Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Бельченко И.В. и судей Пильгановой В.М., Лобовой Л.В., при секретаре Завалишиной Н.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе Хайретдиновой Раисы Рашитовны на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 07 декабря 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Хайретдиновой Раисы Рашитовны к УСЗН СЗАО г. Москвы о признании решения незаконным, об обязании присвоить звание "Ветеран труда", взыскании расходов на оказание юридических услуг - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец фио обратилась в Хорошевский районный суд г. Москвы с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к ответчику УСЗН СЗАО г. Москвы о признании решения незаконным, обязании присвоить звание "Ветеран труда", взыскании расходов на оказание юридических услуг в размере 61600руб.
Требования мотивированы тем, что она имеет общий трудовой стаж более 40 лет, являясь при этом победителем социалистического соревнования 1973 года, на основании Постановления Исполкома Моссовета и Президиума МГСПС от 12 февраля 1974 года награждена знаком "Победитель социалистического соревнования 1973 года", что подтверждается записью в трудовой книжке и удостоверением. Однако на свое письменное обращение в Управление социальной защиты населения района Строгино г. Москвы о присвоении ей звания "Ветеран труда", она получила отказе в присвоение ей данного звания в связи с отсутствием у неё соответствующих ведомственных знаков отличия в труде. Полагала действия ответчика незаконными, в связи с чем обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец фио ставит вопрос об отмене решения суда.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца фио, возражения представителя ответчика УСЗН СЗАО г. Москвы по доверенности фио, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
В силу ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2006 года N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда" установлены аналогичные требования для присвоения звания "Ветеран труда".
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец в период работы на фабрике ремонта и пошива одежды N 6 УПРО Мосгорисполкома, на основании приказа работодателя N 51 от 10 апреля 1974 года награждена знаком "Победитель социалистического соревнования 1973 года", что подтверждается записью в трудовой книжке (л.д.11).
12 февраля 1974 года истцу выдано удостоверение "Победителя социалистического соревнования 1973 года" на основании постановления Исполкома Моссовета и Президиума МГСПС (л.д.27), согласно которому рабочие, инженерно-технические работники и служащие главных управлений, управлений и отделов Мосгорисполкома, добившихся наиболее высоких показателей в выполнении плана третьего решающего года пятилетки и принятых социалистических обязательств согласно прилагаемого списка награждены знаком "Победитель социалистического соревнования 1973 года" (л.д.28).
Судом также установлено, что согласно, архивной справки ЦАГМ от 04 сентября 2009 года списки награжденных к указанному решению приложены не были и их местонахождение архиву не известно (л.д.29). Согласно архивным справкам Главархива Москвы от 13 апреля 2007 года N 1219/04, архивной справки наименование организации от 03 мая 2017 года сведений о награждении фио знаком "Победитель социалистического соревнования 1973 года" не имеется (л.д.15,18).
Согласно ответу ОСЗН района Строгино г. Москвы на обращение истца от 16 мая 2016 года, в приеме документов для предоставления государственной услуги о выдаче удостоверения "Ветеран труда", в виду несоответствия представленных документов требованиям, установленным Постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2006 года N 443-ПП было отказано.
Разрешая требования фио и отказывая ей в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом не представлено достаточных доказательств с достоверностью свидетельствующих о награждении истца знаком "Победитель социалистического соревнования 1973 года" от имени соответствующего министерства или ведомства. Кроме того, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что награждение истца указанным знаком было произведено в 1974 году, когда трудовой стаж истца составлял 4 года, что не свидетельствовало о продолжительном труде.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действовавшей на момент обращения фио к ответчику и принятии им обжалуемого решения, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты.
Из системного толкования положений ст. ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст. ст. 10, 22 указанного Закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п. п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27 июня 2006 года N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения звания "Ветеран труда".
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2006 года N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. п. 2.1, 2.2. которого указаны категории граждан, аналогичные ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ, а в п. 3 (в редакции, действовавшей на момент обращения истца к ответчику и принятии им обжалуемого решения), предусмотрено, что основанием для присвоения звания "Ветеран труда" для лиц, указанных в п. 2.1. Положения, являются следующие документы: - о награждении орденами или медалями либо о присвоении почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо о награждении за продолжительный добросовестный труд нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями руководства органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации; - трудовые книжки, справки архивных учреждений и организаций, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин); - паспорт или другой документ, удостоверяющий личность обратившегося и его место жительства в городе Москве.
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска.
При этом судебная коллегия также принимает во внимание, что с 01 июля 2016 года в Федеральный закон "О ветеранах", в постановление Правительства Москвы от 27 июня 2006 года N 443-ПП внесены изменения, которые предусматривают основанием для присвоения звания ветерана труда помимо награждения орденами или медалями СССР или Российской Федерации, почетными грамотами и благодарностью Президента Российской Федерации, присвоения почетных званий СССР или Российской Федерации, также награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), что также свидетельствует, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный труд, отмеченный соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Согласно Положению "О едином общесоюзном знаке "Победитель социалистического соревнования 1973 года", утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 30 мая 1973 года (Протокол N 11 п. 7), единым общесоюзным знаком "Победитель социалистического соревнования 10973 года" награждаются лучшие рабочие, колхозники, руководящие и инженерно-технические работники, служащие, мастера, сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций, добившиеся наиболее высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании за выполнение и перевыполнение государственного плана 1973 года; награждение знаком производится как по результатам работы за год, так и в течение года - за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств; знак "Победитель социалистического соревнования 1973 года" вместе с удостоверением установленного образца вручается в торжественной обстановке на собраниях трудящихся, в трудовую книжку награжденного вносится соответствующая запись.
Исходя из содержания вышеуказанных Положения о знаке "Победитель социалистического соревнования 1973 года", принимая во внимание, что на момент награждения им фио отработала на Фабрике N 6 Управления пошива и ремонта одежды по индивидуальным заказам населения Мосгорисполкома 04 гда 08 месяцев 17 дней, то условия награждения указанным знаком не могут рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, которое является основанием для признания лица ветераном труда.
Кроме того, указанный знак в систему государственных наград, установленную пунктом 27 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 1994 года N 442, и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации", не входит и не являлся почетным званием СССР и РСФСР, поскольку не включен в перечень почетных званий СССР и РСФСР, установленный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03 июля 1979 года N 360-X, и статьей 11 Положения о государственных наградах РСФСР, утвержденного Указом Президиума ВС РСФСР от 27 января 1983 года.
В силу вышеуказанных нормативных актов вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для присвоения фио звания "Ветеран труда" является правильным.
Учитывая, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований основных требований истца, то оснований для взыскания производного требования в виде расходов на юридические услуги не имелось.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы истца повторяют основания её требований, изложенных в иске, были предметом исследования суда, в результате которого получили надлежащую правовую оценку; направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут послужить основанием для отмены постановленного судом решения.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 07 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хайретдиновой Раисы Рашитовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.