Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Чубаровой Н.В.,
судей Карпушкиной Е.И, Бузуновой Г.Н,
при секретаре Габо А.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по докладу судьи Карпушкиной Е.И по апелляционной жалобе представителя Скрипник Л.С. Гулевского О.В. на решение Перовского районного суда города Москвы от 30 октября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований фио об установлении факта признания разными семьями отказать в полном объеме.
УСТАНОВИЛА:
Скрипник Л.С, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней фио, обратилась в суд с требованиями о признания разными семьями, ссылаясь на ст. 264 ГПК РФ. В обоснование заявленных требований указала, что проживает с дочерью в квартире N 41, расположенной по адресу: адрес вместе с семьей сводной сестры фио, являющейся нанимателем жилого помещения, с которой совместного хозяйства не ведет, общего бюджета не имеет, то есть последние проживают разными семьями. Решение ей необходимо для реализации жилищных прав заявителя.
Истец Скрипник Л.С. и его представитель - по доверенности фио на рассмотрение заявления явились, требования поддержали в полном объеме, на их удовлетворении настаивали.
Ответчики фио, фио, ДГИ адрес Перово на рассмотрение заявления не явились, о времени и месте судебного заседания извещались.
Судом постановлено изложенное выше решение, которое представитель Скрипник Л.С. Гулевский О.В. просит отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ссылается на допущенные судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе.
Судом апелляционной инстанции приняты меры к надлежащему извещению лиц, участвующих по делу о времени и месте рассмотрения дела, однако ответчики фио, фио, ДГИ адрес Перово в заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки коллегию не уведомили, в связи с чем коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ответчиков.
В судебную коллегию Скрипник Л.С, ее представитель фио явились, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца и ее представителя, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Установлено, что Скрипник Л.С. проживает с дочерью в 3-х комнатной квартире N 41, расположенной по адресу: адрес вместе с семьей сводной сестры фио, являющейся нанимателем жилого помещения.
Как следует из материалов дела, указанные лица занимают жилое помещение на условиях договора социального найма, куда были вселены в качестве членов одной семьи.
В обоснование заявленных требований в судебном заседании представитель заявителя пояснил, что сестры и их семьи занимают разные комнаты, совместного хозяйства не ведут, общего бюджета не имеют, то есть последние проживают разными семьями. Установление данного факта необходимо для реализации жилищных прав заявителя.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался частью 1 статьи 264 ГПК РФ и ст. 265 ГПК РФ.
Однако, в соответствии с п. п. 1, 3 ст. 69 адреса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 года "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения" членами семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства и свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке, либо на основании решения суда.
В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
По смыслу ст. ст. 15, 16 ЖК РФ жилым помещением (жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната) признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, то есть самостоятельным объектом права, и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам).
Доводы апелляционной жалобы представителя Скрипник Л.С. Гулевского О.В. о том, что суд неправильно оценил обстоятельства дела, что в спорной квартире стороны проживают, но не являются членами одной семьи, регистрация истца у ответчиков препятствует истцу в получении от Правительства гор. Москвы отдельного жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в гор. Москве в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года " О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут служить основаниями для отмены решения суда, поскольку истцом не заявлено требований о признании права на жилое помещение лицу, оставшемуся без попечения родителей, материалы дела не содержат ответов Департамента городского имущества г. Москвы (уполномоченного органа) об отказе истцу в признании ее и ее детей нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений, либо постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а истец в данном заявлении просила суд лишь признать истца и ответчиков фио разными семьями.
Вместе с тем, суд не является органом исполнительной власти и не может подменять Департамент городского имущества г. Москвы и принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, минуя соблюдение установленного порядка обращения.
Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правильными и обоснованными. Доказательств обращения истца в установленном порядке с заявлением о признании ее и дочери нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений и получения соответствующего распоряжения, суду не было представлено.
Истцом Скрипник Л.С. не утрачена возможность на обращение в Департамент городского имущества гор.Москвы за защитой нарушенного права на жилище.
Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 (в редакции, действовавшей до 13.12.2013) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, достигшим возраста 18 лет, по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, нахождения на патронатном воспитании, при прекращении попечительства, а также по окончании обучения в учреждениях профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если указанные граждане не имеют закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно, на условиях и в порядке, установленных Правительством Москвы, вне очереди однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договору безвозмездного пользования, если имеется хотя бы одно из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане пребывали, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой
(попечительством), в приемной семье, на патронатном воспитании на основании решения
органов опеки и попечительства города Москвы, при условии отсутствия у указанных граждан
закрепленного жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В целях защиты прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и реализации федеральных законов и других нормативных актов, закрепляющих их права, Правительством Москвы было принято Постановление Правительства Москвы от 31.08.1999 N 797 "О мерах по социальной поддержке и защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - выпускников детских домов и школ - интернатов" (утвердив "Положение о порядке предоставления жилых помещений и дополнительных гарантиях жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" - далее Положение).
Как указано в пункте 12 (раздел IV Положения), возвращение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненное за ними решением органа исполнительной власти по месту жительства жилое помещение невозможно, если это противоречит интересам граждан указанной категории, при наличии одного или нескольких нижеперечисленных обстоятельств:
1) предоставление жилого помещения, ранее занимаемого детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, иным лицам;
2) проживание по любым основаниям в таком жилом помещении лиц:
а) лишенных родительских прав;
б) отстраненных в установленном порядке от выполнения обязанностей опекунов или
попечителей;
в) бывших усыновителей, если усыновление отменено вследствие невыполнения ими
возложенных на них обязанностей;
г) не являющихся членами семьи детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, согласно законодательству Российской Федерации и города Москвы;
д) больных хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящих на учете в
наркологическом диспансере;
е) больных психическими заболеваниями и состоящих на учете в психоневрологическом диспансере;
ж) признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченных в
дееспособности;
з) страдающих туберкулезом, тяжелыми формами хронических заболеваний, которые
делают совместное с такими лицами проживание невозможным по медицинским, санитарным или иным показаниям;
3) несоответствие общей площади жилого помещения, приходящейся на одного
проживающего в данном жилом помещении, социальной норме предоставления жилых
помещений, в том числе если такое несоответствие появится в результате вселения в данное жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) ухудшение жилищных условий детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненных за ними жилых помещениях за время нахождения на государственной или семейной формах воспитания является основанием для признания указанных граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующими в городе Москве правовыми актами;
5) снос дома, в котором находилось сохраненное за несовершеннолетним жилое помещение, или несоответствие жилого помещения санитарным, техническим и иным требованиям, разрушение или гибель жилого помещения или его части (угроза разрушения, нахождение в аварийном состоянии), а также несоответствие жилого помещения требованиям благоустроенности применительно к условиям города Москвы;
6) наличие у детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тяжелых форм хронических заболеваний или психических отклонений, которые делают совместное с ними проживание иных лиц невозможным по медицинским, санитарным или иным показаниям;
7) утрата жилого помещения, сохраняемого за несовершеннолетним, в период его пребывания на государственной или семейной формах воспитания вследствие купли -продажи, обмена и других сделок с жилым помещением при отсутствии исполненного судебного решения по фактическому возвращению жилого помещения;
8) наличие иных заслуживающих внимания обстоятельств, препятствующих созданию нормальных стартовых жилищных условий или социальной адаптации в общество детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при вступлении их в самостоятельную жизнь.
В соответствии с Закон города Москвы N 61 от 30.11.2005 и Положением, регулирующим спорные правоотношения, согласно пункту 13 (раздел IV Положения), за 2 года до выпуска несовершеннолетнего из учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или за тот же срок до окончания пребывания такого ребенка в приемной семье, у опекунов или попечителей, его законный представитель при наличии одного или нескольких обстоятельств, указанных в п. 12 настоящего Положения, письменно обращается в комиссию районной Управы по охране прав детей с ходатайством о признании невозможным возвращения несовершеннолетнего в сохраненное за ним жилое помещение по месту постоянного проживания.
В соответствии с пунктом 14 (раздел IV Положения), Комиссия районной Управы по охране прав детей в месячный срок рассматривает ходатайство законного представителя несовершеннолетнего из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о наличии обстоятельств, препятствующих возвращению указанного ребенка в сохраненное жилое помещение (п. 12), и выносит мотивированное заключение.
Заключение о невозможности возвращения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается комиссией районной Управы по охране прав детей при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 12 настоящего Положения.
Как указано в части 1 статьи 56 Семейного кодекса РФ, ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Указанные полномочия законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также органов опеки и попечительства основаны на положениях статей 31, 34, 36 ГК РФ в которых закреплено, что опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан, опекуны и попечители обязаны защищать права и интересы подопечных, а органы опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляют надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.
Также, в статье 3 Конвенции о правах ребенка, отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года (далее - Обзор Верховного Суда РФ от 20.11.2013 г.), указано, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его жилым помещением.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе аналогичны содержанию искового заявления, судом первой инстанции были проверены и им в решении суда дана должная правовая оценка. Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Перовского районного суда города Москвы от 30 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Скрипник Л.С. Гулевского О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.