Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
В составе председательствующего судьи Владимировой Н.Ю,
судей Нестеровой Е.Б,Пильгановой В.М,
при секретаре Утешеве С.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 8 по г.Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 25 апреля 2017 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 8 по г. Москве и Московской области назначить Симоновой И.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 04.10.2016 г.
УСТАНОВИЛА:
Симонова И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главное управление ПФР N 8 по г.Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п.1 ч.1 ст.32 Закона "О страховых пенсиях", указывая, что осуществляла опеку над детьми-инвалидами, считает отказ ответчика в назначении пенсии незаконным
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы, просит представитель ГУ-ГУ ПФР N 8 по г.Москве и МО.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика, истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст.8 Закона "О страховых пенсиях", действующего с 01.01.2015г, п раво на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (ч. 1 ст. 35 ФЗ N 400-ФЗ).
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на день установления этой страховой пенсии.
Согласно п.1 ч.1 ст.32 Закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, страховая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины.
Аналогичная норма содержалась в пп.1 п.1 ст.28 Закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Как установлено судом и следует из материалов дела, 05.09.2016 г. Симонова И.В, ***г.р, обратилась в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п.1 ч.1 ст.32 Закона "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области N *** от 31.01.2017 г. Симоновой И.В. отказано в назначении пенсии в связи с тем, что, как указано в решении пенсионных органов, статус опекуна, а также периоды опеки над несовершеннолетними детьми Д.Е.А. *** г.р, О.М.В. *** г. не определены. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ правовых оснований для назначения досрочной страховой пенсии приемным родителям инвалидов с детства не имеется.
Истец претендовала на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п.1 ч.1 ст.32 Закона "О страховых пенсиях".
Из материалов дела также следует, что рассмотрев заявление Симоновой И.В, о назначении ее опекуном несовершеннолетнего О.М.В, *** г.р, принимая во внимание, что мать мальчика О.О.В, решением районного суда лишена родительских прав, сведения об отце в записи акта о рождении отсутствуют, приказом Департамента образования Администрации города Омска от 04.05.2012 г. N *** Симонова И.В. назначена опекуном, исполняющим свои обязанности на основании договора о приемной семье, в отношении несовершеннолетнего О.М.В. Действие приказа распространено на правоотношения, возникшие 23.03.2006 г.
О.М.В. в период с 01.04.2012 г. по 31.03.2015 г. была установлена инвалидность по категории "ребенок-инвалид", что подтверждается копией выписки ***.
На основании приказа от 20.11.2014 г. N *** Администрации г. Омска Симонова И.В. освобождена от исполнения обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетнего О.М.В.
Таким образом, как указал суд, Симонова И.В. являлась опекуном несовершеннолетнего О.М.В. в период с 23.03.2006 г. по 20.11.2014 г.
Из материалов дела усматривается, что, рассмотрев заявление Симоновой И.В, о назначении ее опекуном несовершеннолетней Д.Е.А, *** г.р, принимая во внимание, что мать, Д.О. Г, умерла *** г, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери, ходатайство МУЗ "Специализированный дом ребенка N1", приказом Управления образования Администрации города Омска от 13.10.2005 г. N *** Симонова И.В. назначена опекуном, несовершеннолетней Д.Е.А.
Д.Е.А. в период с 02.05.2012 г. по 31.05.2014 г. была установлена инвалидность по категории "ребенок-инвалид", что подтверждается копией выписки МСЭ-2011 N ***.
Д.Е.А. признана инвалидом по категории "ребенок-инвалид" с 01.06.2014 г, что подтверждается
копией выписки МСЭ-2012 N ***. Инвалидность установлена на срок до 25.08.2020 г.
На основании приказа от 17.11.2014 г. N *** Администрации г. Омска Симонова И.В. освобождена от исполнения обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетней Д.Е.А.
Таким образом, как указал суд, Симонова И.В. являлась опекуном несовершеннолетней Д.Е.А. в период с 13.10.2005 г. по 17.11.2014 г.
Указав, что Симонова И.В. являлась опекуном детей-инвалидов О.М.В. и Д.Е.А. и воспитывала их до достижения возраста 8 лет, период опеки составил более 7 лет 6 месяцев, суд пришел к выводу о том, что ответчика надлежит обязать назначить Симоновой И.В. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 04.10.2016 г.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, при этом исходит из следующего.
Как было указано выше, приказом Департамента образования Администрации города Омска от 04.05.2012 г. N *** Симонова И.В. назначена опекуном, исполняющим свои обязанности на основании договора о приемной семье, в отношении несовершеннолетнего О.М.В. Действие приказа распространено на правоотношения, возникшие 23.03.2006 г.
Из п.1 ч.1 ст.32 Закона "О страховых пенсиях" следует, что право на досрочную пенсию предоставлено опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, то есть, приемные родители в данной норме закона не указаны.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 17.02.2015г. N 288-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М.А.А. на нарушение ее конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", несмотря на то что приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором ( пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации), опекуны и приемные родители инвалидов с детства обладают различным правовым статусом.
Следовательно, как указано в данном Определении, осуществление федеральным законодателем дифференциации условий назначения пенсии опекунам и приемным родителям детей-инвалидов не может рассматриваться как не согласующееся с конституционным принципом равенства и нарушающее права приемных родителей.
Далее, как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 года N 1365-О-О "По запросу Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что касается опекунов инвалидов с детства, то правовое значение для снижения им общеустановленного возраста выхода на пенсию имеет момент установления опекунства до достижения ребенком возраста 8 лет, а также продолжительность фактических периодов опеки над ребенком-инвалидом. При этом право на досрочное назначение пенсии по старости имеют как опекуны инвалидов с детства, которые являются таковыми на момент обращения за пенсией, так и лица, которые ранее являлись опекунами инвалидов с детства, но на момент назначения пенсии таковыми не являются.
Данная позиция подтверждена Определением Конституционного Суда РФ от 23.11.2017г. N 2710-О " Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Е.В.А. на нарушение ее конституционных прав положением пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", где указано, что правовое значение для снижения опекунам инвалидов с детства общеустановленного возраста выхода на пенсию имеет момент установления опекунства до достижения ребенком возраста 8 лет, а также продолжительность фактических периодов опеки над ребенком-инвалидом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1365-О-О).
Из материалов дела следует, что опека над Д.Е.А, *** г.р, установлена с 13.10.2005г, статус "ребенок-инвалид" девочка имеет с 02.05.2012г, истец освобождена от опеки 17.11.2014г, то есть, правовых оснований для обязания ответчика назначить истцу, Симоновой И.В, ***г.р,обратившейся в пенсионные органы 05.09.2016г, досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п.1 ч.1 ст.32 Закона "О страховых пенсиях" с 04.10.2016г, не имелось. Кроме того, из приказа Управления образования Администрации города Омска от 13.10.2005 г. N ***, которым Симонова И.В. назначена опекуном, несовершеннолетней Д.Е.А. не усматривается, что опека назначена в форме приемной семьи, однако, согласно приказа от 17.11.2014 г. N 2086-О Администрации г. Омска, было рассмотрено заявление приемного родителя Симоновой И.В. об освобождении ее от исполнения обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетней Д.Е.А, Симонова И.В. была освобождена от исполнения обязанностей опекуна в отношении несовершеннолетней Д.Е.А.
Таким образом, оснований для обязания ответчика назначить истцу, Симоновой И.В, 04.10.1966г.р,обратившейся в пенсионные органы 05.09.2016г, досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п.1 ч.1 ст.32 Закона "О страховых пенсиях" с 04.10.2016г, не имелось, следовательно, решение суда подлежит отмене, заявленные требования - отклонению.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда г. Москвы от 25 апреля 2017 года отменить, в удовлетворении иска Симоновой И.В. к Государственному учреждению - Главное управление ПФР N 8 по г.Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.