Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
Председательствующего Чубаровой Н.В,
судей Анашкина А.А, Гришина Д.В.
при секретаре Михайловой С.О.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Анашкина А.А. дело по апелляционной жалобе Московец Т.В. на решение Перовского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2018 года, которым постановлено: в иске Московец Т. В. к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании права собственности на земельный участок отказать.
УСТАНОВИЛА:
Московец Т.В. обратилась в суд с иском к ответчику Департаменту городского имущества г.Москвы о признании права собственности на земельный участок, ссылаясь на то, что она является собственником жилого дома расположенного по адресу:.., дом расположен на земельном участке с кадастровым номером.., площадью 1639 м2, по адресу:... Земельный участок под домом поставлен на кадастровый учет, границы и площадь участка установлены в соответствии с земельным законодательством. Согласно справке МосГорБТИ земельный участок относится к ее домовладению. Земельные налоги своевременно оплачивались в соответствии с законодательством. Земельный участок был в установленном порядке предоставлен отделом Местного Хозяйства Московского Уисполкома для строительства дома по Договору о застройке от 14 августа 1932 года. Дом построен на указанном участке на основании Разрешения на строительство N30 от 14 августа 1932 года. Право собственности на дом, расположенный на указанном участке, перешло к ней в результате ряда сделок в установленном порядке. 28 апреля 2016 года она обратилась с заявлением в Управление Росреестра по г. Москве о государственной регистрации права собственности на земельный участок под домом. Сообщением от 20 сентября 2016 года ей было отказано в регистрации права собственности. Истец просила признать за ней право собственности на земельный участок с кадастровым номером... площадью 1639 кв.м по адресу:...
Представитель истца в судебном заседании исковые требования полностью поддержал.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г. Москвы в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал письменные возражения.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом.
Представитель истцов в судебное заседание явился, исковые требования в части расторжения договора аренды служебного жилого помещения не поддержал, в остальной части исковые требования поддержал в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Московец Т.В. по доводам апелляционной жалобы.
Истец в заседание апелляционной инстанции явилась, доводы жалобы поддержала.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы, представитель третьего лица Управления Росреестра в заседание апелляционной инстанции не явились, извещены.
Судебная коллегия, выслушав истца Московец Т.В. проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, находит решение законным и обоснованным, доводы жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.9.1 Федерального Закона N137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса РФ" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п.4 ст.3 Федерального Закона N137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса РФ" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ (действовавшей до 01 марта 2015 г.) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ (действовавшей до 01 марта 2015 г.) д ля приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращались в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ (действовавшей до 01 марта 2015 г.) предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Федеральным Законом РФ от 23.6.2014 г. N171-ФЗ была введена глава V.1 Земельного Кодекса РФ, регулирующая порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.07 г. N 48 "О землепользовании в городе Москвы" органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшей до 01.01.2017 г. (с 01.01.2017 г. регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. При этом к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшей до 01.01.2017 г, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
свидетельства о праве на наследство;
вступившие в законную силу судебные акты;
акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии со ст.25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшей до 01.01.2017 г, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществлялась с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
(см. текст в предыдущей редакции)
Согласно п.7 государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
С 01.01.2017 г. отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведение Единого государственного реестра недвижимос ти и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Судом установлено, что жилой дом по адресу:... принадлежит Московец Т.В. на основании договора дарения 5/12 долей в праве собственности на дом от 27.04.1973 г, договора дарения 1/6 доли в праве собственности на дом от 14.05.2009 г. и договора купли-продажи 5/12 долей в праве собственности на дом от 21.05.2012 года.
Из договора купли-продажи 5/12 долей в праве собственности на дом от 21.05.2012 года усматривается, что указанные доли были проданы истцу Подогорским С.В, указанные доли принадлежали ему на основании свидетельства о праве наследство от 18 августа 1975 г. и свидетельства о праве на наследство по завещанию от 26 марта 2012 года.
В соответствии с распоряжением префекта ВАО г. Москвы от 20.04.1998 г. N 418-В-РП "Об итогах работы комиссии по определению собственников отселенных жилых помещений в микрорайоне Ухтомский" БТИ "Восточное-1" предписано исключить граждан, согласно приложению, из числа владельцев и совладельцев отселенных частных домов в микрорайоне Ухтомский, зарегистрировать право собственности на отселенные частные дома (части домов), согласно приложению, за администрацией города Москвы с указанием - "муниципальная собственность города Москвы". Согласно п.293,294 Приложения к указанному Постановлению Подгорский С. В, которому принадлежало 5/24 долей в доме по адресу:... на основании свидетельства о праве наследство от 18 августа 1975 г, а также Подогорская Екатерина Прокофьевна, которой также принадлежало 5/24 долей в доме и которые перешли в порядке наследования по завещанию к Подогорскому С.В, были отселены, взамен долей им были предоставлены жилые помещения по адресу:... (Подогорскому С.В.) и по адресу:... (Подогорской Е.П.), а также рассчитана компенсация стоимости долей жилого дома и садовых насаждений, при этом дом подлежал сносу.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Подогоскому С.В. и Подогорской Е.П. взамен принадлежащих им 5/12 долей (по 5/24 каждому) в домовладении N... по... были предоставлены иные жилые помещения, а также начислена компенсация стоимости доли жилого дома и садовых насаждений, а поэтому указанная доля (5/12) не могла быть объектом наследования и сделок, в том числе договора купли-продажи от 21 мая 2012 года, заключенного с истцом и подлежала передаче городу Москве.
Земельный участок с кадастровым номером... площадью 1639 кв.м по адресу:..,... поставлен на кадастровый учет 14.08.1948 г.
Московец Т.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок, в упрощенном порядке, представив заявление о государственной регистрации права собственности, разрешение N30 от 14.08.1932 г. на производство строительных работ, справку из БТИ от 28.03.2013 г, чек по оплате пошлины, правоустанавливающие документы (договоры) на жилой дом.
Решением Управления Росреестра по Москве от 20 сентября 2016 г. N... истцу было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок, т.к. согласно сведениям, указанным в поданном в Управление заявлении, на государственную регистрацию заявлено право собственности Московец Т.В. на земельный участок, расположенный по адресу:... (кадастровый номер:... ), при этом, такие сведения о данном земельном участке, должны являться уникальными и дополнительными характеристиками позволяющими характеризовать земельный участок как индивидуально определенную вещь и индивидуализировать его в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Между тем, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке по адресу:.., что препятствует проведению заявленных регистрационных действий. При этом указанный в заявлении кадастровый номер:... относится к земельному участку, имеющему другие адресные ориентиры, а именно: пос....
Кроме того, ни один из перечисленных в ст. 17 Закона о регистрации (действовавшей на момент отказа) документов, являющихся основанием для регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу:.., в Управление представлен не был. Также, не был представлен документ о предоставлении истцу земельного участка по адресу:... или... с кадастровым номером.., право на который заявлено к регистрации. Надлежащий документ, устанавливающий или удостоверяющий право прежнего собственника указанного жилого дома по адресу:... на земельный участок, расположенный по адресу:... с кадастровым номером... в Управление также не представлен, а представленное разрешение на строительство N 30 не является документом о предоставлении земельного участка, устанавливающим или удостоверяющим право гражданина на землю.
Разрешая заявленные требования по существу, суд правомерно применил к спорным правоотношениям положения вышеуказанных правовых норм, оценил имеющиеся доказательства в совокупности, и учитывая что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого или постоянного (бессрочного) пользования, до введения в действие Земельного Кодекса Российской Федерации, т.е. до 30.10.2001 г, осуществляется в соответствии со ст. 49 Закона о недвижимости.
В Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности Московец Т.В. на жилой дом по адресу...
Согласно сведениям, имеющимся в Управлении, указанный жилой дом, расположен на заявленном к регистрации земельном участке по адресу:.., (кадастровый номер:... ). Ни один из перечисленных в ст. 17 Закона о регистрации (действовавшей на момент отказа) документов, являющихся основанием для регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу:.., в Управление представлен не был.
Не был также представлен документ о предоставлении истцу земельного участка по адресу:... или... с кадастровым номером.., право на который заявлено к регистрации. Надлежащий документ, устанавливающий или удостоверяющий право прежнего собственника указанного жилого дома по адресу:... на земельный участок, расположенный по адресу:... с кадастровым номером... в Управление также не представлен, представленное разрешение на строительство N 30 не является документом о предоставлении земельного участка, устанавливающим или удостоверяющим право гражданина на землю.
Оснований для признания за истцом права собственности на земельный участок с кадастровым номером... площадью 1639 кв.м по адресу:... судом не установлено, поскольку истец является собственником жилого дома, имеющего иные адресные ориентиры, а именно:...
Кроме того, доводы жалобы на которые ссылается истец, а именно на п. 9.1 ст. 3 Федерального Закона N137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса РФ", а также на копию договора застройки от 14 августа 1932 года, в данном случае основанием для признания за истцом права собственности на земельный участок не является, поскольку государственная регистрация права собственности на земельные участки, предоставленные до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, осуществляется в упрощенном порядке, установленном ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости", что относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего государственную регистрацию права собственности, при этом, из копии регистрационного дела усматривается, что указанный договор застройки в Управление Росреестра по Москве не предоставлялся, соответственно, не был предметом правовой экспертизы при отказе в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок.
То обстоятельство, что договор застройки был изъят нотариусом при оформлении посредства не свидетельствует о невозможности получения подлинного договора в нотариальной конторе в на стоящее время. Доказательств обратного суду не представлено.
Доводы жалобы о том, что спорный объект входит в территорию планируемого размещения объектов улично-дорожной сети г. Москвы не соответствуют фактическим обстоятельствам поскольку, с огласно данным ИС РЕОН (Положение о котором утверждено Распоряжением Правительства Москвы от 22.12.2009 N 3277-РП "Об утверждении Положения об информационной системе Реестра единых объектов недвижимости города Москвы"), земельный участок, расположенный по адресу: г.... входит в границы красных линий проектируемой улично-дорожной сети (Постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП).
Согласно пункту 2 названного Постановления, Правительством Москвы принято решение зарезервировать для государственных нужд города Москвы земли в пределах территорий (зон) планируемого размещения объектов улично - дорожной сети города Москвы согласно подготовленным Москомархитектурой Перечню (приложение 1) и Схеме (приложение 2), сформированных на основании установленных линий градостроительного регулирования.
При этом спорный земельный участок входит в территорию планируемого размещения объектов улично-дорожной сети города Москвы.
Постановление Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП является надлежащим решением о резервировании земельного участка.
Резервирование земельных участков для государственных нужд обусловлено прежде всего изменением градостроительной ситуации и транспортной инфраструктуры, что привело к необходимости разработки проекта актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 года с элементами планирования территории города Москвы.
Генеральный план развития города Москвы до 2025 года утвержден Законом г. Москвы от 05.05.2010 N 17 (ред. от 26.10.2011) "О Генеральном плане города Москвы".
Согласно Закону г. Москвы от 05.05.2010 N 17 (ред. от 26.10.2011) "О Генеральном плане города Москвы" территория земельного участка, расположенная под объектом Истца, попадает в зону размещения объектов улично-дорожной сети федерального и регионального значения. Какого-либо решения о неправомерности включения спорного земельного участка в УДС не представлено.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, суд пришел к верным выводам, что при изложенных обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска..
При этом суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Перовского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Московец Т.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.