Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Лукьянченко В.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Бакулиной А.В,
с участием прокурора Артамоновой О.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. административное дело по апелляционной жалобе Жестовой Н.Н, Воробьева А.В, Стеклова В.В. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 17 марта 2018 года, которым постановлено:
"Административный иск Стеклова ***, Воробьева ***, Жестовой *** к участковой избирательной комиссии N4003 о признании действий (бездействия) незаконными, обязании включить в списки избирателей оставить без удовлетворения",
УСТАНОВИЛА:
Стеклов В.В, Воробьев А.В... Жестова Н.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к участковой избирательной комиссии N4003 о признании действий (бездействия) незаконными, обязании включить в списки избирателей участковой избирательной комиссии N4003, возмещении морального ущерба, признании требований участковой избирательной комиссии N4003 чрезмерными и несоответствующими ст. 3 Конституции РФ, мотивируя свои требования тем, что 17 марта 2018 года обратились в участковую избирательную комиссию N4003 с требованием о включении в список избирателей на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 18 марта 2018 года, представив Паспорт Союза коренных народов Руси, однако административный ответчик, в нарушение требований действующего законодательства, отказал во включении в список избирателей в связи с тем, что представленный документ, удостоверяющий их личность, таковым не является.
Административные истцы в судебное заседание явились, однако покинули зал судебного заседания до начала рассмотрения дела по существу, в связи с неудовлетворением заявления об отводе. Представитель административного ответчика в суд не явился, извещался надлежащим образом. Представитель заинтересованного лица по доверенности Лысенко Ю.Е. против удовлетворения заявленных требований возражала.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Стеклов В.В, Воробьев А.В... Жестова Н.Н.
В заседание суда апелляционной инстанции административные истцы не явились, извещены в установленном законом порядке, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении слушания не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 150 и 152 КАС РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассматривать дело в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика Кочневу Г.Г, представителя заинтересованного лица - Лысенко Ю.Е, полагавших решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Артамоновой О.Н. об отклонении апелляционной жалобы, проверив обжалуемое судебное постановление и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
В соответствии с ч. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии с гл. 24 КАС РФ при рассмотрении административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд.
Судом при рассмотрении дела установлено, что 17 марта 2018 года административные истцы обратились в участковую избирательную комиссию N4003 с требованием о включении в список избирателей на выборах Президента Российской Федерации, назначенных на 18 марта 2018 года, предъявив документ удостоверяющий личность - Паспорт Союза коренных народов Руси.
В удовлетворении просьбы заявителей было отказано, поскольку члены участковой избирательной комиссии усомнились в действительности представленных документов, удостоверяющих личность административных истцов.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцами не представлено участковой избирательной комиссии документа удостоверяющего личность, оформленного в установленном законом порядке; предъявленный Паспорт коренных народов Руси содержит в себе сведения, позволяющие усомниться в его достоверности, в связи с чем действия административного ответчика по отказу во включении заявительницы в списки избирателей участковой избирательной комиссии N4003 являются правомерными.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального и процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа ( п. 4 ст. 4 Закона).
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона ( пункт 4 ст. 17 Закона N 67-ФЗ).
Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации ( п. 2 ст. 16 Закона).
Согласно ст. 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяющей порядок голосования, установлено, что бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения; при проведении выборов Президента Российской Федерации избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения (далее в настоящем пункте - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящем пункте - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком. Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок. Порядком может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче комиссиями. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту своего жительства. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном избирательном участке, участке референдума. Избиратель, участник референдума, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок, участок референдума по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей, участников референдума только по решению участковой комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке, участке референдума по месту своего нахождения. В случае включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту своего жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, участником референдума, в том числе об избирательном участке, участке референдума, на котором избиратель, участник референдума, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, участников референдума, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых комиссий, в том числе с использованием ГАС "Выборы". Информация о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с порядком. В этом случае голосование по открепительным удостоверениям и предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона досрочное голосование не проводятся. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации порядок включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума, установленный настоящим пунктом, не применяется. В этом случае закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать голосование по открепительным удостоверениям либо досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 16 ст. 2 вышеназванного Закона применяемые термины и понятия означают: документ, заменяющий паспорт гражданина, - документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации N 232 от 13 марта 1997 г. введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, который является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации. Поскольку замена паспортов гражданина СССР на новый паспорт гражданина Российской Федерации осуществляется поэтапно, п. 3 Указа предусматривает, что паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, действителен до его замены в установленные сроки.
Согласно п. 1.5. Постановления ЦИК России от 13.12.2017 N 114/936-7 (ред. от 21.02.2018) "Об Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах Президента Российской Федерации" основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее - паспорт гражданина Российской Федерации, паспорт).
В случае, если гражданину Российской Федерации паспорт гражданина Российской Федерации не выдавался, при реализации избирательных прав им может быть использован паспорт гражданина СССР образца 1974 года, если в этом паспорте содержится следующая информация, свидетельствующая о наличии гражданства Российской Федерации:
указание о принадлежности к гражданству Российской Федерации (на форзаце паспорта);
либо имеется вкладыш к паспорту, свидетельствующий о наличии гражданства Российской Федерации;
либо имеется штамп о регистрации по месту жительства, подтверждающий постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года (на день вступления в силу Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации").
Таким образом, необходимым условием для получения гражданином Российской Федерации бюллетеня для голосования и включения в список избирателей является не только наличие у него в день голосования активного избирательного права, но и предъявление паспорта гражданина Российской Федерации либо документа, его заменяющего.
Представленный административными истцами Паспорт гражданина Союза коренных народов Руси вышеуказанным требованиям не отвечает, поскольку последний не мог быть выдан в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела не обоснованы, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от 17 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Стеклова В.В, Воробьева А.В, Жестовой Н.Н. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.