Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Горновой М.В,
судей: Целищева А.А, Смирновой Ю.А.
при секретаре: Науменко Д.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Смирновой Ю.А, дело по апелляционной жалобе представителя наименование организации с учетом дополнений на решение Мещанского районного суда адрес от дата, которым постановлено:
иск Костромского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к наименование организации об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать наименование организации в течение 1 (одного) года с момента наступления решения в законную силу оснастить здание адрес (адрес) адрес - информационной мнемосхемой, отображающей информацию о помещениях в здании вокзала, а также тактильными направляющими полосами с высотой рисунка не более 0,025м.
Взыскать с ОАО адрес в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере сумма,
УСТАНОВИЛА:
Костромской транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к наименование организации об обязании оснастить здание адрес (адрес) Северной дирекции пассажирских обустройств - структурное подразделение дирекция по эксплуатации зданий и сооружений адрес - филиала наименование организации расположенное по адресу: адрес (адрес) информационной мнемосхемой (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании, не мешая основному потоку посетителей, а также тактильными направляющими полосами с высотой рисунка не более 0,025м, на основных путях движения в здании. В обоснование заявленных исковых требований истец ссылался на то, что при проведенном дата прокуратурой осмотре адрес (адрес) адрес наименование организации исполнения законодательства о защите прав потребителей, и доступности инвалидам железнодорожной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом было установлено, что отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешая основному потоку посетителей, а также на основных путях движения в здании отсутствуют тактильные направляющие полосы с высотой рисунка не более 0,025м.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд постановилвышеуказанное решение, об отмене которого просит ответчик наименование организации по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и дополнениях к ней доводам.
Представитель истца в заседание судебной коллегии не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика наименование организации по доверенности фио в заседание судебной коллегии явилась, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержала.
Проверив в порядке ст. 327-1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Указанных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием к отмене либо изменению оспариваемого решения, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Статья 784 ГК РФ предусматривает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", организации независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору, обязаны оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом в установленном порядке.
Согласно положениям 7 вышеназванного Закона потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором в соответствии со ст. 210 ГК РФ несет собственник.
Согласно ст. 3 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" пассажиры, а также физические лица, имеющие намерения воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Из положений п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ N 703 от дата следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В соответствии со ст. 80 "Устава железнодорожного транспорта в Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах.
На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденным федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Согласно статье 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно - правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В соответствии с положением п. 7.1.8 "СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-101 -2001" предусматривает обязательную установку при входах в здание массового посещения для инвалидов по зрению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движении), отображающей информацию о помещениях в здании, не мешая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 адрес этом на основных пунктах движения в здании должны размещаться тактильные направляющие полосы с высотой рисунка не более 0,025м.
В соответствии с п. 5.4.4, 5.4.5, 5.4.6, 5.4.6, 5.4.7. Раздела 5.4 "Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях" утвержденных распоряжением наименование организации от 104,06.2013 N1252р для пассажиров с ослабленным зрением должны применяться отличные по структуре покрытия поверхности, образующие дорожки (тактильные полосы) обозначающие опасные участки и направления движения.
Непосредственно перед лестничными сходами и на площадках сходов должны располагаться тактильные наземные указатели.
Тактильные полосы и указатели должны иметь высокую износоустойчивость, быть устойчивыми к действию химических реагентов, используемых для очистки от наледи.
Поверхность тактильного указателя должна быть контрастного цвета.
Тактильный наземный указатель и тактильное покрытие должны соответствовать требованиям ГОСТ Р телефон "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению".
Пунктом 4 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса РФ от N 18 предусматривается, что с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Судом установлено, что дата Костромской транспортной прокуратурой проведен осмотр адрес (адрес) адрес наименование организации по факту исполнения законодательства о защите прав потребителей, и доступности инвалидам железнодорожной - инфраструктуры, для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом, было установлено, что отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешая основному потоку посетителей, а также на основных путях движения в здании отсутствуют тактильные направляющие полосы с высотой рисунка не более 0,025м.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными выше нормами права, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не принял необходимых мер по устранению нарушений требований законодательства о безопасности железнодорожного движения в части отсутствия информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, также тактильных направляющих полос.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, изложены в мотивировочной части решения, и оснований с ними не согласится судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения ч. 1 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с дата исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, а само по себе наличие требований к функционально-планировочным элементам не является безусловным основанием для их приспособления к уже существующему зданию или помещению в нем, что спорное здание введено в эксплуатацию в дата, не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения суда.
Действующее законодательство предусматривает обустройство пассажирских платформ информационной мнемосхемой (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, также тактильных направляющих полос, а ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено допустимых доказательств, подтверждающих техническую невозможность обустройства пассажирского здания адрес (адрес) информационной мнемосхемой (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании и тактильными направляющими полосами.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что доказательства проведения проверки Костромской транспортной прокуратурой в материалах дела отсутствуют, а акт проверки от дата оформлен работником ЛО МВД России на транспорте, не свидетельствует о незаконности и необоснованности принятого судом решения, поскольку в материалах дела имеется акт проверки от дата, согласно которому сотрудником Костромского ЛО МВД России на транспорте в соответствии с поручением Костромского транспортного прокурора от дата был осуществлен выезд на адрес, оснований которому не доверять у судебной коллегии не имеется. Кроме того в материалах дела имеется запрос Костромского транспортного прокурора начальнику Ярославской дистанции гражданских сооружений, в котором указано, что Костромской транспортной прокуратурой проводится проверка исполнения законодательства о соблюдении прав пассажиров на объектах железнодорожного транспорта.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что наименование организации принимаются меры по организации помощи при следовании пассажиров с ограниченными возможностями в поездах пригородного и дальнего сообщения, а доказательств недостаточности принимаемых ответчиком мер для обеспечения инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения равных условий жизнедеятельности с другими категориями населения истцом не представлено, является несостоятельным, поскольку не опровергает вывод суда первой инстанции о необходимости исполнения ответчиком требований действующего законодательства по оснащению и обустройству объектов инфраструктуры информационной мнемосхемой (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, а также тактильных направляющих полос.
Иные доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней не нуждаются в дополнительной проверке, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, следовательно, не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу с учетом дополнений представителя наименование организации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.