Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Вьюговой Н.М.,
судей Мухортых Е.Н, Бобровой Ю.М,
при секретаре Г.Е.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по апелляционной жалобе истца Ермаковой С.В. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 сентября 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении требований Ермаковой Светланы Валерьевны к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии по вопросу предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании поставить на учет - отказать в полном объеме,
установила:
Ермакова С.В. обратилась в суд с иском к ФСИН России о признании решения комиссии ФСИН России от 12 июля 2016 года об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным и его отмене, об обязании поставить на указанный учет.
В обоснование заявленных требований указала, что она, имея необходимую выслугу лет, обратилась в ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением комиссии ФСИН России от 12 июля 2016 года в постановке на учет отказано по причине обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м. С решением истец не согласна, считает его незаконным и подлежащим отмене.
В судебное заседание суда первой инстанции представитель истца Ермаковой С.В. по доверенности В.С.Б. явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности О.И.В. в судебное заседание явился, просил в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, по доводам апелляционной жалобы просит истец Ермакова С.В. в лице ее представителя по доверенности В.С.Б.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Ермаковой С.В. по доверенности и ордеру адвоката В.С.Б, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ФСИН России по доверенности К.А.А, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется, по следующим основаниям.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники, учреждения и органы), входят в предмет регулирования Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, что следует из ч. 1 ст. 1 данного закона.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров ( п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты ( ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ случаях членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации ( п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В п. 5 названных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в указанном п. 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения ( п. 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27.02.2014 Ермакова С.В. обратилась в территориальную подкомиссию ФСИН России с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Выслуга лет Ермаковой С.В. в органах ФСИН России в календарном исчислении составляет более 15 лет.
Заявителем Ермаковой С.В. представлены документы на состав семьи 3 человека: она, дочь Е.Н.С, 17.04.1991 года рождения (22 года), сын Е.М.С, 12.01.2002 года рождения (12 лет).
Заявитель Ермакова С.В. с 09.01.1991, дочь с 23.04.1991, сын с 10.01.2014 постоянно зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении по адресу: Владимирская область, *****, общей площадью 52,6 кв.м, являющемся муниципальной собственностью Головинского сельского поселения Судогодского района Владимирской области. Всего на данной площади зарегистрированы 3 человека.
По данному адресу представлены выписка из похозяйственной книги, справка об отсутствии лицевого счета, справка о зарегистрированных лицах, заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, акт обследования помещения, договор найма жилого помещения с муниципалитетом, иные документы не предоставлены.
Сын в период с 05.04.2002 по 10.01.2014 был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: Владимирская область, *****, у бывшего супруга. Всего на данной площади зарегистрирован 1 человек.
По данному адресу представлена выписка из похозяйственной книги, иные документы не предоставлены.
Заявителем представлены свидетельство о расторжении брака от 07.12.1994, выписка из протокола ЖБК от 10.12.1996 о принятии заявителя на жилищный учет с 25.09.1996, справка БТИ на заявителя, без указания предыдущей фамилии и выписки из ЕГРП всех членов семьи заявителя на имеющиеся (имевшиеся) объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра.
Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на территории Российской Федерации Ермакова С.В. и члены ее семьи не имеют. Ранее Ермаковой С.В. социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.
По результатам рассмотрения представленных Ермаковой С.В. документов Комиссией ФСИН России12 июля 2016 года принято решение об отказе Ермаковой С.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м.
Разрешая спор, суд первой инстанции согласился с решением комиссии ФСИН России, пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции согласилась.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с указанной нормой Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
В данном случае, в обоснование нуждаемости в жилом помещении истец Ермакова С.В. представила на рассмотрение комиссии ФСИН России заключение N 1 от 17.01.2014 межведомственной комиссии, назначенной решением Совета народных депутатов муниципального образования Головинское сельское поселение от 20.11.2013 N 18/2, и акт от 17.01.2014 обследования указанной комиссией жилого помещения по адресу: Владимирская область, *****, согласно которым помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, жилой дом непригоден для постоянного проживания, поскольку в доме отсутствует печное отопление, пригодное к эксплуатации; технический ресурс несущих и ограждающих конструкций дома практически исчерпан.
Данные документы основанием для удовлетворения требований Ермаковой С.В. судом не признаны.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно принял во внимание, что жилой дом по вышеуказанному адресу семья Ермаковой С.В. занимает по договору социального найма, и обоснованно учел требования ст. ст. 86, ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, согласно которым, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 7 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 47 указанного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Органом местного самоуправления решения о признании дома по адресу: Владимирская область, *****, занимаемом истцом Ермаковой С.В. и членами ее семьи по договору социального найма, аварийным и о его сносе не принималось. Незадолго до признания 17.01.2014 межведомственной комиссией занимаемого жилого дома непригодным для проживания истец Ермакова С.В. 10.01.2014 зарегистрировала в нем сына Е.С.В, определив ему данное помещение в качестве места постоянного места жительства.
При таких обстоятельствах, заключение N 1 от 17.01.2014 межведомственной комиссии, назначенной решением Совета народных депутатов муниципального образования Головинское сельское поселение от 20.11.2013 N 18/2, и акт от 17.01.2014 обследования указанной комиссией жилого помещения по адресу: Владимирская область, *****, правомерно не приняты судом первой инстанции в качестве оснований для удовлетворения заявленных Ермаковой С.В. требований.
В случае признания занимаемого жилого дома аварийным и подлежащим сносу, истец не лишена права поставить перед органом местного самоуправления вопрос об обеспечении ее и членов ее семьи другим жилым помещением по договору социального найма.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, были предметом судебного рассмотрения, направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.
Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 25 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.