Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Федерякиной М.А.,
судей Мухортых Е.Н. и Сальниковой М.Л,
при секретаре Гергиновой Е.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционной жалобе истца Кисюка Д.Г. на решение Головинского районного суда г. Москвы от 05 апреля 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Кисюк Дмитрия Геннадьевича к ИФНС России N43 по г.Москве об обязании произвести перерасчет налога на транспортное средство, а именно: грузовой автомобиль ДОДЖ РАМ 1500 4 WD, г.р.з. К 703 НХ 197, VIN 1 D 7 RV 1 CT 9 BS 634098, за 2014 г. - отказать,
установила:
Кисюк Д.Г. обратился в суд с иском к ИФНС России N43 по г. Москве и просит обязать ответчика произвести перерасчет налога за транспортное средство - грузовой автомобиль ДОДЖ РАМ 1500 4 WD, государственный регистрационный знак К 703 НХ 197, VIN 1 D 7 RV 1 CT 9 BS 634098, за 2014 год.
В обоснование заявленных требований указал о том, что ему принадлежит на праве собственности транспортное средство ДОДЖ РАМ 1500 4 WD, государственный регистрационный знак К 703 НХ 197, VIN 1 D 7 RV 1 CT 9 BS 634098. По сведениям Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, на его имя 18.09.2013 было зарегистрировано транспортное средство ДОДЖ РАМ 1500 4 WD, государственный регистрационный знак К 703 НХ 197, VIN 1 D 7 RV 1 CT 9 BS 634098, мощностью двигателя 395 л.с, категория ТС - легковой автомобиль, тип ТС - легковые автомобили прочие. На основании сведений, поступивших в налоговый орган из Управления ГИБДД ГУ УВД России по г.Москве, произведено начисление транспортного налога за 2014 г. по налоговой ставке, установленной для легковых автомобилей. По состоянию на 02.06.2016 на его лицевом счете числится задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в сумме 59 250 руб. и пени 4806,65 руб. По утверждению истца, ответчик необоснованно начислил транспортный налог за 2014 г. исходя из категории ТС - легковой автомобиль. Принадлежащий истцу автомобиль является грузовым, что подтверждается паспортом транспортного средства, в связи с чем, транспортный налог на автомобиль подлежит перерасчету.
Представитель истца Кисюка Д.Г. по доверенности Карпинский В.Д. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика ИФНС России N43 по г. Москве по доверенности Плотнерчук И.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип транспортного средства, в связи с чем, при исчислении суммы транспортного налога, подлежащего уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога применяется налоговыми органами на основании и в соответствии с данными о типе ТС, представленными подразделениями ГИБДД.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, по доводам апелляционной жалобы просит истец Кисюк Д.Г.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Кисюк Д.Г, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика ИФНС России N43 по г. Москве по доверенности Сметанина Д.С, возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кисюк Д.И. имеет в собственности автомобиль *****************государственный регистрационный знак К 703 НХ 197, на основании договора купли-продажи N11/09 от 18.09.2013.
Кисюку Д.И. в отношении принадлежащего ему автомобиля DODGE RAM **************, государственный регистрационный знак К 703 НХ 197, был исчислен транспортный налог за 2014 г. по налоговой ставке, установленной для легковых автомобилей. По состоянию на 02.06.2016 на его лицевом счете числится задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в сумме *********руб. и пени ************ руб.
Истец Кисюк Д.И. с начислением транспортного налога в указанном размере не согласился, поскольку считает, что спорный автомобиль следовало учитывать по типу транспортного средства "грузовой".
Отказывая в удовлетворении заявленных Кисюком Д.И. требований, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 356, 358, 360, 361 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом г. Москвы от 09.07.2008 N33 "О транспортном налоге", пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных, постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов", Положением о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД РФ N 496, Министерства промышленной энергетики РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005, Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974, пришел к выводу о том, что налоговый орган правомерно исчислил транспортный налог на принадлежащий Кисюку Д.Г. транспортное средство за 2014 г. с учетом данных, полученных из органа ГИБДД, на основании технических характеристик, указанных в паспорте транспортного средства, которые в совокупности характеризуют его как легковой автомобиль.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Кисюк Д.Г. является плательщиком транспортного налога.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в частности, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением реактивных), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Для исчисления транспортного налога налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства ( статья 361 НК РФ).
На территории г. Москвы транспортный налог введен Законом г. Москвы от 09.07.2008 N33 "О транспортном налоге", в соответствии с которым налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Налоговая ставка транспортного налога за автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) составляет 150 руб./л.с.
Налоговая ставка за грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) составляет 70 руб./л.с.
Согласно п.п. 4 и 5 статьи 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни Закон г. Москвы от 09.07.2008 N33 "О транспортном налоге" не определяют понятия грузового и легкового автотранспорта для целей налогообложения, в связи с чем в силу статьи 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие "одобрения типа транспортного средства" ( постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").
Из вышеизложенного следует, что паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства.
Следовательно, именно данный документ следует рассматривать в качестве доказательства принадлежности транспортного средства к той или иной категории - "грузовые автомобили" или "легковые автомобили".
При этом глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации (в частности, статья 358 НК РФ) при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели их использования.
Кроме того, в соответствии с пунктами 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом от 23.06.2005 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации N 192 и Министерства экономического развития Российской Федерации N 134 (далее - Положение), установлено:
- в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в "одобрении типа транспортного средства" либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств;
- в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением;
- в строке 4 "Категория ТС (А, В, С, Д, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее - Конвенция о дорожном движении).
Так, в Конвенции о дорожном движении указано, что к категории транспортных средств "В" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, в которых помимо места водителя не превышает восьми.
В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении, в частности:
- М1 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя);
- N1 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны;
- N2 - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн;
- М2 - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.
Из приведенных положений следует, что категория "В" может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям, категория "С", указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена также и грузовым автомобилям.
Таким образом, при определении типа спорного транспортного средства и ставки транспортного налога, подлежащего применению при налогообложении автомобиля, следует руководствоваться сведениями, указанными в паспорте транспортного средства.
В карточке учета транспортного средств, предоставленной ГИБДД, имеются следующие сведения на указанный автомобиль: код типа 29 легковой прочее; категория В; разрешенная максимальная масса - кг. 3085; масса баз нагрузки - кг. 2378.
В рассматриваемом случае категория и тип спорного транспортного средства в совокупности характеризуют его как легковой автомобиль.
В ПТС на автомобиль истца серии ********указано: наименование (тип ТС) - грузовой-бортовой; мощность двигателя, л.с. (кВт) 395 (290,4); рабочий объем двигателя, куб. см. 5654; тип двигателя - бензиновый; разрешенная максимальная масса, кг. 3085; масса баз нагрузки, кг. 2378.
По сообщению Центральной акцизной таможни от 27.3.2017 на запрос суда, выпуск транспортного средства *********************был осуществлен Минской региональной таможней с кодом***********- моторные транспортные средства для перевозки грузов. В соответствии с приложением N1 к Техническому регламенту таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N877, транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, относятся к категории N. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т. - к категории N 1. Исходя из данных Заключения N*********** от 16.09.2013 Ленинградской областной торгово-промышленной палаты и требований Технического регламента, указанный автомобиль соответствует категории N 1. С учетом изложенного, согласно представленным документам, а также сведениям, указанным в ДТ, в строку "3" Наименование (тип ************внесена соответствующая запись - "грузовой-бортовой".
В ПТС на автомобиль истца внесены изменения и указано наименование (тип ТС) - грузовой-бортовой.
На момент исчисления транспортного налога за 2014 г. в ПТС на автомобиль истца содержались сведения о наименовании (типе В) - легковой. Эти же сведения были представлены в налоговой орган и именно ими последний руководствовался при исчислении транспортного налога. Сведения о наименовании автомобиля (типа ТС) грузовой-бортовой, внесены в ПТС после обращения истца в налоговый орган с заявлением о перерасчете транспортного налога.
Сведения об отнесении автомобиля к категории "В" в ПТС изменены не были.
Поскольку категория "В" предусматривает, что транспортное средство может быть отнесено как к автомобилям для перевозки пассажиров, так и к автомобилям для перевозки грузов массой не более 3,5 тонны, по своим конструкторским особенностям автомобиль истца не предназначен для перевозки грузов, используется для перевозки пассажиров, у читывая наличие в Инспекции сведений регистрирующих органов, указывающих на отнесение автомобиля истца к типу "Легковой", у Инспекции оснований для отнесения автомобиля истца к грузовому автотранспорту при исчислении транспортного налога за 2014 г. не имелось.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Кисюком Д.Г. требований.
Выводы суда являются мотивированными, подтверждаются материалами дела. Судом первой инстанции исследованы все юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы Кисюка Д.Г. не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку повторяют правовую позицию истца, изложенную в обоснование заявленных требований.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Головинского районного суда г. Москвы от 05 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.