Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
В составе председательствующего судьи Владимировой Н.Ю,
судей Лобовой Л.В,Пильгановой В.М,
при секретаре Утешеве С.В,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе Тюрина Михаила Алексеевича на решение Басманного районного суда г. Москвы от 04 августа 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Тюрина М.А. к ГУ Главному Управлению Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой части трудовой пенсии по старости незаконным, обязании назначить выплату страховой части трудовой пенсии по старости досрочно- отказать.
УСТАНОВИЛА:
Тюрин М.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 10 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой части трудовой пенсии по старости незаконным, признании права на получение страховой части трудовой пенсии по старости с учетом снижения общеустановленного пенсионного возраста, обязании назначить выплату страховой части трудовой пенсии по старости досрочно, указав, что с 02.11.2009 г. является получателем пенсии за выслугу лет, как военнослужащий. После чего с 02.11.2009 г. по 31.01.2011 г. работал в должности научного сотрудника 3 научно-исследовательского отдела федерального государственного учреждения "27 Научный центр Министерства обороны Российской Федерации", с 01.02.2011 г. по 31.12.2013 г. - в должности старшего научного сотрудника 2 научно-исследовательского отдела научного центра федерального государственного учреждения "33 Центральный научно- исследовательский испытательный институт Министерства обороны Российской Федерации. С 01.01.2014 г. по настоящее время работает в должности старшего научного сотрудника 12 научно-исследовательского отдела федерального государственного бюджетного учреждения "27 Научный центр Министерства обороны Российской Федерации". Также является инвалидом второй группы в связи с заболеванием полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. С 01.07.1986 г. по 28.07.1986 г. выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии в 30-ти км зоне на Чернобыльской АЭС. 16.04.2002 г. выдано удостоверение о наличия у него права на компенсации и льготы, установленные Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 Указывает, что военнослужащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости. К моменту обращения к ответчику 03.11.2016 г. достиг возраста 50 лет и имел страховой стаж 7 лет, однако ответчиком незаконно в назначении соответствующей выплаты ему было отказано.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого, по доводам апелляционной жалобы, просит Тюрин М.А.
Проверив материалы дела, заслушав истца, представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст.8 Закона "О страховых пенсиях", п раво на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (ч. 1 ст. 35 ФЗ N 400-ФЗ).
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на день установления этой страховой пенсии.
В соответствии с положениями п. 6 ст. 3 Федерального Закона от 15.12.2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (в редакции, действующей с 01.01.2015г.)военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным Законом от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991г. пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном ст. 30-37 Закона N 1244-1. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В силу абзаца 5 ст. 28.1 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991г, в редакции действующей с 1 января 2015 г, по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Как следует из материалов дела, Тюрин М.А, *** года рождения, проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с 05.08.1983 г. по 01.11.2009 г, что подтверждается копией трудовой книжки и военным билетом.
С 02 ноября 2009 года Тюрину М.А. назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей" - за период службы с 05 августа 1983 года по 01 ноября 2009 года.
Истец имеет удостоверение серии *** от 16.04.2002 г. о праве на льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как перенесшему лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшим инвалидом.
С 01.07.1986 г. по 28.07.1986 г. Тюрин М.А. выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии в 30-ти км зоне на Чернобыльской АЭС.
28 сентября 2016 года Тюрин М.А, *** года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости военнослужащим (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как военный пенсионер из числа пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления назначения, перерасчета и выплаты пенсий, ЕДВ и других социальных выплаты ГУ - Главного управления ПФР N 10 по городу Москве и Московской области от 03 ноября 2016 года N 3 Тюрину М.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) в связи с отсутствием права, до достижения общеустановленного возраста 60 лет, поскольку военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона от 15.05.1991 г. N 1244-1, назначена быть не может. Граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Рассматривая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что они удовлетворению не подлежат, указав, что военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке предусмотренном статьями 30-37 Закона РФ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15.05.1991г, назначена быть не может, так как пенсии, назначаемые в соответствии с Законом "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", страховыми пенсиями не являются. Тюрин М.А, ***г.р, являющийся получателем пенсии по линии МО РФ, не достиг возраста для назначения ему страховой пенсии по старости ( без фиксированной выплаты) в соответствии с ч.6 ст.3 Закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", ст.8 Закона "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как он отвечает требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты, позиция истца основана на неправильном толковании норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда г. Москвы от 04 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.