Московский городской суд в составе
судьи Сибул Ж.А.
при секретаре Кахно М.С.
с участием прокурора Слободина С.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1870/2017 по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Авторемонтный центр Мингосимущества России" о признании недействующими пунктов 10819, 10820, 10821, 11293, 20757, 20760 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" Приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2017 года (далее - перечень на 2017 год). Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.11.2016, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, том 3, том 4.
В названный Перечень, действующий с 1 января 2017 года, под пунктом 10819 в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером 77:04:0001006:1056 общей площадью 2 898,7 кв.м, расположенное по адресу: ***.
Под пунктом 10820 названного Перечня включено здание с кадастровым номером 77:04:0001006:1057 общей площадью 1 454,8 кв. м, расположенное по адресу: ***.
Под пунктом 10821 в Перечень включено здание с кадастровым номером 77:04:0001006:1058 общей площадью 4 790,2 кв.м, расположенное по адресу: ***.
Под пунктом 11293 названного Перечня включено здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1147 общей площадью 14197,2 кв.м, расположенное по адресу: ***.
Под пунктом 20757 Перечня включено здание с кадастровым номером 77:09:0003025:1061 общей площадью 281кв.м, расположенное по адресу: ***.
Под пунктом 20760 Перечня включено здание с кадастровым номером 77:09:0003025:1076 общей площадью 630,6 кв.м, расположенное по адресу: ***.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Авторемонтный центр Мингосимущества России" (далее - ФГУП "АРЦ Мингосимущества России"), которому на праве хозяйственного ведения принадлежат указанные здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 10819, 10820, 10821, 11293, 20757, 20760 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП".
В обоснование своих требований административный истец указывает, что названные здания не обладают признаками объекта налогообложения, определёнными пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Включение зданий в Перечень противоречит приведённым законоположениям и нарушает права и законные интересы ФГУП "АРЦ Мингосимущества России" в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца ФГУП "АРЦ Мингосимущества России" - Суюнбаев А.И. в судебном заседании административные исковые требования просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Борисова К.И, представляющая также интересы Департамента экономической политики и развития г. Москвы, требования административного истца не признала, указав на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов ФГУП "АРЦ Мингосимущества России".
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего необходимым административное исковое заявление удовлетворить, суд считает, что административные исковые требования ФГУП "АРЦ Мингосимущества России" подлежат удовлетворению.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон ( части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Административный истец не ставит под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
5) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
6) нежилых помещений, находящихся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если назначение таких помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования и (или) предназначения здания (помещений).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФГУП "АРЦ Мингосимущества России" на праве хозяйственного ведения принадлежит здание с кадастровым номером 77:04:0001006:1056 общей площадью 2 898,7 кв.м, расположенное по адресу: **, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77АЖ 047540, выданным 27 апреля 2007 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве.
Здание с кадастровым номером 77:04:0001006:1057 общей площадью 1454,8 кв. м, расположенное по адресу: ***, также закреплено за административным истцом на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77АЖ 047511, выданным 11 мая 2007 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве.
Кроме того, ФГУП "АРЦ Мингосимущества России" на праве хозяйственного ведения принадлежит здание с кадастровым номером 77:04:0001006:1058 общей площадью 4790,2 кв.м, расположенное по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77АЖ 047539, выданным 27 апреля 2007 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве.
Вышеуказанные здания расположены на земельном участке с кадастровым номером 7 7:04:0001006:11, вид разрешенного использования которого - "эксплуатация зданий и строений под гаражи, ремонтную базу и административные цели".
Спорные здания с кадастровыми номерами 77:04:0001006:1056, 77:04:0001006:1057, 77:04:0001006:1058 включены в Перечень на 2017 год по виду разрешенного использования земельного участка, т.е. по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Согласно пояснениям представителя административного ответчика, здание с кадастровым номером 77:04:0001006:1057 фактически используется в целях размещения офисов, объектов бытового обслуживания, общественного питания, торговых объектов. Здания с кадастровыми номерами 77:04:0001006:1056, 77:04:0001006:1058 соответствуют и второму критерию, установленному НК РФ и Законом о налоге на имущество организаций, а именно фактически используются для размещения офисов.
Здание с кадастровым номером 77:09:0003025:1076 общей площадью 630,6 кв.м, расположенное по адресу: ***, а также здание с кадастровым номером 77:09:0003025:1061, общей площадью 281 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д 56, корп. 1, стр. 2, также закреплены за административным истцом на праве хозяйственного ведения.
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:09:0003025:1076, 77:09:0003025:1061 расположены на земельном участке, который имеет вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий (1.2.17)",
и включены в Перечень на 2017 год по виду разрешенного использования земельного участка, то есть
по
критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Здание с кадастровым номером 77:04:0001017:1147 общей площадью 14 197,2 кв.м, расположенное по адресу: ***, закреплено за административным истцом на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77АБ 504501, выданным 27 апреля 2004 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Москве, и включено в Перечень на 2017 год по виду фактического использования здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, то есть по критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" до утверждения правил землепользования и застройки в городе Москве полномочиями по установлению видов разрешенного использования земельных участков наделено Правительство Москвы.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
Пунктом 3.2 названного постановления (в редакции, действовавшей на момент установления вида фактического земельного участка) предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 г. N 343-ПП внесены изменения в постановление Правительства от 28 апреля 2009 г. N363-ПП, которые вступили в силу с 15 июня 2016 г. Пункт 3.2 изложен в новой редакции, согласно которой для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11 статьи 34).
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее также Методические указания), определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9);
- земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17).
Исходя из формальной определённости налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам по пунктам 3,4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вид разрешённого использования земельного участка должен точно соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги и в каком порядке он должен платить. Иное означало бы, по сути, изменение определённого Налоговым кодексом Российской Федерации содержания понятий и терминов, а также обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установленных названным кодексом, что недопустимо исходя из принципов, закреплённых в статьях 3, 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 7 7:04:0001006:11 - "эксплуатация зданий и строений под гаражи, ремонтную базу и административные цели", на котором расположены спорные здания с кадастровыми номерами 77:04:0001006:1056, 77:04:0001006:1057, 77:04:0001006:1058, а также вид разрешенного использования земельного участка 77:09:00030025:20 - "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий (1.2.17)", на котором расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:09:0003025:1076, 77:09:0003025:1061, н е соответствуют кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешённого использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утверждённой приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, что не позволяет размещать на них офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Анализ изложенного указывает на то, что виды разрешённого использования земельных участков, на которых расположены здания с кадастровыми номерами 77:04:0001006:1056, 77:04:0001006:1058, 77:04:0001006:1057, 77:09:0003025:1076, 77:09:0003025:1061, не подпадают под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для административно-деловых и (или) торговых центров, в силу чего такие здания согласно положениям пунктов 3,4 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", не могут быть признаны объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, по указанному основанию.
Также суд учитывает, что в целях обеспечения градостроительной деятельности и оформления земельных отношений до принятия правил землепользования и застройки города Москвы Правительством Москвы было принято постановление от 25.05.2011 N 228-ПП "Об утверждении Перечня видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в городе Москве", действовавшее до 01 июля 2017 года.
В данном Перечне участки с видом разрешенного использования "объекты размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств" (1.2.9) входят в подгруппу "участки размещения коммунально-складских объектов", и в группу "участки размещения производственных объектов".
В этом же Перечне видов разрешенного использования земельных участков в городе Москве участки с видами разрешенного использования "объекты размещения организаций розничной торговли, оптовой торговли, общественного питания, бытового обслуживания" входят в особую группу "участки размещения торгово-бытовых объектов". Также отдельная подгруппа предусмотрена в отношении участков, на которых расположены офисные и коммерческие помещения.
Таким образом, действующие нормативные правовые акты разграничивают вид разрешенного использования земельных участков для офисного, торгового, бытого обслуживания и вид разрешенного использования земельных участков для размещения предприятий по ремонту и техническому обслуживанию общественных и личных транспортных средств, данные виды имеют кардинальное различие.
Приведенное обстоятельство является дополнительным подтверждением того, что земельный участок с кадастровым номером 7 7:04:0001006:11 - "эксплуатация зданий и строений под гаражи, ремонтную базу и административные цели", на котором расположены спорные здания с кадастровыми номерами 77:04:0001006:1056, 77:04:0001006:1058, 77:04:0001006:1057, не имеет ни одного из видов разрешенного использования, который бы предполагал размещение на нем офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (данные виды разрешенного использования относятся к кодам 1.2.5, 1.2.7 по установленной классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39).
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. N 184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Пунктами 3.4- 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования работник Госинспекции, уполномоченный на проведение указанного мероприятия, составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Госинспекции, с приложением соответствующих фотоматериалов. В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт о фактическом использовании указанных зданий (строений, сооружений) и (или) нежилых помещений для целей налогообложения оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
С учетом приведенных норм права Государственная инспекция по недвижимости города Москвы наделена правом на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от права собственности
Судом установлено, что Госинспекцией по недвижимости проведены мероприятия по определению вида фактического использования спорных зданий, по результатам которых составлены акты от 07.08.2015 N 9046145/1 - в отношении строения 1А с кадастровым номером 77:04:0001006:1056, и от 07.08.2015 N 9046145 в отношении строения 2 с кадастровым номером 77:04:0001006:1058, расположенных по адресу: ***.
Из акта Госинспекции по недвижимости от 07.08.2015 N 9046145/1 следует, что 100% площади помещений двухэтажного строения 1А с кадастровым номером 77:04:0001006:1056 используется в целях бытового обслуживания (автомойка, шиномонтаж).
Из раздела 2 акта обследования, следует, что вся общая площадь здания отнесена к помещениям бытового обслуживания.
Вместе с тем, из экспликации здания, приложенной к названному акту, следует, что 109,0 кв.м в нём занимают торговые помещения, 889,3 кв.м - производственные помещения, 1152,6 кв.м - учрежденческие помещения, 371,7 кв.м - складские помещения, 79,7 кв.м - гаражи, 148,1 кв.м - помещения общественного питания, 148,4 кв.м - прочие нежилые помещения.
Содержание акта не позволяет достоверно определить использование более 20% от общей площади здания в качестве помещений бытового обслуживания. Так, фототаблица, включённая в названный акт обследования, содержит 4 фотоснимка, из которых на 1 и 2 фотоснимках изображен фасад части здания, на 3 фотоснимке отображено небольшое помещение, оборудованное двумя подъемными механизмами, на 4 фотоснимке изображено небольшое помещение. Фототаблица не содержит достаточных характерных признаков, указывающих на фактическое использование всей площади здания для целей бытового обслуживания.
Иных доказательств того, что спорные нежилые помещения используются для оказания услуг по обслуживанию транспортных средств, не принадлежащих истцу, административным ответчиком не представлено.
Глава 30 НК РФ не содержит определение понятия "объект бытового обслуживания", однако в силу части 1 статьи 11 НК РФ, по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых или личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. К отношениям по договору бытового подряда применяются в том числе законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, понятие объекта бытового обслуживания используется для целей статьи 378.2 НК РФ с учетом указанных выше отличительных признаков правоотношений в сфере бытового обслуживания, в частности выполнение работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Из материалов дела следует, что ФГУП "АРЦ Мингосимущества России" владеет автопарком.
Согласно сведениям, представленным административным истцом, количество транспортных средств, принадлежащих предприятию, в 2015 году составляло 87 ед, в 2016 году - 161ед. Данные обстоятельства подтверждаются оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 01.01 и счету 001 за 2015 и 2016 годы.
Кроме этого, фактическое использование помещений для обеспечения технологического цикла по обслуживанию, ремонту, хранению и эксплуатации автотранспортных средств предприятия подтверждается положениями пунктов 2.3, 2.5 должностных инструкций водителей, утвержденных генеральным директором предприятия 26 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с частью 1 статьи 19 названного федерального закона запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
Абзацем седьмым части 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" закреплено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в том числе, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Из приведенных нормативных положений следует, что административный истец обязан осуществлять техническое обслуживание и ремонт находящихся у него на балансе транспортных средств.
В ходе судебного заседания ФГУП "АРЦ Мингосимущества России" представлены договоры аренды недвижимого имущества, заключенные между административным истцом и арендаторами ООО "Олимпия" и ООО "Межрегиональный центр судебной медицины и криминалистики", подтверждающие фактическое использование здания в спорный период.
Согласно договору от 1 августа 2014года N14/14-СМ/а истец передал в аренду ООО "Олимпия" для использования под автомастерскую нежилое помещение площадью 224,5 кв.м. и для использования под шиномонтаж -176,5 кв.м. Всего - 401 кв.м.
При этом представленными суду платежными поручениями от 21.08.2015 N112, от 21.12.2015 N 157, от 16.05.2016 N 34, от 13.12.2016 N 158 подтверждается факт внесения ООО "Олимпия" арендной платы ФГУП "АРЦ Мингосимущества России" по договору от 1 августа 2014 года N14/14-СМ/а.
Согласно договору от 1 августа 2014 года N 13/15-СМ/а истец передал в аренду ООО "Межрегиональный центр судебной медицины и криминалистики" для использования под офис 26,5 кв.м.
Платежными поручениями от 21.08.2015 N156, от 02.03.2016 N 29, от 10.08.2016 N 139 подтверждается факт внесения ООО "Межрегиональный центр судебной медицины и криминалистики" истцу арендной платы по договору от 1 августа 2014года N13/15-СМ/а.
Указанное, по мнению суда, свидетельствует о том, что как на момент составления Госинспекцией по недвижимости акта от 07.08.2015 N 9046145/1 в отношении строения 1А, так и в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 площадь помещений в строении 1А, используемых под автомастерскую, составляла 224,5 кв.м, под шиномонтаж - 176,5 кв.м, в целях размещения офисов - 26,5 кв.м.
Таким образом, площадь помещений здания по адресу: ***, используемых в спорный период в целях статьи 378.2 НК РФ, составляет 427,5 кв.м (401 +26,5), то есть 14,7% от общей площади здания.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не доказано и судом не установлено наличие в спорный период признаков, свидетельствующих о фактическом использовании более 20% общей площади нежилого здания (строения 1А) для размещения помещений бытового обслуживания.
Положения части 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
На основании изложенного и руководствуясь частью 4 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым признать акт обследования Государственной инспекции по недвижимости города Москвы от 07.08.2015 N 9046145/1 ненадлежащим доказательством, поскольку содержащиеся в нём сведения и заключение не нашли своего подтверждения предоставленными суду доказательствами и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы 7 августа 2015 года составлен акт N 9046145 обследования фактического использования здания по адресу: ***, из которого следует, что при проведении мероприятий по определению фактического использования для целей налогообложения установлено, что 58,05% площади помещений строения 2 - 3-этажного нежилого здания с кадастровым номером 77:04:0001006:1058 - используется для размещения офисов.
Из раздела 2 акта обследования, следует, что 2 780,8 кв.м от общей площади здания, которая составляет 4790,2 кв.м, отнесены к офисам.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1.4 Порядка (в редакции, действовавшей на момент обследования здания) понятием "офис" обозначается здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в котором оборудованы стационарные рабочие места, используемое для размещения административных служб, приёма клиентов, хранения и обработки документов, оборудованное оргтехникой и средствами связи, не используемое непосредственно для производства товаров.
Таким образом, само по себе наименование "кабинет" не означает, что указанное помещение является офисом по смыслу, придаваемому этому понятию Порядком.
Из экспликации здания, приложенной к акту обследования, следует, что 70,7 кв.м в нём занимают помещения бытового обслуживания, 1424,8 кв.м - гаражи, 143,0 кв.м - общественное питание, 27,1 кв.м - складские помещения, 2780,8 кв.м -производственные помещения, 343,8 кв.м - прочие нежилые помещения.
Содержание акта не позволяет достоверно определить использование более 20% от общей площади здания в качестве помещений, используемых в целях налогообложения. Фототаблица, включённая в названный акт обследования, содержит 17 фотоснимков, из которых на 4 фотоснимках отображены коридоры здания, на 5 фотоснимках - гаражные помещения, на 5 фотоснимках - фасадная часть здания, на 1 фотоснимке табличка, содержащая наименование предприятия, на 1 фотоснимке табличка с надписью "Переговорная".
Иных доказательств того, что спорные нежилые помещения используются для целей размещения офисов, административным ответчиком не представлено.
Исходя из специфики деятельности предприятия, имеющего собственный автопарк, нежилые помещения площадью 3939,7 кв.м используются для обеспечения технологического цикла по обслуживанию, хранению и эксплуатации автотранспортных средств предприятия. Общая площадь здания составляет 4 790,2 кв.м.
Таким образом, площадь строения 2 фактически использовалась административным истцом для обеспечения технологического цикла по обслуживанию, хранению и эксплуатации автотранспортных средств предприятия, а также для размещения административного персонала предприятия.
На момент составления акта от 7 августа 2015 г. N 9046145 в штатном расписании предприятия имелось 418 штатных единиц работников, в 2016 году - 218,5 штатных единиц.
Как пояснил суду представитель административного истца, в административной части строения 2 размещались приемная, кабинеты генерального директора и первого заместителя генерального директора, приемная и кабинеты заместителей генерального директора, бухгалтерия, правовое управление, кабинет советника генерального директора, кабинет начальника управления делами, управление эффективного использования федерального имущества, переговорная (аукционная), управление имуществом, отдел закупок, отдел кадров, отдел информационных технологий, серверная, управление по эксплуатации зданий и сооружений, отдел транспортного обеспечения, диспетчерская и другие служебные помещения.
Данные обстоятельства подтверждаются структурой и штатной численностью предприятия по состоянию на 07.08.2015 и на 31.12.2016, а также фототаблицей помещений, представленными истцом в материалы дела.
При таких обстоятельствах помещения, занятые под размещение административного персонала ФГУП "АРЦ Мингосимущества России", не являются офисами по смыслу, придаваемому этому значению 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 4 пункта 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N257-ПП.
При таких обстоятельствах и поскольку выводы, содержащиеся в акте N 9046145 Государственной инспекции по недвижимости, о фактическом использовании здания, составленном по состоянию на 7 августа 2015г, опровергаются материалами дела, суд указанный акт не может признать допустимым доказательством по делу.
В отношении строения 3, расположенного по адресу: ***, с кадастровым номером 77:04:0001006:1057 не проводились мероприятия по определению вида фактического использования. Здание включено в Перечень на 2017 год по виду разрешенного использования земельного участка.
Как пояснил суду представитель административного истца, указанное здание состоит из производственных и складских помещений и используется в собственных целях ФГУП "АРЦ Мингосимущества России".
В период с 01.01.2016 по 31.12.2016 помещения в здании фактически использовались в следующих целях: складские помещения, не связанные с торговлей - 100 кв.м; гаражи - 733,5 кв. м; слесарная (ремонтная зона) - 224,5 кв.м; фактически не используемые (пустующая площадь) - 396,8 кв.м.
Использование помещений по прочим видам фактического использования (для собственных нужд предприятия) подтверждается и тем обстоятельством, что истец имеет автопарк, используемый для оказания транспортных услуг с экипажем, в рамках исполнения государственных контрактов, заключенных преимущественно с федеральными органами государственной власти.
В целях своевременного и надлежащего оказания услуг по государственным контрактам истцу необходимо располагать складом запасных частей, ремонтными зонами, гаражами.
В отношении здания общей площадью 630,6 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 56, и здания общей площадью 281 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, д 56, корп. 1, стр.2, Госинспекцией по недвижимости не проводились мероприятия по определению вида фактического использования.
Здания закреплены за ФГУП "АРЦ Мингосимущества России" на праве хозяйственного ведения. На основании договора аренды федерального недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации, от 10 июня 2016 N Д-30/151, заключенного между ТУ Росимущества в городе Москве и некоммерческим партнерством Межрегиональное объединение в сфере строительства "ЭкспертСтройКонтроль", здания переданы последнему в аренду для использования под уставные цели сроком по 10 июня 2031 года.
С момента заключения договора аренды федерального недвижимого имущества, составляющего казну Российской Федерации от 10 июня 2016 N Д-30/151, по настоящее время здание общей площадью 630,6 кв.м, расположенное по адресу: ***, фактически не использовалось в связи с проведением ремонтных работ.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы 18.07.2016 составлен акт N 9040397/ОФИ обследования фактического использования здания с кадастровым номером 77:04:0001017:1147 по адресу: г. Москва, ул. Авиамоторная, 65, строение 1, из которого следует, что при проведении мероприятий по определению фактического использования для целей налогообложения установлено, что 100% площади здания фактически используется для размещения офисов и бытового обслуживания.
Согласно акту 13 895,8 кв.м от общей площади здания (14197,2 кв.м) отнесено к офисным помещениям, 301,4 кв.м - к бытовому обслуживанию.
Однако из акта не ясно, по каким признакам различные по своему назначению нежилые помещения, расположенные в разных частях здания, были отнесены к помещениям, фактически используемым под офисы, и к помещениям бытового обслуживания (мойка), и чем подтверждается их фактическое использование под указанные цели.
Содержание акта не позволяет достоверно определить фактическое использование более 20% от общей площади здания в качестве размещения офисов и помещений бытового обслуживания.
Из экспликации здания, приложенной к названному акту следует, что 12 503,7 кв.м в нём занимают производственные помещения, 1693,5 кв.м - учрежденческие помещения.
Из содержания данного акта усматривается, что обследование проведено инспекторами без доступа в здание.
Фототаблица, включённая в названный акт обследования, содержит 7 фотоснимков, на 5 из которых отображена фасадная часть здания из них, на двух отображена надпись "автомойка полировка химчистка". На 1 фотоснимке отображена торцевая часть, на 1 фотоснимке отображена табличка с наименованием предприятия.
Помещение, над которым размещена надпись "автомойка полировка химчистка", находится на первом этаже здания. Из экспликации к поэтажному плану здания следует, что помещению присвоен номер IV комн. N 28 и N29.
Согласно договору аренды недвижимого имущества от 31 января 2014 года N 03/14-А/а вышеуказанные комнаты в помещении IV переданы в аренду ООО "Сенатор-стиль" для использования под производство мебели.
Таким образом, суд считает, что нашли свое подтверждение доводы административного истца о том, что на момент составления акта от 18.07.2016 N9040397/ОФИ нежилые помещения использовались в производственных целях, а надписи "автомойка полировка химчистка" утратили актуальность.
Фототаблица не содержит достаточных характерных признаков, указывающих на фактическое использования для размещения офисов 97,88% и мойки 2,12% от общей площади здания.
В судебном заседании судом допрошены инспекторы Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы Зуев Д.В. и Дикарев Е.А, участвовавшие при составлении акта 18.07.2016, которые пояснили, что вывод, изложенный в акте, о том, что 100% площади здания фактически используется для размещения офисов и бытового обслуживания, основан на технической документации и визуальном осмотре здания по периметру, внутрь здания работники Госинспекции не заходили, фактическое назначение помещений здания не исследовалось.
Из представленных истцом в материалы дела документов о фактическом использовании здания в спорный период следует, что в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 помещения в здании фактически использовались в следующих целях: под размещение офисов - 749,8 кв.м, производственно-складские помещения (не связанных с торговлей) - 13 447,4 кв.м.
Данные обстоятельства фактического использования здания подтверждаются договорами аренды недвижимого имущества, заключенными между истцом и ООО "Антураж-Стиль", ООО "ВВВ РЕКОРД", ООО "Вест колл лтд", ОАО "ВымпелКом", ООО "Градэр", ООО "ДЗК", ИП Бровчуком И.В, ИП Смелянским А.В, ОАО "Мегафон", ООО "Роман Ойл", ООО "Технолоджис Скандитрел", ООО "Технопарк-Центр", ООО "Феникс", ООО "Экомстат", ООО "ЭкоСан сервис", ООО "Энергопромочистка", ИП Турчиной Г.А, ООО "СЕНАТОР-СТИЛЬ", ООО "Апгрейд-Кар", ООО "Апгрейд-Кар", ООО "КреативКом", ООО "СЕНАТОР-СТИЛЬ", ООО "ИМПСТРОЙ", ЗАО "Ю.М. Терминал", Батаевым Д.А, ООО "АСТРА ПРЕСС ЦЕНТР", ООО "Актуальная Графика", ООО "Актуальная Графика", ООО "Инженерные системы", ИП Свидловым Д.В.
Суд также принимает во внимание, что Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП, в марте 2017 года проведены мероприятия по определению вида фактического использования спорных зданий, о чем составлены акты обследования N 9041204/ОФИ, N 9041216/ОФИ, N 9041131/ОФИ, из которых следует, что спорные здания с кадастровыми номерами 77:04:0001006:1056, 77:04:0001006:1057, расположенные по адресу: ***, и с кадастровым номером 77:04:0001017:1147, расположенное по адресу: *** фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Инспектор Зуев Д.В, участвовавший в обследовании зданий, будучи допрошенным в качестве свидетеля, выводы актов подтвердил.
При таких обстоятельствах здания с кадастровыми номерами 77:04:0001006:1056, 77:04:0001006:1057, 77:04:0001006:1058, 77:04:0001017:1147 не отвечают признакам административно-делового и (или) торгового центров по смыслу пунктов 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктов 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64, в связи с чем отсутствовали предусмотренные законом основания для их включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объекта недвижимости, включённого в оспариваемый Перечень, признакам административно-делового и (или) торгового центров, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Однако Правительством Москвы, исходя из изложенного, таких доказательств относительно включения в Перечень на 2017 год спорных зданий не представлено.
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
При таких обстоятельствах в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункты 10819,10820, 10821, 11293, 20757, 20760 Перечня подлежат признанию недействующими с 1 января 2017 года, то есть с момента вступления в силу постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
По правилам статей 103, 111 КАС РФ в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Авторемонтный центр Мингосимущества России" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей с Правительства Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Авторемонтный центр Мингосимущества России" удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2017 года пункты 10819,10820, 10821, 11293, 20757, 20760 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Авторемонтный центр Мингосимущества России" в счёт возмещения расходов по уплате государственной пошлины 4 500 рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Сибул Ж.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.