Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Климовича А.Л. в защиту Общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "ДОС" на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 152 района Щукино города Москвы от 28 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 152 района Щукино города Москвы от 28 сентября 2017 года ООО Группа Компаний "ДОС" (далее также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
В порядке, предусмотренном ст.ст. 30.1-30.3 КоАП РФ, указанное постановление мирового судьи не обжаловалось и вступило в законную силу.
В настоящей жалобе защитник Климович А.Л. просит об изменении названного судебного акта и назначении административного наказания ниже низшего предела.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.
Как следует из материалов дела, ООО Группа Компаний "ДОС" (место нахождения: город Москва, 1-й Волокаламский пр-д, д. **, к. **) осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, к. 2303, на основании договора управления многоквартирным домом от 10 февраля 2016 года.
Государственной жилищной инспекцией города Москвы (Мосжилинспекцией) 13 октября 2016 года Обществу было выдано предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, а именно на Общество возложена обязанность в срок до 01 июля 2017 года устранить следы протечек с потолка, а также с пола подземной парковки корпуса, лестничных маршей (л.д. 18).
Указанное предписание не было исполнено в установленный срок, что явилось основанием для составления в отношении ООО Группа Компаний "ДОС" протокола об административном правонарушении и передачи дела мировому судье, который при рассмотрении дела согласился с квалификацией административного правонарушения, указанной должностным лицом административного органа, и вынес постановление о привлечении Общества к административной ответственности по ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.
Однако согласиться с состоявшимся по делу судебным актом не представляется возможным в силу следующего.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу положений п.п. 1,2 ст. 8 Закона о лицензировании лицензионные требования, устанавливаемые положениями о лицензировании отдельных видов деятельности, включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности.
Общий перечень лицензионных требований установлен в п. 3 ст. 8 указанного Федерального закона.
Лицензионные требования к деятельности по управлению многоквартирными домами установлены в ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Согласно п. 7 ч. 1 ст.193 ЖК РФ к лицензионным требованиям могут быть отнесены и иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).
В силу "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Таким образом, указанные требования являются лицензионными, их соблюдение является обязанностью управляющих организаций при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Исходя из содержания указанного протокола, ООО Группа Компаний "ДОС" не было исполнено предписание Мосжилинспекции N *** от 31 октября 2016 года в полном объеме, а именно по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, к.2303, не проведены мероприятия по устранению следов протечек с потолка, а также с пола подземной парковки (л.д. 1).
В чем выразилось нарушение лицензионных требований со стороны ООО Группа Компаний "ДОС" - должностным лицом в протоколе об административном правонарушении не описано, нарушение конкретных норм действующего законодательства в сфере лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами не отражено.
Описанное в протоколе событие административного правонарушения позволяет сделать вывод, что Общество не выполнило предписание органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере деятельности, а именно п. 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, что не образует объективную сторону ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, согласно которой административная ответственность наступает за ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений лицензионных требований.
Деяние (бездействие), совершённое Обществом, подлежало квалификации по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку факт неисполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений требований, предъявляемых законодательством к качеству предоставляемых населению услуг по обеспечению надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении; предписанием об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 31 октября 2016 года N РЛ-ЗЛ-00857/1; распоряжением о внеплановой выездной проверке от 29 июня 2017 года N РЛ-ЗЛ-00298; сводным актом проверки исполнения предписания от 07 июля 2017 года; копией лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 22 апреля 2015 года;; выпиской из ЕГРЮЛ; иными материалами дела.
Учитывая, что составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ и ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, действия (бездействие) ООО Группа Компаний "ДОС" подлежат переквалификации с ч.24 ст.19.5 КоАП РФ на ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ.
Переквалификация действий (бездействия) ООО Группа Компаний "ДОС" согласуется с правовой позицией, изложенной в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которой при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Санкцией ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 152 района Щукино города Москвы от 28 сентября 2017 года подлежит изменению путем переквалификации совершенного ООО Группа Компаний "ДОС" правонарушения с ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ на ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Предписание вынесено уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти города Москвы в рамках его компетенции, установленной Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП. Требования по обслуживанию жилищного фонда установлены ЖК РФ и указанными выше Правилами.
Иные доводы жалобы проверялись судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и были обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах. Выводы судебных инстанций в этой части сомнений не вызывают.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 152 района Щукино города Москвы от 28 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, изменить - совершенное Обществом с ограниченной ответственностью Группа Компаний "ДОС" деяние переквалифицировать с ч. 24 ст.19.5 КоАП РФ на ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, жалобу защитника Общества Климковича А.Л. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.