Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Климовой С.В.
судей Лобовой Л.В, Рачиной К.А.
при секретаре Сихарулидзе А.Т.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В, гражданское дело по апелляционной жалобе Загородного В. Г. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 06 сентября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Загородного В. Г. к ФГБУ "Поликлиника N 1" Управления делами Президента Российской Федерации, Управлению делами Президента Российской Федерации о восстановлении права на медицинское обслуживание, обязании восстановить медицинское обслуживание, организовать санаторно-курортное обеспечение - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Загородный В.Н. обратился в суд с иском к ФГБУ "Поликлиника N 1" Управления делами Президента Российской Федерации, Управлению делами Президента Российской Федерации о восстановлении права на медицинское обслуживание, обязании восстановить медицинское обслуживание, организовать санаторно-курортное обеспечение.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решение ФГБУ "Поликлиника N 1" Управления делами Президента Российской Федерации в нарушение требований закона он был неправомерно снят с медицинского обслуживания как бывший член семьи Т, работавшей до выхода на пенсию в Администрации Президента РФ.
Истец Загородный В.Г. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФГБУ "Поликлиника N 1" Управления делами Президента Российской Федерации по доверенности Барабанов В.В. в судебное заседание явился, заявленные требования не признал, поддержал доводы письменных возражений.
Представители ответчика Управления делами Президента Российской Федерации по доверенностям Демина С.А, Постникова Н.В. в судебное заседание явились, заявленные требования не признали, поддержали доводы письменных возражений.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого, просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Загородного В.Г, представителей ответчиков по доверенностям Барабанова В.В, Демину С.А, Постникову Н.В, приходит к следующим выводам.
В силу ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Судом при рассмотрении дела установлено, что истец является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением ветерана боевых действий, выданным ***. Министерством юстиции РФ.
С 1993 г. по 2015 г. Загородный В.Г. получал медицинское обслуживание в ФГБУ "Поликлиника N 2" Управления делами Президента Российской Федерации, ФГБУ "Поликлиника N 1" Управления делами Президента Российской Федерации как член семьи главного советника аппарата Совета Безопасности Российской Федерации Тимофеевой О.Ф.
13.11.2015 г. истец был снят с медицинского обслуживания в ФГБУ "Поликлиника N 1" Управления делами Президента Российской Федерации по заявлению Т., поскольку Загородный В.Г. является бывшим **, с которым Т... расторгла брак ***, не относится к членам ее семьи.
Обращение Загородного В.Г. от *** г. о восстановлении ему медицинского обслуживания в ФГБУ "Поликлиника N 1" Управления делами Президента Российской Федерации было рассмотрено на заседании Комиссии по вопросам медицинского обеспечения в медицинских организациях, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации 22.12.2015 г. По результатам рассмотрения комиссия не нашла законных оснований для восстановления истцу права на медицинское обслуживание в ФГБУ "Поликлиника N 1" Управления делами Президента Российской Федерации.
В соответствии со ст.21 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323 от 21.11.2011 г. при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
Согласно ст.16 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2012 г. N 406н утвержден Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В соответствии с п.п.3,4 указанного Порядка выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия путем обращения в медицинскую организацию лично или через своего представителя с письменным заявлением о выборе медицинской организации. При подаче заявления предъявляются паспорт гражданина Российской Федерации и полис обязательного медицинского страхования.
В соответствии с приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 05.10.2012 г. N 1067/147 оказание первичной доврачебной, первичной врачебной и неотложной помощи медико-санитарной помощи фактически прикрепленному населению осуществляют территориальные городские поликлиники. Городская поликлиника осуществляет учет прикрепленных застрахованных лиц и несет ответственность перед СМО и МГФОМС за достоверность информации о прикреплении граждан.
В соответствии с приказом Департамента здравоохранения г.Москвы от 20.01.2012 г. N 38 "О мерах по дальнейшему совершенствованию организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи взрослому населению города Москвы" федеральное государственное бюджетное учреждение "Поликлиника N 1" Управления делами Президента Российской Федерации не включено в перечень амбулаторно-поликлинических учреждений, относящихся к категории городских поликлиник.
Управление делами Президента Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, действует в соответствии с Положением об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 17.09.2008 г. N 1370 "Об Управлении делами Президента Российской Федерации".
Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет полномочия по организации оказания медицинской помощи лицам, указанным в подпункте 16 пункта 5 Положения, иным лицам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также лицам, прикрепленным в установленном порядке к медицинским организациям, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Управлению делами Президента Российской Федерации на эти цели, средств обязательного медицинского страхования (подпункт5 пункта 2), а также по организации санаторно-курортного лечения указанных лиц (подпункт 16.1 пункта 5).
Согласно части 3 статьи 42 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" особенности организации оказания медицинской помощи лицам, занимающим государственные должности Российской Федерации, лицам, замещающим отдельные должности федеральной государственной гражданской службы, и иным лицам устанавливаются актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 16.03.2015 г. N 136 "О некоторых вопросах Управления делами Президента Российской Федерации" утверждено Положение об особенностях организации оказания медицинской помощи лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, отдельные должности федеральной государственной гражданской службы, и иным лицам, а распоряжением Президента Российской Федерации от 20.07.2015 г. N 226-рп образована Комиссия по вопросам медицинского обеспечения в медицинских организациях, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации.
Комиссия решает вопросы: а) о распределении лиц, организация оказания медицинской помощи которым возложена на Управление делами Президента Российской Федерации в соответствии с Положением, и нормативными правовыми актами Российской Федерации, между медицинскими организациями, подведомственными Управлению делами Президента Российской Федерации; б) о прикреплении лиц, указанных в абзаце шестом подпункта 16 пункта 5 Положения, для оказания медицинской помощи в медицинских организация, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации; в) о сохранении лицам, прикрепленным в установленном порядке к медицинским организациям, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации, социальных гарантий по медицинскому обеспечению, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Уставом ФГБУ "Поликлиника N 1" Управления делами Президента Российской Федерации основной целью деятельности Учреждения является предоставление медицинских услуг физическим лицам, медицинское обслуживание которых возложено на Управление делами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.8 ч.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из ответа ФКУЗ "Центральная поликлиника N 1" МВД России следует, что Загородный В.Г. состоял на учете в ФКУЗ "Центральная поликлиника N 1" МВД России с *** года как сотрудник ГУИН России из числа руководителей. В *** году вышел на пенсию с правом сохранения медицинского обеспечения в поликлинике. В настоящее время пациент состоит в реестре прикрепленного контингента, однако для продолжения обслуживания ему требуется переоформление медицинской карты амбулаторного пациента на пенсионный номер в соответствии с установленным порядком.
Рассматривая спор, суд первой инстанции оценив представленные доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, руководствуясь выше приведенными положениями закона, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца, поскольку основной целью деятельности ФГБУ "Поликлиника N 1" Управления делами Президента Российской Федерации является предоставление медицинских услуг физическим лицам, медицинское обслуживание которых возложена на Управление делами Президента Российской Федерации, а оказание медицинских услуг по обращению иных лиц является дополнительной деятельностью и ведется в объеме, который позволяют оставшиеся мощности поликлиники, и которые отсутствуют согласно представленной справки.
Оснований для сохранения медицинского обслуживания в указанной поликлинике в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", также не имеется, поскольку такое право истец сохранил, являясь прикрепленным в период службы к ФКУЗ "Центральная поликлиника N 1" МВД России как сотрудник ГУИН России.
Не установив нарушений прав истца, суд также отказал в удовлетворении требования об обязании организовать санаторно-курортное обеспечение.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных доказательств и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы апелляционной жалобы, равно как и само по себе несогласие с выраженными в решении выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных требований, основанием для отмены решения не являются, так как не основаны на законе и направлены на переоценку выводов суда.
Доводы апелляционной жалобы истца о неправильном применении положений подпункта 8 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" являются ошибочными, поскольку истец изначально не был прикреплен к ФГБУ "Поликлиника N 1" Управления делами Президента Российской Федерации как ветеран боевых действий.
При этом, судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на то, что действиями ответчиков права и законные интересы истца не нарушены, поскольку истец не лишен права на медицинское обслуживание в ведомственном учреждении.
Судебная коллегия не усматривает в обжалуемом решении нарушения или неправильного применения норм как материального, так и процессуального права, доводы апелляционной жалобы, проверенные в порядке ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 06 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Загородного В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.