. 51 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ, ответчиком соблюдены.
Проверяя доводы истца об издании приказа о наложении дисциплинарного взыскания неуполномоченным лицом, судебная коллегия с учетом положений ст. 51 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ, а также п. 4.9 Устава ФГКУ "2 отряд ФПС по г. Москве", согласно которому начальник учреждения, в числе прочего, применяет к сотрудникам учреждения в установленном порядке меры дисциплинарного взыскания, приходит к выводу об их несостоятельности, поскольку приказом ГУ МЧС России по г. Москве от 29.12.2016 N 89-о временное исполнение обязанностей начальника 2 отряда ФПС по г. Москве с 31.12.2016 возложено на начальника 160 пожарной части ФПС 2 отряда ФПС по г. Москве Д* сроком на 6 месяцев (л.д. 51), в связи с чем приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности истца издан уполномоченным на то лицом в рамках его компетенции.
Таким образом, правовых оснований для признания незаконным приказа о привлечении Грузинова С.В. к дисциплинарной ответственности, его отмене и снятии дисциплинарного взыскания у суда первой инстанции не имелось, им были неправильно применены положения Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ, подлежащие применению к спорным отношениям сторон, в связи с чем решение Таганского районного суда города Москвы от 02.08.2017 подлежит отмене по основаниям п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с неправильным применением норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганского районного суда города Москвы от 02 августа 2017 года отменить,
принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Грузинова С.В. к ФГКУ "2 отряд ФПС по г. Москве" о признании незаконным и отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.