Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В.,
судей Михайловой Р.Б, Тиханской А.В,
при секретаре Снурницыной А.В,
рассмотрев по докладу судьи Михайловой Р.Б. в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Худойбердиева З.Ж. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 июня 2017 года, которым постановлено:
"отказать Худойбердиеву Зарруху Жафаровичу в удовлетворении заявленных требований к УВМ ГУ МВД России по г. Москве о признании решений незаконными, устранении допущенного нарушения прав, предоставлении статуса беженца, временного убежища",
УСТАНОВИЛА:
гражданин Республики Узбекистан Худойбердиев З.Ж. обратился в суд с административными исками, объединенным судом в одно производство, к У правлению по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве, в которых просил признать незаконными решения административного ответчика от 20 декабря 2016 года об отказе в предоставлении ему статуса беженца на территории Российской Федерации и от 26 декабря 2016 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, обязать устранить допущенное нарушение, предоставить статус беженца и временное убежище на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на отсутствие должной проверки его доводов, касающихся невозможности возвращения в страну гражданской принадлежности, наличие в его деле достаточных гуманных причин, требующих предоставить ему возможность временно пребывать на территории России, имеющихся у него обоснованных опасениях стать жертвой преследования в случае возвращения на родину, формальность принятых решений, не учитывающих страноведческую информацию международных организаций о ситуации в Узбекистане.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 июня 2017 года, резолютивная часть которого приведена выше, в удовлетворении административных исковых требований Худойбердиева З.Ж. отказано.
Административный истец в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, нарушении норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности Бестаева А.А, полагавшего решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с требованиям ст.ст. 150, 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не ходатайствовавшего об обеспечении его участия в судебном разбирательстве, проверив решение, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Так, по смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
При рассмотрении административного дела установлено, что Худойбердиев Заррух Жафарович, ** ****** **** года рождения, уроженец Республики Узбекистан, по национальности - узбек, вероисповедует ислам, родной язык - узбекский; образование - среднее; холост; детей не имеет; прежнее постоянное место жительства - Республика Узбекистан, г. Самарканд; документирован паспортом гражданина Республики Узбекистан серии АА N *******, выданный 14 августа 2014 года компетентными органами Республики Узбекистан; его родственники (мать - ******** *, **** г.р.; отец - ******* *, **** г.р.; брат - Худойбердиев *, **** г.р, сестра Худойбердиева *, **** г.р.) являются гражданами Республики Узбекистан, проживают г. Самарканд.
На территорию Российской Федерации, со слов заявителя, Худойбердиев З.Ж. прибыл 02 сентября 2014 года авиатранспортом с целью осуществления трудовой деятельности.
12 августа 2016 года Худойбердиев З.Ж. был остановлен сотрудниками дорожно-постовой службы на спецтрассе и доставлен в отдел по району Хамовники г. Москвы, где в ходе проверки личности по базам ИБДР ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве установлено, что он разыскивается Управлением внутренних дел по Самаркандской области Министерства внутренних дел Республики Узбекистан за совершение преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 154, частью 1 статьи 244 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.
Согласно представленным материалам, Худойбердиев З.Ж. совместно с Абдусаттаровым И.А, Мусаевым Ш.Ж. и другими лицами в 2014 году вступил в ряды международной террористической организации "Исламское государство", запрещенное на территории Российской Федерации; прибыв на территорию города Москвы, призывал граждан Республики Узбекистан за материальное вознаграждение к участию в ее деятельности, боевых действиях на территории Сирийской Арабской Республики. Кроме того, Худойбердиев З.Ж, являясь активным участником данной организации, через сеть "Интернет" распространял материалы, призывающие к изменению существующего государственного строя в Республике Узбекистан, вел переписку с членами террористической организации "Исламское государство", запрещенной на территории Российской Федерации, в ходе которой демонстрировал видеоролики ведения вооруженных конфликтов и боевых действий на территории Сирийской Арабской Республики.
09 марта 2016 года старшим следователем СО УСНБ Самаркандской области Республики Узбекистан вынесено постановление о привлечении Худойбердиева З.Ж. к участию в уголовном деле в качестве обвиняемого в совершении вышеуказанных преступлений; истец объявлен в розыск; судом по уголовным делам г. Самарканд 09 марта 2016 года избрана мера пресечения в виде заключения Худойбердиева З.Ж. под стражу.
Действия Худойбердиева З.Ж. в части изготовления и распространения материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку по части 1 статьи 244 Уголовного кодекса Республики Узбекистан в соответствии с российским уголовным законодательством уголовно наказуемыми не являются.
Действия Худойбердиева З.Ж. в части вербовки граждан для участия в террористической организации в соответствии с российским уголовным законодательством являются наказуемыми по частям 1 и 2 статьи 205 УК РФ.
Административный истец 01 сентября 2016 года, будучи помещенным в ФКУ СИЗО-4 г. Москвы, обратился к административному ответчику с ходатайством о признании его беженцем и заявлением о предоставлении временного убежища, обоснованными опасениями несправедливого уголовного преследования на территории Республики Узбекистан; 05 октября 2016 года в учреждении ФКУ СИЗО-4 г. Москвы истцу проведена процедура принятия названных ходатайства и заявления, индивидуальные собеседования, анкетирование и опросы заявителя для целей всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве и заявлении.
Решениями ГУ МВД России по г. Москве от 20 декабря 2016 года и 26 декабря 2016 года заявителю отказано в признании беженцем и предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации с указанием на то, что Худойбердиев З.Ж. не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец", лиц, которым предоставляется временное убежище на территории Российской Федерации; в отношении заявителя также отсутствуют гуманные причины, требующие предоставить ему возможность временно пребывать на территории России, препятствующие возвращению на родину, он не привел убедительные причины и обоснованные опасения стать жертвой, подвергнуться преследованию по признакам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, с учетом названных в судебном акте норм материального права пришел к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать, и исходил при этом из того, что оспариваемые решения соответствуют по своему содержанию действующему законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения, приняты без нарушения прав административного истца, который не отвечает установленным Федеральным законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" критериям для лиц, которые признаются беженцами на территории Российской Федерации, которым возможно предоставление временного убежища на территории Российской Федерации.
Оснований полагать данные выводы суда неправильными не имеется.
Так, Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" предусматривает случаи предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), а также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12) и рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1, статья 3); а временное убежище - как возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации. (подпункт 3 пункта 1 статьи 1, пункт 2 статьи 12).
Данное положение Федерального закона конкретизируется в пункте 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 274 (далее - Порядок предоставления временного убежища), согласно которому временное убежище может быть предоставлено в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Лицу может быть предоставлено временное убежище по состоянию здоровья, если существуют медицинские показания, подтвержденные официальным заключением соответствующего учреждения, о невозможности в определенный срок выезда (выдворения) лица за пределы Российской Федерации, либо наличие у лица заболеваний, требующих неотложной медицинской помощи на территории Российской Федерации, вследствие того, что на родине он такую помощь получить не может; тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности.
Помимо этого, причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
При этом, по своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.
Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке. Иное привело бы к возможности злоупотребления правом со стороны лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, и к нарушению конституционного принципа равенства, который, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории (Постановление от 27 апреля 2001 года N 7-П).
Таким образом, предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона "О беженцах" его положения не распространяются на лицо в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев. Настоящий Федеральный закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
В соответствии с пунктом 47 Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года N 425, во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию "беженец" согласно статье 1 Федерального закона "О беженцах".
По смыслу Конвенции 1951 года "О статусе беженцев", Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в Конвенции в общем определении понятия "беженец", или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).
Таким образом, лицо, ходатайствующее о признании беженцем, для признания его беженцем должно находиться вне государства своей гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства); иметь вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования в государстве своей гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства) по признакам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; вследствие таких опасений не иметь возможности и желания пользоваться защитой своего государства (страны прежнего обычного места жительства).
Согласно Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев для установления статуса беженца требуется, в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждение об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства); лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему он лично опасается стать жертвой преследования (п. 45 Руководства).
Для того чтобы считаться беженцем, лицо должно предъявить свидетельство вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований. Кроме того, дискриминация может перерасти в преследование, когда она приводит к лишению возможности выполнять работу по определенным профессиям, получать образование, либо к иным ограничениям свобод, традиционно гарантируемых в демократическом обществе (п. 66 Руководства).
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе в удовлетворении требований; оспариваемые решения соответствуют закону, мотивированы, приняты уполномоченным лицом без нарушения компетенции и прав административного истца; конкретных сведений, объективных данных и убедительных аргументов, подтверждающих реальность высказанных истцом опасений за свою жизнь и безопасность в стране гражданской принадлежности, опасений стать жертвой преследования или быть подвергнутым необоснованному наказанию, негуманному обращению в случае возвращения в Республику Узбекистан, заявителем не представлено, а при рассмотрении административного дела не установлено; доводы заявителя об этом голословны; при проведении опроса Худойбердиев Х.Ж. указал, что в политических, религиозных и общественных организациях не состоял, в инциденты с применением насилия вовлечен не был, преследованию по религиозному мотиву не подвергался; въехал в Российскую Федерацию в 2014 году из экономических соображений, свободно находился в Российской Федерации до августа 2016 года, с заявлением и ходатайством обратился только будучи задержанным по запросу иностранного государства в рамках уголовного преследования, которое само по себе нуждаемость истца в испрашиваемых статусах не подтверждает; непосредственных угроз жизни или здоровью административного истца при его возможном возвращении на родину, медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства, неотложной медицинской помощи и стационарного лечения заявителя, не установлено; административный истец не отвечает установленным законом критериям для лиц, которым предоставляется временное убежище, признаются беженцами в Российской Федерации; фактически, статус беженца, режим временного убежища фактически рассматривается административным истцом как способ избежать уголовного преследования; подобное противоречит нормам Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах".
При таких данных, обжалуемое решение суда принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при правильно определенных характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и законе, подлежащем применению; верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; по сути, они повторяют правовую позицию административного истца в суде первой инстанции и были предметом исследования и оценки суда, по результатам которой правомерно отклонены как не свидетельствующие о наличии реальной угрозы преследования, негуманного обращения именно заявителя в стране его гражданской принадлежности; многочисленные ссылки на доклады международных организаций по ситуации с правами человека в Узбекистане об обратном не свидетельствуют; Узбекистан является членом основных международных организаций, им подписаны все международные конвенции по защите прав человека, положения которых также закреплены и в национальном законодательстве; оснований не согласиться с оценкой доказательств судебная коллегия не имеет.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, суд в полной мере исследовал все обстоятельства дела; выводы, изложенные в решении, им соответствуют; признаков формального подхода к рассмотрению миграционным органом заявления и ходатайства административного истца не установлено, все доводы заявителя были проверены.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, нуждались бы в дополнительной проверке, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем основанием к отмене решения суда не являются.
По изученным материалам административного дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда также не установлено; обжалуемое судебное постановление является законным и обоснованным, по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ; выводы суда первой инстанции мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены собранными по делу доказательствами, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Худойбердиева З.Ж. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.