Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, О.В. Гордеевой,
при секретаре Е.А. Кулик, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе Хоссейн З.Ф. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 17 октября 2017 года, по делу по административному исковому заявлению о признании незаконным решения ГУВМ МВД России от 15 мая 2017 года N 544 об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконным решения ГУ МВД России по г. Москве от 7 марта 2017 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
З.Ф. Хоссейн обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением. В обоснование своих требований указала на неправомерный отказ в признании беженцем на территории Российской Федерации, поскольку при принятии указанных решений органами миграционного контроля ее доводы были оценены формально и не по существу, между тем, в случае проживания в Афганистане, административный истец подвергнется негуманному обращению, поскольку она выросла в России и ее уклад жизни не соответствует афганскому, она шиитка по вероисповеданию и может подвергнуться унижению в Афганистане, не учтена ухудшающаяся обстановка в области безопасности.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 17 октября 2017 года постановлено: в удовлетворении требований З.Ф. Хоссейн о признании незаконным решения ГУВМ МВД России от 15 мая 2017 года N 544 об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконным решения ГУ МВД России по г. Москве от 7 марта 2017 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации - отказать.
В апелляционной жалобе З.Ф. Хоссейн ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии З.Ф. Хоссейн, ее представитель по доверенности Е.А. Глинкина поддержали доводы апелляционной жалобы
Представитель ГУ МВД России по доверенности Н.С. Шапарева просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что З.Ф. Хоссейн, *** года рождения, гражданка Исламской Республики Афганистан, уроженка г. Мешхед Исламской Республики Иран. Вероисповедание - ислам шиитского толка, национальность - хазарейка, русским языком владеет свободно, дари - на бытовом уровне. Образование неполное среднее, в 2014 году окончила 9 классов средней школы N 2090 г. Москвы (аттестат об основном общем образовании N 07704000029771 от 27 июня 2014 года). Прежнее постоянное место жительства - Исламская Республика Иран, г. Мешхед, ул. Тулап, д. 20.
По данным АС ЦБДУИГ З.Ф. Хоссейн на территорию Российской Федерации прибыла 22 сентября 2013 года вместе с отцом, матерью и сестрой на основании многократной визы N М1М81230, цель - сопровождающий член семьи, срок действия которой продлен до 15 июня 2016 года. Пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации - КПП - "Внуково".
Личность административного истца удостоверена национальным заграничным паспортом N 00023151, выданным 24 июня 2014 года Посольством Исламской Республики Афганистан в Москве, со сроком действия до 24 июня 2019 года.
Родственники - граждане Афганистана: отец Хусинзада Гулам Хайдар; мать Мохаммади Захра,; сестра Хусизада Зайнаб; брат Хусинзада Мохаммад Хусин пребывают в России но основании многократной рабочей визы отца.
В марте 2017 года решениями ГУ МВД России по г. Москве отцу и матери административного истца отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации.
В настоящее время З.Ф. Хоссейн пребывает на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет по адресу: г. Москва, С**** д. 20А, кв. 19. Источник средств к существованию - на иждивении у отца.
6 декабря 2016 года З.Ф. Хоссейн впервые обратилась в УВМ ГУ МВД России по г. Москве с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации.
Свое ходатайство обосновала тем, что территорию Афганистана никогда не посещала, по причине военных действий в Афганистане и преследования сторонниками движения "Талибан" хазарейцев. Семья административного истца переехала на постоянное место жительства в Иран, затем прибыла в Россию. В г. Москве административный истец окончила 9 классов школы, но после достижения совершеннолетия и окончания срока действия визы не имеет возможности продолжить обучение.
Решением ГУ МВД России по г. Москве от 7 марта 2017 года административному истцу отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие "беженец". Указанное решение административный истец обжаловала в ГУВМ МВД России.
Решением ГУВМ МВД России N 544 от 15 мая 2017 года вышеуказанное решение территориального органа МВД России признано правомерным и оставлено в силе.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд руководствовался тем, что решение УВМ МВД России по г. Москве и решение ГУВМ МВД России являются законными и обоснованными.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального Закона от 19.02.1993 г. N 4528-1 "О беженцах" признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случае отсутствия обстоятельств, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем.
Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие указанных норм международного права Федеральным законом "О беженцах" от 19.02.1993.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" (с изменениями) решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Данный порядок признания лица беженцем является исчерпывающим и не предусматривает представление заявителями доказательств о том, что они испытывали обоснованные опасения стать жертвой преследований по указанным в подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона признакам.
Согласно положениям ч. 9 статьи 7 Федерального закона от 19.02.1993 г. N 4528-1 "О беженцах", поскольку статус беженца имеет ограниченный срок действия, устанавливается на срок до трех лет, и может быть продлен на каждый последующий год только при сохранении в государстве гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) лица обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 указанного Федерального закона, чего в данном случае органами федеральной миграционной службы установлено не было.
Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 года), которая вступила в силу для России 1 февраля 1993 г, в статье 1 дала определение понятия "беженец". В указанной Конвенции под термином "беженец" подразумевается лицо, которое в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года, и в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Конвенция 1951 г. распространяется только на тех лиц, которые стали беженцами в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года. Пунктом 2 статьи 1 Протокола, касающегося статуса беженцев (Нью-Йорк, 31 января 1967 года) были внесены изменения в определение понятия "беженец". Исходя из смысла указанного Протокола под термином "беженец" имеется в виду любое лицо, подпадающее под определение статьи 1 Конвенции о статусе беженцев с опущением в статье 1 "А" (2) этой Конвенции слов "в результате событий, происшедших до 1 января 1951 года... " и слов "... в результате подобных событий". Россия присоединилась к данному Протоколу 2 февраля 1993 года (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 13 ноября 1992 года N 3876 - 1).
Правовое положение вынужденных мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, определяется принятым в развитие указанных норм международного права Федеральным законом "О беженцах" от 19 февраля 1993 года.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" (с изменениями) решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Данный порядок признания лица беженцем является исчерпывающим и не предусматривает представление заявителями доказательств о том, что они испытывали обоснованные опасения стать жертвой преследований по указанным в подп. 1 п. 1 ст. 1 Закона признакам.
Согласно Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему он лично опасается стать жертвой преследования (п. 45 Руководства).
Для установления статуса беженца требуется в первую очередь, оценка ходатайства просителя, а не суждение об обстановке, сложившейся в стране его происхождения (п. 37 Руководства).
Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства).
В деле имеются данные, что такую проверку (оценку) сведений, сообщенных З.Ф. Хоссейн органы территориальной миграционной службы провели. При этом не установлено доказательств преследования З.Ф. Хоссейн по религиозным, политическим или национальным мотивам.
В обоснование своих исковых требований о признании беженцем административный истец указывает, что не может вернуться в Афганистан, так как опасается преследования по причине принадлежности ее семьи к этническому меньшинству хазарейцев. Кроме того, ввиду длительного проживания в другой стране, в государстве гражданской принадлежности никогда не была.
Тем не менее, суд пришел к верному выводу об отсутствии сведений, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, поскольку факт отсутствия преследования административного истца со стороны властей государства гражданской принадлежности подтверждается информацией о том, что административный истец, находясь на территории Российской Федерации, обращалась в Посольство Исламской Республики Афганистан в городе Москве с целью оформления паспорта, ее ходатайство было удовлетворено.
Кроме того, сама административный истец на территории Афганистана никогда не проживала, в связи с чем утверждения о наличии опасений стать жертвой преследования в Афганистане по политическим, национальным, религиозным и иным мотивам ничем не обоснованны.
После окончания срока действия визы административный истец не пыталась урегулировать свое правовое положение в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) неоднократно высказывалась позиция об обязанности заявителя представить доказательства, подтверждающие наличие серьезных оснований полагать, что в случае возвращения в страну своей гражданской принадлежности он может быть подвергнут преследованию (пункт 88 постановления ЕСПЧ от 12 декабря 2013 года по делу "Латипов против Российской Федерации", пункт 78 постановления ЕСПЧ от 3 марта 2011 года по делу "Эльмуратов против Российской Федерации").По смыслу названных положений Федерального закона "О беженцах", иностранные граждане и лица без гражданства, которые обращаются с соответствующими заявлениями и ходатайствами, рассматриваются как лица, находящиеся на территории чужого им государства в сложной жизненной ситуации, вызванной особыми, в том числе политическими, причинами. Этим продиктована необходимость оперативного устранения неопределенности в их правовом статусе, с тем чтобы, с одной стороны, были эффективно защищены права данных лиц, а с другой - соблюдались интересы Российской Федерации в надлежащем миграционном контроле.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у З.Ф. Хоссейн нуждаемости в предоставлении статуса беженца на момент пересечения государственной границы России.
Оценивая обстановку, связанную с нарушением прав и свобод человека в Афганистане, суд первой инстанции верно указал, что убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследований в стране своей гражданской принадлежности административным истцом не представлено. Данная позиция суда подтверждается действующими в настоящее время эффективными правовыми механизмами в сфере прав и свобод человека.
По материалам международных организаций в настоящее время в Республике Афганистан появились предпосылки, которые позволяют принимать своих возвращающихся граждан независимо от национальности, вероисповедания, пола, языка, принадлежности к определенной социальной группе и политических убеждений. В стране проведены демократические выборы Президента, принята новая Конституция, страна присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, законы Республики Афганистан направлены на соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, изложенное позволяет сделать вывод о наличии в Афганистане необходимых условий для проживания, достаточных гарантий обеспечения прав и свобод.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения УВМ МВД России по Москве и МВД России соответствуют Федеральному закону от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 17 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.