Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б, Ставича В.В,
при секретаре Чариковой А.В,
рассмотрев по докладу судьи Михайловой Р.Б. в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по доверенности Сюзюмова А.И. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 09 ноября 2017 года, которым постановлено:
Отказать Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" в удовлетворении заявленных требований к Министерству юстиции Российской Федерации о признании распоряжения незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" (далее - Партия) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции России о признании незаконным Предупреждения административного ответчика от 01 августа 2017 года за N 11/91955-СГ, ссылаясь на то, что не допускала нарушение законодательства и Устава Партии при выдвижении кандидата на должность губернатора Свердловской области на выборах 10 сентября 2017 года.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 09 ноября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца по доверенности Сюзюмов А.И. просит об отмене данного судебного постановления как незаконного, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца по доверенности Домбровской И.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика по доверенности Анохиной Е.С, полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив решение, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Так, при рассмотрении административного дела установлено, что решением Бюро Партии N 1934 от 21 июня 2017 года приостановлена деятельность руководящих органов Свердловского регионального отделения Партии: конференции, Регионального Совета и Бюро регионального Совета, Председателя регионального отделения и его заместителей; полномочия конференции, Регионального Совета и Бюро регионального Совета, в том числе полномочия, связанные с выборами, на время приостановления деятельности руководящих органов Свердловского регионального отделения Партии до избрания новых руководящих органов согласно пункту 10.9.1 Устава Партии переходят к Бюро Партии (пункты 1-2 решения).
Решением Бюро Партии N 1936 от 21 июня 2017 года при выполнении полномочий конференции Свердловского регионального отделения Партии в соответствии со статьей 47 Закона Свердловской области от 29.04.2003 N 10-ОЗ (ред. от 13.04.2017) "Избирательный кодекс Свердловской области", пунктам 15.1.3.8.1. Устава Партии, а также пунктов 11.14, 13.5.6.22, 15.1.3.8.1, 18.3.2. Устава Партии и на основании протокола счетной комиссии Бюро Партии от 21 июня 2017 года о результатах голосования кандидатом на должность Губернатора Свердловской области на выборах 10 сентября 2017 года выдвинут Ройзман Е.В, **** года рождения.
01 августа 2017 года Министерством юстиции Российской Федерации в адрес Партии вынесено письменное предупреждение N 11/91955-СГ об устранении до 10.10.2017 года нарушений действующего законодательства Российской Федерации (подпункта "и" пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях") и пунктов 15.8.1.3.8.1, 18.3.2. Устава Партии в связи с выдвижением решением Бюро Партии N 1936 от 21 июня 2017 года кандидата на должность Губернатора Свердловской области на выборах 10 сентября 2017 года.
Разрешая спор, суд указал на то, что выявленные нарушения законодательства в действиях Партии нашли свое подтверждение, в связи с чем оспариваемое предупреждение вынесено законно и обоснованно, в том числе в рамках полномочий государственного органа, а потому отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия с указанными выводами согласна, полагая, что они сделаны с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами, и с учетом норм закона, подлежащего применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности, являются мотивированными.
Так, по смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору за деятельностью политических партий.
На основании подпункта 30.10 пункта 7 Положения Минюст России осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе политических партий.
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" предусматривает, что в случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, названного Федерального закона и иных федеральных законов федеральный уполномоченный орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев (пункт 1 статьи 39).
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2017 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Согласно статье 25 названного Федерального закона принятие устава и программы политической партии, внесение в них изменений и дополнений, избрание руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, рассмотрение вопросов о реорганизации или ликвидации политической партии осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных не менее чем в половине субъектов Российской Федерации (пункт 1); решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии (пункт 2); уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения (пункт 3); в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения (пункт 3.1.).
Таким образом, решение о выдвижении кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) иным органом, кроме Съезда политической партии и конференции регионального отделения политической партии, действующим законодательством не предусмотрено.
Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (подпункт "и" пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях").
Согласно пунктам 15.8.1.3.8.1, 18.3.2 Устава Партии правом на выдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обладает Конференция регионального отделения Партии.
В ряде случаев, прямо предусмотренных пунктами 13.5.6.20.1.1, 13.5.6.20.2.3, 13.5.6.20.3.1, 18.2.2, 18.2.3 Устава Партии, Бюро Партии вправе выдвинуть кандидата (список кандидатов) на выборах различного уровня.
Вместе с тем Бюро партии не наделяется уставом партии, а также действующим законодательством правом на выдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Норма пунктов 10.9 и 10.9.1 Устава Партии, которые предусматривают возможность приостановления деятельности руководящего органа структурного подразделения Партии или Председателя структурного подразделения Партии решением коллегиального постоянно действующего руководящего органа вышестоящего структурного подразделения или Партии до избрания нового руководящего органа или Председателя структурного подразделения Партии, а также то, что на время приостановления деятельности руководящего органа или Председателя соответствующего структурного подразделения, полномочия руководящего органа, в том числе полномочия, связанные с участием в выборах, переходят к вышестоящему коллегиальному постоянно действующему руководящему органу, либо Исполкому Бюро Партии, на которые ссылается административный истец, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предупреждения, носят общий характер, в том числе не предоставляют прав на выдвижение кандидата на выборах на вышеуказанную должность, помимо тех, которые прямо предусмотрены Уставом Партии; утверждения административного истца об обратном, в том числе о незаконном вмешательстве в деятельность политической партии, являются ошибочными.
Из анализа приведенных положений в их системном единстве следует, что Партией допущено вышеуказанное нарушение законодательства и Устава Партии, на что правомерно указало Министерство юстиции Российской Федерации в оспариваемом предупреждении.
В связи с изложенным, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов и правомерно отказал в удовлетворении требований.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; они направлены на переоценку доказательств, оснований не согласиться с которой не имеется, и не содержат в себе фактических обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, нарушений норм материального права при рассмотрении административного дела судом не допущено, доводы заявителя об обратном основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения; нормами Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" спорные правоотношения не регламентированы; полномочия Министерства юстиции Российской Федерации основаны на положениях Федерального закона "О политических партиях" в связи с осуществлением федерального государственного надзора и контроля за соблюдением политической партией законодательства Российской Федерации, а также за соответствием ее деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным Уставом Партии; такие нарушения и несоответствия были выявлены и давали правовые основания для вынесения предупреждения. Ссылки в апелляционной жалобе на обстоятельства и основания, касающиеся отказа в регистрации Ройзмана Е.В. кандидатом на должность Губернатора Свердловской области к юридически значимым по настоящему административному делу не относятся, в связи с чем во внимание не принимаются.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, а также правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений; не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 310 КАС РФ правовых оснований к отмене или изменению решения суда. Обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 09 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по доверенности Сюзюмова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.