Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Гербекова Б.И,
судей Артюховой Г.М, Курочкиной О.А.
при секретаре Илюткиной О.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Артюховой Г.М.
дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Гарпиченко Я.Э. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 23 августа 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N *** от 23.05.2016 года незаконным.
Обязать ДГИ города Москвы повторно рассмотреть заявление Имз В.Н. о признании граждан Имз В.Н. *** нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Имз В.Н. обратилась в суд с иском к ДГИ города Москвы и просит признать незаконным Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы N *** от 23 мая 2016 года "Об отказе в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ" граждан Имз В.Н, ***, обязать Департамент городского имущества города Москвы признать указанных граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с даты подачи заявления от 05.04.2016 года, взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу истца расходы на оплату юридических услуг в размере 76 800 рублей.
Требования обоснованы тем, что истец Имз В.Н. зарегистрирована и проживает в комнате N *** в квартире по адресу: ***. С ней в комнате постоянно зарегистрированы и проживают ее сын ***, ее дочь ***, ее сын ***. Истец приобрела право собственности на комнату по договору дарения от 10.09.2003 года, согласно которому площадь комнаты составляет 13,2 кв. метров. Комната входит в состав 5-ти комнатной коммунальной квартиры общей площадью 111,9 кв.м. Истец полностью, добросовестно и своевременно оплачивает платежи за коммунальные услуги. Она неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о рассмотрении возможностей получения ее семьей, имевшей на тот момент статус многодетной согласно удостоверению *** от 01.01.2002 года УСЗН *** г. Москвы, двух свободных комнат в их коммунальной квартире в собственность за ее средства по каким-либо существующим городским программам, но получала необоснованные отказы. 31 декабря 2015 года на имя матери истца Астаповой М.А. была выдана доверенность с правом подачи от имени истца в Департамент городского имущества города Москвы через ГБУ города Москвы "Многофункциональные центрыпредоставления государственных услуг" заявления о постановке истца и ее детей на очередь для приобретения жилых помещений в рамках городских жилищных программ. 05.04.2016 года Астапова М.А. как доверенное лицо истца обратилась в ГБУ города Москвы "МФЦ САО города Москвы" за оказанием государственной услуги - "решение о признании граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских программ либо об отказе в признании нуждающимися в содействии" (рег.N *** от 05.04.2016 года) с заявлением о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ гражданами, не признанными нуждающимися в жилых помещениях. При этом к заявлению были приложены все необходимые документы, подтверждающие личность Имз В.Н. и всех ее детей, выписки из домовой книги, документы на право собственности, справки о доходах, свидетельства о рождении и прочие необходимые для подачи обращения к ответчику справки.
23 мая 2016 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N*** истцу и ее детям отказано в признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ по тем основаниям, что гражданин *** - муж Имз В.Н, является гражданином Великобритании, указанные заявители не представили документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителей (отсутствуют документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности ***). Данный отказ истец считает незаконным, не соответствующим действующему гражданскому, жилищному законодательству Российской Федерации, законам города Москвы и существенно нарушающим их право на жилище, предоставленное им Конституцией Российской Федерации.
В судебном заседании представители истца, исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых указано, что при обращении в Департамент заявители не представили документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности ***. Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим полномочия по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы, сфера деятельности Департамента носит социальный, а не коммерческий характер, в связи с чем финансируется за счет средств бюджета города Москвы.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит представитель Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Гарпиченко Я.Э. по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ДГИ г.Москвы извещен о месте и времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, в связи с чем в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения Имз В.Н, ее представителя по доверенности Астаповой М.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, если размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы.
Согласно ст. 9 Закона N 29 в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Учетная норма устанавливается в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир.
Учетная норма устанавливается в размере 15 квадратных метров площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
В силу ст. 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 малоимущие граждане (заявители) - жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены законом города Москвы.
К членам семьи заявителя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Судом установлено, что Имз В.Н. зарегистрирована и проживает в комнате N *** в квартире по адресу: ***. С ней в комнате постоянно зарегистрированы и проживают сын ***, дочь ***, сын ***.
Истец приобрела право собственности на комнату по договору дарения от 10.09.2003 года, согласно которому площадь комнаты составляет 13,2 кв. метров, комната входит в состав 5-ти комнатной коммунальной квартиры общей площадью 111,9 кв.м.
23.05.2016 года Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы N *** истцу и ее детям отказано в признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Основанием для отказа указано, что гражданин *** - муж Имз В.Н, является гражданином Великобритании, указанные заявители не представили документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителей (отсутствуют документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности ***).
Частично удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что супруг истца не является жителем г. Москвы, гражданином РФ, в связи с чем его имущественная обеспеченность за пределами территории Российской Федерации не может подлежать учету в рамках рассмотрения заявления истца о признании нуждающейся.
В соответствии со ст. 12 Закона N 29 отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Пунктом 4 ст. 11 Закона N 29 установлено, что с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
В соответствии со ст. 12 Закона N 29 отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если:
1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Пунктом 4 ст. 11 Закона N 29 установлено, что с заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы. Перечень документов, прилагаемых к заявлению, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также документов, получаемых по межведомственным запросам уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы, которыми подтверждается право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утверждается Правительством Москвы.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что истцом приложен к заявлению о признании нуждающимися перечень документов, супруг истца совместно с ней не проживает, общее хозяйство не ведет, в связи с чем не может являться членом семьи истца, и пришел к выводу о том, что распоряжение ДГИ г. Москвы N *** от 23 мая 2016 года принято с нарушением норм действующего законодательства и подлежит признанию незаконным.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку он противоречит нормам действующего законодательства.
Так, в силу ст. 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 года N 29 к членам семьи заявителя относятся супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства.
Кроме того, суд пришел к выводу о том, что *** с истцом не проживает, совместного хозяйства не ведет, в отсутствие допустимых доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства.
Таким образом, требование ДГИ г. Москвы о предоставлении документов, свидетельствующих о жилищной обеспеченности ***, обоснованы, а их не предоставление является законным основанием для отказа в признании истца и членов ее семьи нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, а поэтому решение в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решение об отказе в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Решение в части отказа в удовлетворении исковых требований об обязании ДГИ г. Москвы признать нуждающимися в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным, поскольку как верно указал суд, в ходе рассмотрения настоящего дела устанавливалась законность принятого ответчиком распоряжения, содержащего только одно основание для отказа - непредставление документов. Иные основания, то есть их наличие или отсутствие, для отказа в постановке на учет в ходе судебного разбирательства не исследовались, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по признанию семьи истца нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
При таких обстоятельствах решение в части удовлетворения исковых требований
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда города Москвы от 23 августа 2017 года в части удовлетворения исковых требований Имз В.Н. о п ризнании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы N *** от 23.05.2016 года незаконным, обязании ДГИ города Москвы повторно рассмотреть заявление Имз В.Н. о признании граждан Имз В.Н. ***, ***, *** нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ отменить, в удовлетворении указанных исковых требований отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.