Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова,
и судей С.И. Коневой, В.В. Ставича,
при секретаре К.А. Калакуре,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича дело по апелляционной жалобе представителя административного истца С.Ю. Неелова по доверенности Н.В. Амелина на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25 октября 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска С.Ю. Неелова к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги,
УСТАНОВИЛА:
С.Ю. Неелов обратился в суд с административным иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа в приеме документов по предоставлению государственной услуги по переводу жилого помещения в нежилое.
В обоснование своих требований ссылался на то, что является сособственником помещения, находящегося по адресу:...
3 декабря 2016 г. он обратился в службу "Одного окна" Департамента городского имущества г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги по переводу жилого помещения в нежилое, собственником которого он является, в целях использования в качестве юридической консультации.
Решением от 19 декабря 2016 г. N33-5-187155/16-(0)-1 Департамент городского имущества г. Москвы отказал в приеме документов, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель административного истца Н.В. Амелин по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии явился представитель административного истца С.Ю. Неелова по доверенности Н.В. Амелин, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных не явившихся лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Установлено, что С.Ю. Неелов является собственником помещения по адресу:...
3 декабря 2016 г. он обратился в службу "Одного окна" Департамента городского имущества г. Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги по переводу жилого помещения в нежилое, собственником которого он является, в целях использования в качестве юридической консультации.
Решением от 19 декабря 2016 г. N33-5-187155/16-(0)-1 Департамент городского имущества г. Москвы отказал в приеме документов.
При этом Департамент городского имущества города Москвы исходил из того, что в комплекте документов, представленном заявителями, отсутствует протокол общего собрания собственников помещений по вопросу передачи в пользование части общего имущества.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о законности решения Департамента городского имущества города Москвы об отказе в приеме документов.
С данным выводом суда судебная коллегия соглашается.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N210-ФЗ) нормативное регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Порядок перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) в г. Москве и принятия уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего решения определен постановлением Правительства Москвы от 27 октября 2015 года N692-ПП, которым утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги г. Москвы "Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение".
Согласно п. 2.3.1 указанного Регламента полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Департаментом городского имущества города Москвы.
В соответствии с пунктом 2.5.1.1.9 Регламента при планировании производства работ, проведение которых связано с передачей в пользование части общего имущества, заявитель представляет копию (при предъявлении подлинника) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о передаче в пользование части общего имущества, используемого при переустройстве и (или) перепланировке. Одновременно с протоколом представляются документы, подтверждающие результаты голосования собственников в соответствии с пунктами 2.5.1.1.10, 2.5.1.1.11 Регламента.
При таком положении Департамент городского имущества г. Москвы, установив, что представленные С.Ю. Нееловым документы не подтверждают согласие всех собственников жилого дома на использование жилого помещения под офис, правомерно отказал в предоставлении государственной услуги применительно к названным нормам права и положениям статей 2, 5, 14 (п. 7), 11.1 (п. 4) Федерального закона от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что согласия всех собственников жилого дома в данном случае не требовалось.
Так, в случае если обустройство отдельного доступа в переводимое помещение предполагает использование объекта общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме либо его части, наравне с положениями главы 3 Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться часть 3 статьи 36, часть 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Более того, обустройство отдельного доступа в помещение не должно нарушать права и законные интересы собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, в том числе и в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Данное требование следует также из положений части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 1 и части 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Приведенные законоположения не противоречат другим нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с пп. 5 ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого помещения в нежилое помещение собственник соответствующего помещения представляет в числе документов подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Согласно ч. 5 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений (о переводе или об отказе в переводе) выдает заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений.
Вместе с тем ч. 8 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с п. 5 ч. 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
Предполагаемое по проекту переустройство жилого помещения влечет за собой использование наружной стены дома и придомовой территории, то есть общего имущества собственников многоквартирного дома, поэтому при рассмотрении заявления С.Ю. Неелова о переводе жилого помещения и представленного пакета документов департамент городского имущества г. Москвы должен был при принятии документов убедиться в соблюдении заявителями требований ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, без чего рассмотрение спорного вопроса по существу явилось бы невозможным.
Никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривается, что такого документа по установленной форме С.Ю. Нееловым не представлено.
Напротив, доводы апелляционной жалобы о том, что согласия всех собственников жилого лома не требовалось, ставят под сомнение, что такой вопрос обсуждался собственниками жилого дома и по нему принималось решение в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок под домом не сформирован, не влияет на вывод суда.
В соответствии с п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г.N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, С.Ю. Неелов не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов правовым актом Департамента городского имущества г. Москвы, при этом он не лишен возможности повторного обращения в указанный орган государственной власти по тому же вопросу после устранения недостатков.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.