Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Михайловой Р.Б, Ставича В.В,
при секретаре Зейналян Л.Р,
рассмотрев по докладу судьи Михайловой Р.Б. в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Назаренко В.А. на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении требований Назаренко Вячеслава Анатольевича к Объединенному военному комиссариату г. Москвы по Чертановскому району об отмене решения призывной комиссии района Нагорный от 04.12.2017 г. о призыве на военную службу - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Назаренко В.А. обратился в суд с административным иском к Объединенному военному комиссариату г. Москвы по Чертановскому району, призывной комиссии города Москвы по району Чертаново, в котором просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии от 04 декабря 2017 года о призыве его на военную службу, ссылаясь на проведение медицинского освидетельствования без общей информации о его состоянии здоровья, ограничивающих категорию годности, без учета его жалоб в связи с имеющимися у него заболеваниями, а также без необходимых медицинских обследований.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец не явился, был извещен; представитель административных ответчиков по доверенности Маврина Л.А. в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения административного искового заявления, полагала оспариваемое решение законным и обоснованным, указывала на то, что в материалах личного дела призывника имеется достаточно медицинской информации о состоянии здоровья Назаренко В.А, в том числе результаты диагностических исследований, имеющихся у призывника заболеваниях, которая была учтена врачами-специалистами по медицинскому освидетельствованию в полном объеме при изучении и оценке состояния здоровья призывника, установления ему категории годности.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец, утверждая о неправильном применении судом норм материального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении права на судебную защиту.
Исследовав материалы дела, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание судебной коллегии, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что Назаренко Вячеслав Анатольевич, ** *** **** года рождения, с 05 марта 2010 года состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по Чертановскому району ЮАО г. Москвы (л.д. 19); по результатам медицинского освидетельствования Назаренко В.А. был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями - категория годности "Б-4" (л.д. 17-18), решением призывной комиссии от 04 декабря 2017 года административный истец призван на военную службу.
Также установлено, что в период весеннего призыва 2011 года при проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу, призывник Назаренко В.А. был вызван в военный комиссариат для решения вопроса о призыве на военную службу. В отношении призывника проведено медицинское освидетельствование восемью врачами-специалистами на предмет годности к военной службе; на основании осмотра, данных диагностических исследований призывника и его жалоб на состояние здоровья, Назаренко В.А. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями - категория годности "Б-4".
Согласно результатам проведенного медицинского освидетельствования и установленной категории годности к военной службе, Назаренко В.А. был направлен на заседание призывной комиссии для принятия в отношении него решения.
На рассмотрение призывной комиссии района Нагорный г. Москвы административный истец представил справку о том, что он является учеником 11 класса средней общеобразовательной школы N 1073, на основании которой, а также волеизъявления Назаренко В.А. и подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" 14 июня 2011 года призывная комиссия района Нагорный г. Москвы приняла решение о предоставлении административному истцу отсрочки от призыва на военную службу сроком до 2011 года как успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования.
В период осеннего призыва 2011 года при проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу, призывник Назаренко В.А. был вызван в военный комиссариат для решения вопроса о призыве на военную службу; в отношении призывника проведено медицинское освидетельствование восемью врачами-специалистами на предмет годности к военной службе; на основании осмотра, жалоб призывника на состояние здоровья, а также данных лабораторных и инструментальных исследований по результатам медицинского освидетельствования Назаренко В.А. был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями - категория годности "Б-4".
Согласно результатам проведенного медицинского освидетельствования и установленной категории годности к военной службе Назаренко В.А. был направлен на заседание призывной комиссии для принятия в отношении него решения.
На рассмотрение призывной комиссии района Нагорный г. Москвы административный истец предоставил справку из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова о том, что он зачислен на 1 курс по очной форме обучения для получения высшего образования, срок окончания обучения - 2016 год (л.д. 35), в связи с чем 21 ноября 2011 года призывная комиссия района Нагорный г. Москвы приняла решение о предоставлении Назаренко В.А. отсрочки от призыва на военную службу сроком до 2016 года (л.д. 18) на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В период осеннего призыва 2014 года Назаренко В.А. представил справку из МГУ им. М.В. Ломоносова от 03 апреля 2014 года о том, что в ранее предоставленной справке об обучении допущена техническая ошибка, срок окончания обучения - 2015 год (л.д. 33).
В период осеннего призыва 2017 года при проведении мероприятий, связанных с призывом на военную службу, призывник Назаренко В.А. был вызван в военный комиссариат для решения вопроса о призыве на военную службу; в отношении призывника Назаренко В.А. проведено медицинское освидетельствование восемью врачами-специалистами на предмет годности к военной службе; на основании осмотра, жалоб призывника на состояние здоровья, и данных диагностических исследований, представленных в материалах личного дела, Назаренко В.А. был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями - категория годности "Б-4" (л.д. 20, 26, 27).
Указанная категория годности определена на основании диагноза врача-терапевта "пролапс митрального клапана 1 степени с регургитацией", что соответствует пункту "г" статьи 42 расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 565 от 04.07.2013 года). Данное заключение основано на жалобах Назаренко В.А, анамнезе, данных объективного исследования, результатах диагностического исследования, отраженных в листе медицинского освидетельствования от 04 декабря 2017 года (л.д. 31).
Согласно результатам проведенного медицинского освидетельствования и установленной категории годности к военной службе, Назаренко В.А. был направлен на заседание призывной комиссии для принятия решения.
04 декабря 2017 года призывная комиссия, руководствуясь статьей 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", приняла оспариваемое решение о признании Назаренко В.А. годным к военной службе с незначительными ограничениями - категория годности "Б-4" и призыве на военную службу (л.д. 40).
Назаренко В.А. была вручена повестка о явке в военный комиссариат 12 декабря 2017 года для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы (л.д. 39), Назаренко В.А. в назначенное время по повестке не явился.
Также установлено, что за время пребывания на воинском учете в военном комиссариате (объединенном, Чертановского района ЮАО г. Москвы), Назаренко В.А. представлял различные медицинские документы о результатах диагностических исследований из различных медицинских учреждений, которые были приобщены к материалам личного дела призывника. Информация о состоянии здоровья призывника и имеющихся у него заболеваниях, указанная в данных документах, была учтена врачами-специалистами по медицинскому освидетельствованию в полном объеме; во внимание также были приняты жалобы Назаренко В.А. на его состояние здоровья.
Так, в листе медицинского освидетельствования врач-хирург на основании жалоб призывника, анамнеза, данных объективного исследования и результатов специальных исследований установилналичие у Назаренко В.А. заболевания "остеохондроз грудного и поясничного отдела позвоночника, каликоэктазия левой почки без нарушения функции" (л.д. 26), что в соответствии со статьями 66-д и 72-г расписания болезней относится к категории годности "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Врач-окулист в листе медицинского освидетельствования на основании жалоб призывника, анамнеза, данных объективного исследования и результатов специальных исследований установилналичие у Назаренко В.А. заболевания "близорукость средней степени левого глаза (л.д. 32), что в соответствии со ст. 34-г графы I расписания болезней относится к категории годности "Б-3".
Дополнительных документов, свидетельствующих о наличии у Назаренко В.А. заболеваний позвоночника, материалы личного дела призывника в себе не содержат, сведений о том, что Назаренко В.А. заявлял о них в ходе проведения медицинского освидетельствования, в том числе в связи с этим требовалось медицинское обследование призывника, не установлено, административным истцом не представлено, в то же время Назаренко В.А. при личной явке в военный комиссариат (на призывной пункт) на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии должен был иметь при себе медицинские документы о состоянии здоровья, что предусмотрено пунктом 35 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министерства обороны РФ N 400 от 02.10.2007 г. "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 663 от 11 ноября 2006 г.)
Разрешая спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, в удовлетворении административных исковых требований отказал и исходил при этом из того, что оспариваемое решение призывной комиссии принято с соблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административных ответчиков и регламентирующих порядок и основания его принятия, по своему содержанию соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в полной мере учитывает имеющуюся информацию о состоянии здоровья Назаренко В.А, анализ которой по результатам его медицинского освидетельствования, не выявил заболеваний, препятствующих прохождению военной службы; в связи с изложенным суд посчитал, что решение от 04 декабря 2017 года является законным, прав административного истца не нарушает; доводы Назаренко В.А. о нарушении положений пункта 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565, суд отклонил как несостоятельные.
Оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не усматривает.
Так, согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
Согласно пункту 1 статьи 26 названного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.1. Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, или на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе), под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям, решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Пунктом 14 Положения о военно-врачебной экспертизе установлено, что до начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи. До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
В соответствии с пунктами 15, 16, 18, 19 Положения о военно-врачебной экспертизе освидетельствование граждан при призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей. При этом врач-психиатр проводит повторное освидетельствование граждан, у которых по результатам соответствующих психологических (психофизиологических) исследований, выполненных при проведении профессионального психологического отбора, выявлена склонность к девиантному поведению. Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласовывается с руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и утверждается председателями призывных комиссий по представлению военного комиссара (начальника отдела военного комиссариата). Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара назначаются врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу. По результатам освидетельствования граждан при призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
В соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400, граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе необходимые документы (в соответствии с порядком организации работы призывного пункта в ходе проведения призыва граждан на военную службу, приведенным в приложении N 31 к настоящей Инструкции, среди них обязательно должны быть медицинские документы о состоянии здоровья).
Решение административного ответчика о призыве Назаренко В.А. на военную службу принято с учетом имеющихся документов, представленных в личном деле призывника Назаренко В.А, о состоянии его здоровья; объективных данных, свидетельствующих о наличии у Назаренко В.А. заболеваний, в том числе позвоночника, препятствующих прохождению военной службы, не установлено и истцом не приведено, утверждения об этом носят предположительный характер; прерогатива оценки состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования с учетом представленных актов исследования состояния здоровья призывника, относится непосредственно к врачам-специалистам, проводившим медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету.
Учитывая изложенное, является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, он соответствует требованиям статьи 227 КАС РФ; применительно к частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком доказана законность оспариваемого решения, напротив, административный истец не доказал нарушение своих прав.
Нарушений норм материального права судом при рассмотрении дела не допущено, доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании заявителем приведенных им положений действующего законодательства.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе, решение принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ и оснований не согласиться с которой не имеется; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права; бремя доказывания между сторонами распределено верно (статья 62 КАС РФ). Оснований полагать принятое судом решение формальным, принятым с нарушением права заявителя на судебную защиту не имеется; в соответствии со статьей 180 КАС РФ доводы сторон и собранные по делу доказательства получили в решении надлежащую оценку.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда; они не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда по изученным материалам административного дела с учетом доводов апелляционной жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чертановского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Назаренко В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.