Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Кондаковой И.Л., подписанную ее представителем Григорьевым Игорем Викторовичем, направленную по почте 29 декабря 2017 года и поступившую в суд кассационной инстанции 12 января 2018 года, на решение Мещанского районного суда города Москвы от 26 апреля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 августа 2017 года по гражданскому делу по иску Кондаковой И.Л. к Военному комиссариату города Москвы о взыскании пособия на погребение, судебных расходов, истребованному 09 февраля 2018 года и поступившему в суд кассационной инстанции 28 февраля 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Кондакова И.Л. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату города Москвы о взыскании пособия на погребение, судебных расходов, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 26 апреля 2017 года в удовлетворении заявленных Кондаковой И.Л. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 августа 2017 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Кондакова И.Л. выражает несогласие с решением суда и апелляционным определением судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Проверив материалы дела, изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Настоящая кассационная жалоба подлежит передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Кондакова И.Л. являлась супругой Кондакова В.Е. (л.д. 8), при жизни получавшего пенсию по линии Министерства обороны РФ в Военном комиссариате города Москвы и умершего 02 ноября 2016 года в городе Берлин Федеративной Республики Германия, о чем органами ЗАГСа района "Митте" города Берлин Федеративной Республики Германия выдано свидетельство о смерти 04 ноября 2016 года (л.д. 5,6); Кондакова И.Л. обратилась в Военный комиссариат города Москвы с заявлением о выплате пособия на погребение с приложением указанного документа; Военный комиссариат города Москвы в ответе на заявление Кондаковой И.Л. от 26 декабря 2016 года указал, что для получения пособия на погребение супруге, близким родственникам, иным родственникам, законным представителям умершего или иным лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, необходимо предоставить в военный комиссариат подлинную справку о смерти формы N 33; при предоставлении в Военный комиссариат города Москвы указанной справки и личного заявления выплата пособия на погребение будет произведена установленным порядком (л.д. 9); Кунцевский отдел ЗАГС города Москвы в ответе от 15 ноября 2016 года на обращение Кондаковой И.Л. указал, что выдать справку по форме N 33 не представляется возможным, так как Кунцевским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы смерть Кондакова В.Е. не регистрировалась, принять паспорт умершего на территории Федеративной Республики Германии также не представляется возможным (л.д. 10).
Обратившись в суд с настоящим иском, истец Кондакова И.Л. исходила из того, что ее супруг Кондаков В.Е, проходивший ранее военную службу и являвшийся пенсионером по линии Министерства обороны РФ, умер 02 ноября 2016 года в городе Берлин Федеративной Республики Германия; на обращение в Военный комиссариат города Москвы о выплате пособия на погребение ею был получен отказ от 26 декабря 2016 года в связи с непредоставлением справки о смерти Кондакова В.Е. установленной формы N 33; Кондакова И.Л. п олагала данный отказ неправомерным, поскольку она имеет право на получение пособия на погребение, в выплате которого Военный комиссариат города Москвы отказал по формальным основаниям.
Рассматривая настоящее гражданское дело, суд по мотивам, изложенным в решении суда, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Кондаковой И.Л. исковых требований, сославшись на то, что возможность предоставления иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина, которые могли бы замещать справку формы N 33, законодательством Российской Федерации не предусмотрена; предоставление государственных гарантий по погребению лицам, проживающим до дня смерти за пределами Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрено; материалы дела доказательств, подтверждающих факт временного выезда в Федеративную Республику Германию Кондакова В.Е, не содержат; таким образом, поскольку истцом не представлена справка о смерти формы N 33 и документы, подтверждающие факт временного выезда до дня смерти на территорию иностранного государства Кондакова В.Е, постольку оснований для производства выплаты пособия на погребение у ответчика не имелось; тем самым, в удовлетворении заявленных Кондаковой И.Л. исковых требований должно быть отказано.
Однако, при этом, суд не учел, что в соответствии с положениями ст.ст. 2, 12, 56 ГПК РФ при рассмотрении конкретного дела суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением одних лишь формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным; оценка доказательств и отражение ее результатов в судебном решении является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Между тем, в нарушение требований закона суд ограничился формальной констатацией того, что истцом не представлена справка о смерти формы N 33, в результате чего по существу не обеспечил право на судебную защиту, гарантированную Кондаковой И.Л. положениями ст. 46 Конституции Российской Федерации, а равно действительную реализацию права на выплату истцу пособия на погребение, которое как таковое в ответе от 26 декабря 2016 года Военным комиссариатом города Москвы не отрицалось.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В кассационной жалобе Кондакова И.Л. указывает на то, что на день смерти 02 ноября 2016 года Кондаков В.Е. являлся сотрудником Министерства иностранных дел Российской Федерации и находился в служебной командировке в Хорватии (данный факт подтверждается справкой МИД России N 53285/кад от 22 мая 2017 года), в ФРГ он был доставлен для экстренного лечения***, которое не дало положительного результата, после чего Кондаков В.Е. скончался.
Данные доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, поскольку из материалов дела следует, что настоящее гражданское дело рассмотрено судом в первом судебном заседании от 24 августа 2017 года, в котором судом в нарушение положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ вопрос о временном характере выезда Кодакова В.Е. за пределы территории Российской Федерации на обсуждение не ставился, в связи с чем истец Кондакова И.Л. объективно была лишена возможности представить соответствующие доказательства в суд первой инстанции в отношении обстоятельств, которые суд счел юридически - значимыми.
Между тем, в соответствии со справкой Департамента кадров Министерства иностранных дел Российской Федерации от 22 мая 2017 года (л.д. 38) Кондаков В.Е, 04 августа 1954 года рождения, находился в служебной командировке по линии МИД России Посольстве России в Хорватии с 24 июля 2015 года по 02 ноября 2016 года.
Данная справка на основании положений ст. 327.1 ГПК РФ подлежала принятию судебной коллегией в качестве дополнительного доказательства по делу, однако, по существу была проигнорирована судом апелляционной инстанции при оценке правомерности данного судебного решения.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" от 12 января 1996 года N 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение.
Согласно п. 21 постановления Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941 предписано в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации; пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года N 460; пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
Постановлением Правительства РФ "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" от 31 октября 1998 N 1274 утверждена справка о смерти формы N 33.
Названная справка по форме N 33 Кондаковой И.Л. в связи со смертью Кондакова В.Е. выдана не была, в связи с чем судом в удовлетворении исковых требований Кондаковой И.Л. отказано.
Вместе с тем, судом не было учтено, что согласно ст. 13 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Гаагской "Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов" от 05 октября 1961 года настоящая Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.
Согласно ст. 2 Гаагской "Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов" от 05 октября 1961 года каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется настоящая Конвенция и которые должны быть представлены на его территории; под легализацией в смысле настоящей Конвенции подразумевается только формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
В соответствии со ст. 3 Гаагской "Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов" от 05 октября 1961 года единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен; однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.
Российская Федерация и Германия (ФРГ) относятся к числу государств - участников означенной Гаагской Конвенции.
Из материалов дела следует, что в связи со смертью Кондакова В.Е. в ФРГ компетентными органами ЗАГСа района "Митте" города Берлин выдано свидетельство о смерти Кондакова В.Е, на котором проставлен соответствующий апостиль и которое переведено в установленном порядке с немецкого языка на русский язык; в означенном свидетельстве содержатся следующие сведения: ФИО умершего лица, дата смерти, место смерти, дата рождения, место рождения, семейное положение, ФИО супруги.
Также в материалах настоящего гражданского дела имеется ответ Министерства иностранных дел от 02 декабря 2016 года на обращение Кондаковой И.Л. (л.д. 11), в котором указано, что справка о смерти, форма которой утверждена постановлением Правительства "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" от 31 октября 1998 N 1274, выдается российскими консульскими загранучреждениями только в случае регистрации смерти в одном из консульских учреждений с последующей выдачей российского свидетельства о смерти; в этой связи выдача указанной справки не представляется возможной; в ФРГ отсутствует законодательно закрепленная практика выдачи местными органами ЗАГС каких - либо справок, аналогичных российским, подтверждающих факт регистрации ими смерти и выдачи соответствующего свидетельства о смерти, а из представленных копий документов следует, что они уже легализованы должным образом для использования на территории Российской Федерации.
Таким образом, поскольку полученные истцом документы о смерти Кондакова В.Е. легализованы в установленном порядке и содержат необходимый юридически - значимый объем сведений, предусмотренный в справке формы N 33, на основании которой производится выплата пособия за погребение, а установление причины смерти умершего лица возможно на основании соответствующих медицинских документов, постольку формальное отсутствие справки формы N 33, которая объективно не была и не могла быть выдана истцу, само по себе не может служить основанием для отказа в выплате пособия на погребение, право на получение которого по существу не опровергнуто, исходя из общего предназначения Российской Федерации в качестве социального государства (ст. 7 Конституции РФ), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Таким образом, решение суда и оставившее его без изменения апелляционное определение судебной коллегии постановлены с существенным нарушением приведенных норм материального и процессуального права, в связи с чем законными признаны быть не могут.
При таких данных, кассационная жалоба истца Кондаковой И.Л. с делом подлежат передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.
Полагаю, что решение суда и апелляционное определение судебной коллегии подлежат отмене с направлением гражданского дела на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 384 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Кассационную жалобу истца Кондаковой И.Л. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 26 апреля 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24 августа 2017 года по гражданскому делу по иску Кондаковой И.Л. к Военному комиссариату города Москвы о взыскании пособия на погребение, судебных расходов
- передать с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.