Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А,
при секретаре Давтян М.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Стройхолдинг "Столица" об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Стройхолдинг "Столица" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***.
В административном исковом заявлении административный истец просит установить по состоянию на 1 января 2016 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** в размере 542 631 508 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 130 136 211 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 17 627 401 рубля, помещения с кадастровым номером *** - в размере 368 733 542 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 9 673 827 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 142 198 559 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 196 596 484 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 137 703 970 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 54 177 246 рублей, то есть в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "***".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2016 года установлена в размере 692 177 947 рублей 22 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 220 397 199 рублей 24 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 32 850 369 рублей 52 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 465 723 391 рубля 46 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 17 383 330 рублей 34 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 201 402 597 рублей 29 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 273 996 511 рублей 18 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 229 832 129 рублей 01 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 85 612 533 рублей 29 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представители ООО "Стройхолдинг "Столица" по доверенности Зайцев Д.С, Чарыков С.В. в судебном заседании представили письменное ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором просили установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Моисеев А.И. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Выслушав объяснения представителей административного истца, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что ООО "Стройхолдинг "Столица" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (т. 1, л.д. 23-64).
По состоянию на 1 января 2016 года кадастровая стоимость в отношении спорных объектов установлена в размере 692 177 947 рублей 22 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 220 397 199 рублей 24 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 32 850 369 рублей 52 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 465 723 391 рубля 46 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 17 383 330 рублей 34 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 201 402 597 рублей 29 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 273 996 511 рублей 18 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 229 832 129 рублей 01 копейки - в отношении помещения с кадастровым номером ***; 85 612 533 рублей 29 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером *** (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости - т. 1, л.д. 65-73).
Административный истец ООО "Стройхолдинг "Столица" в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности ООО "Стройхолдинг "Столица" как плательщика налога.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом также установлено, что ООО "Стройхолдинг "Столица" воспользовалось предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и 16 июня 2017 года обратилось с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве.
6 июля 2017 года решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, административному истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1, л.д. 74-80), в связи с чем ООО "Стройхолдинг "Столица" обратилось в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Стройхолдинг "Столица" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений был представлен отчет (т. 1, л.д. 81-445), подготовленный ООО "***", в котором по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** определена в размере 542 631 508 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 130 136 211 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 17 627 401 рубля, помещения с кадастровым номером *** - в размере 368 733 542 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 9 673 827 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 142 198 559 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 196 596 484 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 137 703 970 рублей, помещения с кадастровым номером *** - в размере 54 177 246 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки ( статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости судом по ходатайству административного ответчика была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "***".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** определена экспертом в размере 623 891 355 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 117 746 475 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 13 984 386 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 343 956 487 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 7 103 604 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 147 000 656 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 195 323 729 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 137 650 257 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 38 031 467 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "***", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности (стр. 10-15 экспертного заключения).
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО "***", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2016 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Суд также отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного и исходя из того, что право на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере рыночной предоставлено административному истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 1 января 2016 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости. С учетом того, что ООО "Стройхолдинг "Столица" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 16 июня 2017 года, принимая во внимание положения ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 1 января 2016 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости в размере 623 891 355 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 117 746 475 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 13 984 386 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 343 956 487 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 7 103 604 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 147 000 656 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 195 323 729 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 137 650 257 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером *** - 38 031 467 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 июня 2017 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
подпись
В.А. Полыга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.