Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., рассмотрев кассационную жалобу Кривошеева В.В., действующего на основании доверенности в интересах Максимовой В.Г., направленную посредством почтовой связи 01 февраля 2018 года и поступившую в суд кассационной инстанции 13 февраля 2018 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 марта 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04 октября 2017 года по делу по иску Максимовой В.Г. к ФСИН России о признании незаконным протокола в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устранении нарушенного права и принятии на учет,
установил:
Максимова В.Г. обратилась с иском к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и граждан РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 31 марта 2016 г. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальный выплаты для приобретения или строительства жилья, обязании поставить на учет с даты написания рапорта.
В обоснование заявленных требований Максимова В.Г. ссылаясь на то, что имея необходимую выслугу лет, 22 января 2014 г. обратилась в ГУФСИН России по Краснодарскому краю с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. Территориальной подкомиссией был подготовлен пакет документов и далее направлен в ФСИН России, однако ей было отказано в постановке на учет со ссылкой на непредставление всех необходимых документов. С таким решением истец не согласна, так как все необходимые документы были ею предоставлены и, кроме того, ФСИН России принимал решение больше положенного по закону времени, ее дочь проживает вместе с ней, является несовершеннолетней и поэтому предоставление документов о регистрации является чрезмерным.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 марта 2017 года постановлено:
Отказать Максимовой В.Г. в удовлетворении заявленных требований к ФСИН России о признании незаконным протокола в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устранении нарушенного права и принятии на учет.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04 октября 2017 года решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 марта 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего спора допущено не было.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты, а также порядок ее выплаты, в соответствии с п. 23 которого единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В пункте 5 Правил N 369 от 24.04.2013 закреплен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого.
В числе прочего п. п. "б" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и совместно проживающих с ним членов его семьи; п. п. "з" п. 5 Правил предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо заменяющих их документов.
Судом установлено, что 22 января 2014 года Максимова В.Г. обратилась с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Истец с 2016, а ее дочь с 12 июля 2012 зарегистрированы по адресу: *
Истец не представила в комиссию Управление ФСИН документы о регистрации дочери * года рождения, за последние 5 лет; сведений о том, где она ранее проживала и была зарегистрирована, не имеется.
Решением Комиссии ФСИН России 31 марта 2016 г. Максимовой В.Г. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, так как отсутствие указанных сведений исключило возможность комиссии ФСИН России сделать однозначный вывод об обеспеченности члена семьи заявителя жилым помещением, тогда как данное обстоятельство является ключевым для принятия решения о постановке лица на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Также суд установил, что в материалы учетного дела истцом не была представлена выписка из ЕГРП, содержащая информацию о ранее имевшихся у нее жилых помещений, в связи с чем истец лишила комиссию возможности установить факт ухудшения ею и членами ее семьи жилищных условий за последние пять лет.
Исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Максимовой В.Г, поскольку ей не были представлены все обязательные документы, предусмотренные п. 5 Правил, равно как и какие-либо заменяющие их документы, что не позволило ФСИН России проверить обеспеченность истца жилым помещением за последние 5 лет.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась.
Доводы истца о том, что при вынесении решения суд не учел, что в перечень документов, подлежащих представлению заявителем вместе с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, не входит требование о предоставлении информации о регистрации дочери за пятилетний период, судебная коллегия признала несостоятельными, поскольку они прямо противоречат положениям Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, при этом справка Совета территориального общественного самоуправления не является достоверным и надлежащим доказательством регистрации члена семьи истца.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель приводит доводы, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, необоснованность их отражена в судебных актах с изложением соответствующих мотивов и по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу.
Между тем изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
С учётом изложенного, оснований, предусмотренных ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Кривошеева В.В, действующего на основании доверенности в интересах Максимовой В.Г, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 марта 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 04 октября 2017 года - отказать.
Судья
Московского городского суда Масленникова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.