Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
и судей Бобровой Ю.М, Мухортых Е.Н,
при секретаре Каманиной Ю.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А. дело по апелляционной жалобе представителя истца Ибрагимова Б.К. по доверенности Костенко В.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 ноября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ибрагимова Б.К. к Федеральной службе исполнения наказания России о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказания России от 07 июля 2016 года N 49 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и поставке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом членов семьи отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Ибрагимов Б.К. обратился в суд с иском к ответчику ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России N 49 от 07.07.2016г. об отказе в постановке его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, просил обязать ФСИН России принять на учет на получение единовременной социальной выплаты истца и членов его семьи.
Истец Ибрагимов Б.К. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности Канчалаба А.С. в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении иска.
Суд постановилвышеуказанное решение, которое представитель истца Ибрагимова Б.К. по доверенности Костенко В.В. просит отменить по доводам апелляционной жалобы, полагая решение незаконным и необоснованным, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, суд не принял во внимание, что территориальной подкомиссией была проведена проверка представленных истцом документов, недостатков выявлено не было.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика ФСИН России по доверенности Канчалаба А.С, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Ибрагимова Б.К, извещенного о времени и месте судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела видно и судом установлено, что 15.09.2014 г. Ибрагимов Б.К. обратился в УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Выслуга лет истца в календарном исчислении более 21 года.
В подкомиссию УФИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области истцом представлены документы на семью из 4 человек: истец, супруга - Акаева Г.А, сын - Ибрагимов Д.Б, 10.01.2015 г.р. и дочь - Ибрагимова Д.Б, 12.10.2013 г.р.
Согласно представленным в материалы дела заверенных копий учетного дела, истец с 07.02.2012г. по настоящее время зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 170 кв.м, расположенном по адресу: *. Собственником данного помещения является отец жены заявителя Акаев А.М-Н. Согласно выписке из похозяйственной книге на данной жилой площади зарегистрировано 7 человек, истец вселен в данное жилое помещение как зять, т.е. в качестве члена семьи собственника.
Представленный в материалы дела договор найма жилого помещения от 01.02.2012 г, заключенный между собственником помещения Агаевым А.М-Н. и истцом сроком на 6 месяцев, в органах государственной регистрации прав не зарегистрирован и в выписке из похозяйственной книги не указан.
Кроме того, как следует из представленных возражений ответчика ФСИН России на исковое заявление Ибрагимова Б.К, данный договор с территориальную комиссию УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, не представлялся.
До 07.02.2012г. истец был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 77,25 кв.м, расположенном по адресу: *. Собственником данного жилого помещения является сестра заявителя Ибрагимова Б.К.
Остальные члены семьи истца имеют постоянную регистрацию в жилом помещении общей площадью 120 кв.м. принадлежащем на праве собственности сестре истца Чопахановой А.К, расположенном по адресу: *.
Согласно выписке из похозяйственной книги от 31.07.2014 г, Акаева Г.А. вселена в указанное жилое помещение в качестве снохи, а дети истца - в качестве племянников, т.е. в качестве членов семьи собственника.
Всего в указанном жилом помещении зарегистрировано 8 человек.
07.07.2016 г. комиссия ФСИН России ( протокол N 49) приняла решение об отказе истцу в постановке на учет для получения ЕСВ, поскольку не представлены все необходимые документы, предусмотренные п. 5 Правил, утвержденных Постановление Правительства РФ от 24.04.2013 N 369, а также в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения в силу ст. 31 ЖК РФ).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждения и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок выплаты единовременной социальной выплаты, а также порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, согласно пункта 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Подпункт "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
Согласно пп. "и" п. 5 указанных Правил, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции признал правомерным решением комиссии ФСИН об отказе истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием всех обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, обоснованно указав, что данное обстоятельство лишило комиссию возможность установить факт отсутствия ухудшения жилищных условий, а также в связи с обеспеченностью общей площади жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
При этом суд отклонил довод истца о том, что он вселен в жилое помещение по адресу постоянной регистрации на основании договора найма, поскольку, данный договор не был представлен в комиссию УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области вместе с остальными документами.
Кроме того, как правильно обратил внимание суд, срок заключения данного договора составляет шесть месяцев с даты регистрации, в дальнейшем срок договора не продлялся.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований, основанным на приведенных нормах действующего законодательства и собранных по делу доказательствах, согласна.
Доказательства представления обязательных документов, либо документов, их заменяющих, истцом не представлены.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, один раз, за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживанием с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Согласно п. 11 Правил, при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Частью 1 ст. 31 ЖК РФ установлено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему помещении его супруг, а также дети и родителя данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве члена своей семьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между членами его семьи.
Доводы апелляционной жалобы о том, что жилое помещение по адресу: *, принадлежит отцу жены заявителя Акаеву А.М-Н, и истец никогда не проживал по месту регистрации, регистрация была "формальной", истец не является членом семьи собственника в понимании ст. 31 ЖК РФ, не являются основанием к отмене решения суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права.
Из материалов дела видно, что истец зарегистрирован в жилом помещении по указанному адресу в качестве члена семьи - зятя собственника Акаева А.М-Н.
Доводы апелляционной жалобы о том, что достаточность документов, предоставленных вместе с заявлением о постановке на учет для получения ЕСВ, проверена территориальной подкомиссией ФСИН России, основанием к отмене решения суда не являются.
Пунктами 10.1, 10.2, действовавшего на момент подачи заявления в территориальную подкомиссию Порядка формирования и работы комиссий учреждений органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 года N 496, предусмотрено, что территориальные подкомиссии, осуществляют, в том числе, функции по принятию документов для получения единовременной выплаты; проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовке для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты.
При этом в целях выполнения возложенных на них функций территориальные подкомиссии наделены полномочиями лишь по проведению проверки представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудниками и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не был извещен о времени и месте судебного заседания опровергаются материалами дела, из которых следует, что истец заблаговременно извещался судом, ( л.д.167-168), представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие ( л.д.171).
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 27 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.