Президиум Московского городского суда в составе:
председательствующего - Егоровой О.А,
членов Президиума: Базьковой Е.М, Васильевой Н.А, Ишмуратовой Л.Ю, Курциньш С.Э, Панарина М.М, Пильгуна А.С.
рассмотрел уголовное дело по кассационным жалобам осужденных Диловари М.О. и Косимова И.С. о пересмотре приговора Кузьминского районного суда города Москвы от 26 декабря 2012 года, по которому
Диловари М.О, ***, ранее не судимый,
осужден по ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ с применением ч. 1 ст. 62 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 6 лет 8 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания Диловари М.И. наказания исчислен с 25 февраля 2012 года.
Косимов И.С, ***, ранее не судимый,
осужден по ч. 1 ст. 30, п. "г" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 9 лет 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания Косимовым И.С. наказания исчислен с 25 февраля 2012 года.
Приговором решена судьба вещественных доказательств.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 18 марта 2013 года приговор оставлен без изменения.
Постановлением судьи Верховного Суда РФ от 13 июля 2017 года кассационная жалоба осужденного Диловари М.О. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - Президиума Московского городского суда. Кроме того, от осужденного Косимова И.С. в Московский городской суд также поступила кассационная жалоба.
В кассационной жалобе осужденный Диловари М.О. выражает несогласие с состоявшимися в отношении него судебными решениями в части, касающейся назначения ему наказания. Указывает, что при решении этого вопроса судом не были в полной мере учтены все имеющие значение обстоятельства и данные о его личности, в том числе влияние назначаемого наказания на условия жизни его семьи. Просит о смягчении назначенного ему наказания.
В кассационной жалобе осужденный Косимов И.С. выражает несогласие с состоявшимися в отношении него судебными решениями, считая их неправосудными. Указывает, что на стадии предварительного следствия было нарушено его право на защиту, поскольку он и его адвокат были ознакомлены с постановлениями о назначении судебных экспертиз уже после их проведения и получения органом следствия заключений экспертов. Полагает, что судом не были надлежащим образом проверены доводы стороны защиты, а судебное следствие проведено с нарушением основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Кроме того, считает, что при назначении ему наказания судом фактически не были учтены установленные обстоятельства, смягчающие наказание, и влияние назначаемого наказания на его исправление и условия жизни его семьи, отмечает, что приговор в этой части не мотивирован. Просит о смягчении назначенного ему наказания.
Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи Рольгейзер О.В, изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы кассационных жалоб и основания их передачи вместе с уголовным делом на рассмотрение суда кассационной инстанции, выслушав защитника осужденного Диловари Д.О. - адвоката Сорокина В.В, защитника осужденного Косимова И.С. - адвоката Козину Н.А, поддержавших доводы жалоб, мнение заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В, полагавшего необходимым состоявшиеся судебные решения отменить, а дело направить на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, Президиум
установил:
Приговором суда Диловари М.О. и Косимов И.С. признаны виновными в приготовлении к незаконному сбыту наркотических средств группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере (героина массой *** гр.)
Преступление совершено в городе Москве 25 февраля 2012 года при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда. В судебном заседании Диловари М.О. свою вину признал, Косимов И.С. с предъявленным ему обвинением не согласился.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных жалоб, Президиум находит, что имеются основания для отмены состоявшихся по делу приговора и кассационного определения.
Согласно ст. ст. 7, 297 УПК РФ, приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым, а признается он таковым, если постановлен в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса РФ и основан на правильном применении уголовного закона.
В силу положений ст. 240 УПК РФ выводы суда, изложенные в описательно-мотивировочной части приговора, постановленного в общем порядке судебного разбирательства, должны быть основаны на тех доказательствах, которые были непосредственно исследованы в судебном заседании.
Приговор в отношении Диловари М.О. и Косимова И.С. указанным выше требованиям закона не соответствует.
Согласно приговору, в обоснование доказанности виновности осужденных в инкриминируемом им преступлении суд в числе иных доказательств сослался на рапорт *** от 25 февраля 2012 года, акт оперативно-розыскного мероприятия "Наблюдение" от 25 февраля 2012 года и заключение судебной химической экспертизы N *** от 2 марта 2012 года.
Между тем, из материалов дела, в частности из протоколов судебных заседаний следует, что указанные выше доказательства в ходе судебного разбирательства не исследовались, замечания на протоколы судебных заседаний в этой части сторонами в порядке ст. 260 УПК РФ не подавались.
Таким образом, судом первой инстанции при постановлении приговора были нарушены положения ст. 240 УПК РФ, при этом судебной коллегией по уголовным делам Московского городского суда указанное обстоятельство оставлено без внимания.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
При изложенных выше обстоятельствах Президиум приходит к выводу о том, что судом было допущено существенное нарушение уголовно-процессуального закона, в связи с чем приговор и кассационное определение являются незаконными и подлежат отмене с передачей дела на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции. Принимая такое решение, Президиум лишен возможности высказаться по доводам жалоб осужденных о допущенных судом иных нарушениях закона, в том числе при назначении им наказания, поскольку обстоятельства, на которые они ссылаются, относятся к предмету исследования при новом судебном разбирательстве.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности Диловари М.О. и Косимова И.С. Президиум считает необходимым на период судебного разбирательства избрать обоим осужденным меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на 3 месяца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.14, 401.15, 401.16 УПК РФ, Президиум
постановил:
кассационные жалобы осужденных Диловари М.О. и Косимова И.С. удовлетворить частично.
Приговор Кузьминского районного суда города Москвы от 26 декабря 2012 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 18 марта 2013 года в отношении
Диловари М.О. и
Косимова И.С. отменить, уголовное дело направить на новое судебное рассмотрение в тот же суд, в ином составе суда.
Избрать в отношении
Диловари М.О, ***, меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на 3 месяца, то есть до 13 января 2018 года.
Избрать в отношении
Косимова И.С, ***, меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на 3 месяца, то есть до 13 января 2018 года.
Председательствующий
О.А.
Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.