Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, О.В. Гордеевой,
при секретаре Е.А. Кулик, с участием переводчика Ф.М. Мухаммад-Коновалова, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе Д. Бассела на решение Басманного районного суда г. Москвы от 5 октября 2017 года по делу по административному исковому заявлению Д. Бассела о признании незаконным решения ГУВМ МВД России от 21 марта 2017 года об отказе в удовлетворении жалобы на решение УВМ ГУ МВД по Московской области от 13 февраля 2017 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
Д. Бассел обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свое обращение незаконностью оспариваемого решения государственного органа, поскольку для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, по его мнению, имелись гуманные основания, заключающиеся в наличии опасности для жизни и здоровья административного истца в случае возвращения на родину в Сирийскую Арабскую Республику.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 5 октября 2017 года постановлено: в удовлетворении административного искового заявления Д. Бассела отказать.
В апелляционной жалобе Д. Бассела ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии Д. Бассел, а также его представитель по доверенности Ф.С. Шишов доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель ГУМВД России по доверенности Н.С. Шапарева просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, вы-слушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Д. Бассел, *** года рождения, лицо без гражданства (государство прежнего места жительства - Сирийская Арабская Республика), уроженец г. Алеппо (Сирийская Арабская Республика). По национальности-араб, вероисповедание - ислам суннитского толка.
На территорию Российской Федерации Д. Бассел прибыл 18 августа 2013 года посредством авиатранспорта через воздушный пункт пропуска г. Москвы "Внуково" по российской многократной визе N ДАМ45591, выданной Посольством Российской Федерации в Дамаске (период действия: с 1 августа 2013 года по 14 июля 2014 года; цель - деловая).
В АС ЦБДУИГ имеются сведения о привлечении заявителя к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.
Личность Д. Бассел удостоверена проездным документом N 000164156, выданным 1 июня 2013 года компетентным органом Сирийской Арабской Республики. Срок действия указанного документа до 27 августа 2017 года
В Сирийской Арабской Республике проживают отец, мать и сестра заявителя. Семейное положение - холост, детей не имеет.
Прежнее постоянное место жительства Д. Бассел в стране исхода - г. Алеппо. Состоящим на миграционном учете не значится. С его слов, фактически пребывает в Московской области по адресу: г. Мытищи, ул. Институтская, д. 4 а, кв.16.
Источник средств к существованию - осуществление трудовой деятельности без оформления разрешительных документов.
9 апреля 2014 года Д. Бассел обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Свое заявление он обосновал опасениями за свою жизнь и здоровье в связи с ведущимися боевыми действиями на территории страны исхода.
Решением УФМС России по г. Москве от 28 мая 2014 года административному истцу было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации сроком на один год.
20 мая 2015 года Д. Бассел обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
19 июня 2015 года УФМС России по г. Москве вынесено решение об утрате заявителем временного убежища на территории Российской Федерации.
Информация об обжаловании административным истцом решения УФМС России по г. Москве от 19 июня 2015 года в материалах дела отсутствует.
Территорию Российской Федерации заявитель самостоятельно не покинул, в Сирийскую Арабскую Республику выслан не был.
14 ноября 2016 года Д. Бассел повторно обратился с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в ГУ МВД России по Московской области. От подачи ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации отказался, о чем написал соответствующее заявление.
Мотивы обращения с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации при этом остались такими же, как и при обращении в УФМС России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в 2014 году.
13 февраля 2017 года ГУ МВД России по Московской области в связи с отсутствием оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", вынесено решение об отказе в предоставлении Д.Басселу временного убежища на территории Российской Федерации. Указанное решение обжаловано в ГУВМ МВД России.
В своей жалобе в адрес ГУВМ МВД России административный истец просил отменить решение ГУ МВД России по Московской области об отказе в предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением ГУВМ МВД России от 21 марта 2017 года N 429 вышеуказанное решение территориального органа МВД России признано правомерным и оставлено в силе.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного истца, суд руководствовался законностью оспариваемого решения ГУВМ МВД России, по причине отсутствия причин гуманного характера, требующих предоставления Д. Басселу разрешения на временное пребывание на территории России.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Федеральный закон "О беженцах", устанавливая среди прочего правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула), рассматривает беженца как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой, вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (подпункт 1 пункта 1 статьи 1). Данный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (статья 3), предусматривает также возможность предоставления данным лицам временного убежища (статья 12).
Пунктом 1 статьи 12 Закона предусмотрено, что предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона РФ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членов его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно пункту 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, временное убежище, предоставляется на срок до одного года, который (срок предоставления временного убежища) может продлеваться на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы при наличии обстоятельств, послуживших основанием для предоставления лицу временного убежища.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что при вынесении оспариваемого решения ГУВМ МВД России учтено, что административный истец не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец", а также принято во внимание отсутствие оснований полагать, что в случае возвращения на родину административный истец может быть подвергнут негуманному обращению.
Проанализировав все представленные материалы, суд обоснованно указал, что оспариваемое решение соответствуют Федеральному закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 года "О статусе беженцев", Протоколу, касающемуся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководству по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
По данным опросного листа родственники административного истца (родители, сестра) проживают Сирийской Арабской Республике и отсутствуют сведения о том, что они подвергаются там преследованиям или иному жестокому обращению.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что Д. Бассел в настоящее время находится на территории России легально, соблюдает правила миграционного учета, его жалоба не содержит.
При вынесении решения миграционным органом правильно приведен анализ всех обстоятельств дела связанных с просьбой административного истца, как личных, так и общественно-политических, и правомерно сделан вывод об отсутствии у заявителя гуманных причин для предоставления временного убежища.
Довод апелляционной жалобы о том, что административный истец может подвергнуться негуманному обращению в случае возвращения на родину, судебная коллегия находит несостоятельным.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение соответствует национальному законодательству и нормам международного права, содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 5 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.